Роль физики и математики в образовании и воспитании современного человека
статья по физике
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Каждый год происходит огромное количество изменений абсолютно во всех сферах жизни человека, в том числе и в ценностно-ориентированных установках общества. Особенно много изменений происходит в образовании. Образование состоит из двух неразрывных процессов: обучения и воспитания. В современной системе образования в приоритете именно воспитание человека. Сегодня воспитание человека направлено на формирование у школьников любви к Родине, гордости за свою страну, патриотизма и семейных ценностей. В уроки, даже таких предметов как математика и физика, необходимо включать задачи, вопросы, материал связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, с фокусом на традиции и особенности регионов страны. От этого зависит всё духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_imatem_v_vosp.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль физики и математики в образовании и воспитании современного человека
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Каждый год происходит огромное количество изменений абсолютно во всех сферах жизни человека, в том числе и в ценностно-ориентированных установках общества. Особенно много изменений происходит в образовании. Образование состоит из двух неразрывных процессов: обучения и воспитания. В современной системе образования в приоритете именно воспитание человека. Сегодня воспитание человека направлено на формирование у школьников любви к Родине, гордости за свою страну, патриотизма и семейных ценностей. В уроки, даже таких предметов как математика и физика, необходимо включать задачи, вопросы, материал связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, с фокусом на традиции и особенности регионов страны. От этого зависит всё духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Обновленные ФГОС ООО призваны обеспечить: «личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание; формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России». Как в рамках урока воспитать эти качества и обеспечить требования стандартов? Какие средства, методы использовать учителю?
На мой взгляд, необходимо обогащать содержание урока:
- материалом по истории наук;
- включением задач практической направленности, соответствующих настоящему времени и нашим историческим традициям;
- активизацией познавательной деятельности учащихся, используя формы самостоятельной и творческой работы.
А также устанавливать межпредметные связи, показывая и разъясняя применение математики и физики в жизни, в технике, в производстве, вклад ученых в развитие своей страны.
Математика и физика развивают у человека такие важные качества личности, как:
- целеустремлённость и сильную волю;
- устойчивое внимание, сосредоточенность;
- хорошую память и логическое мышление;
- работоспособность и трудолюбие, честность и упорство;
- чувство предвидения, умение прикидывать и оценивать результаты;
- чёткость, аккуратность и реализм в своих суждениях и выводах;
И эти качества, наряду с интуицией, вдохновением, озарением, ведут к великим открытиям в науке.
Приведем примеры практико-ориентированных задач с содержанием, соответствующим настоящему времени и нашим историческим традициям:
Примеры (задачи, темы проектов) | Предмет, класс, тема урока | Воспитательный аспект |
Первый спутник в нашей стране был запущен 4 октября 1957 года. Его масса была 83,6 кг, а наибольшая высота полёта над поверхностью Земли 947 км. Определите силу всемирного тяготения между спутником и Землёй в максимальной точке подъёма над поверхностью Земли. | Физика, 10 класс, Сила всемирного тяготения. | Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
В годы ВОВ саперы использовали миноискатели, которые представляли собой генератор незатухающих электромагнитных колебаний звуковой частоты. Индуктивность контура была выполнена в нем в виде проволочного кольца. Когда кольцо, передвигаемое по земле, приближается к мине, в телефонных наушниках высокий тон сменяется на низкий. Попробуйте объяснить, как это получается. | Физика, 11 класс, Электромагнитные колебания. | Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
Московский Кремль ХI века занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислить площадь нового Кремля. | Математика, 5 класс, Решение задач с дробными числами. | Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
От подножия Мамаева кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступени 0,15 м, ширина 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана? | Математика, 5-6 классы, Решение задач с дробными числами. | Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
Проект по математике по теме: «Открытие собственного семейного бизнеса. Врачебный кабинет» (учащиеся в ходе выполнения проекта изучают понятия, относящиеся к бизнесу, сравнивают преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, учатся рассчитывать расходы и доходы, период окупаемости и дальнейшее развитие бизнеса) | Математика, 7 класс, внеурочная деятельность | Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий |
Проекты по физике: «Российские физики – лауреаты Нобелевской премии», «Достижения нашей страны в освоении космического пространства» | Физика, 9-10 класс, внеурочная деятельность | Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории, ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков |
В Забайкальском крае леса занимают 10 млн. га, из них в конце 20 века сосняки составляли 24 %, лиственничные – 30 %, березняк – 38%, осинник -6 %, другие – 4 %. В настоящее время площадь лиственничных пород уменьшилась на 10%. Какую площадь занимала каждая порода и какую площадь занимает лиственничный лес в настоящее время? Составьте сравнительные диаграммы. | Математика, 6 класс, Проценты, диаграммы | Экологическое воспитание: ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды последствий для окружающей среды |
В опытах великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711–1765) по капиллярным явлениям вода поднималась по капилляру на 26 линий (1 линия = 2,57 мм). Найдите внутренний диаметр трубки, которой пользовался ученый. | Физика, 10 класс, Свойства жидкости | Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков. |
Так же в целях воспитания учащихся чувства патриотизма, на уроках математики и физики нужно знакомить их с жизнью и достижениями ученых, внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки. У многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Большинство этих ученых были и есть настоящие патриоты своей страны. Это позволяет формировать и развивать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
Примерами таких уроков являются:
- урок 10 класса по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории» позволяет познакомить учащихся с биографией М.В. Ломоносова, и показать как благодаря его природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа он смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды;
- урок 11 класса «Ядерный реактор и применение ядерной энергии» знакомит учащихся с использованием атомной энергии в военных и мирных целях, способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир на примере биографии И.В. Курчатова.
Таким образом, на уроках физики и математики можно обеспечить гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, трудовое воспитание учащихся, формировать у школьников системные знания о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, культурном развитии. Через решение таких задач у школьников происходит развитие ума, воли и мира чувств…
Литература
- Примерная образовательная программа основного общего образования, 2022 г.
- ФГОС ООО, 2022 г.
- Н.А. Криволапова Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. –М.: Просвещение, 2013 г.
- https://resh.edu.ru/
- Концепции преподавания учебных предметов «Физика», «Математика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....
Нравственное и духовное воспитание современного человека
Материал подготовила для районного педсовета...
Нравственное и духовное воспитание современного человек (продолжение)
Это из опыта работы...
Нравственное и духовное воспитание современного человека (продолжение №2)
Выступление на районном педсовете...
Роль математики и физики в образовании и воспитании современного человека
В данной статье говорится о роли математики и физики в образовании и воспитании современого человека. При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методам...
Статья на тему:Образование и воспитание интеллигентного человека в современной России.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания интеллигентного человека в современном российском обществе. Перечислены причины, ведущие к обозначенным проблемам, а также даны ре...
Выступление на педсовете "Роль дополнительного образования в воспитании современного ребенка"
Воспитание есть процесс социальныйв самом широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги.Макарен...