Каковы духовные ценности современного человека...
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Эльвира Чойжалсановна Бадмаева

Урок обществознания в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakovy_dukhovnye_tsennosti_sovremennogo_cheloveka.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Каковы духовные ценности современного человека?

Цель: создать условия для формирования у обучающихся духовных ценностей

Задачи:

-выявление духовно-нравственных ценностей  современного человека

-формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся через анализ жизненных ситуаций

-воспитывать духовно-нравственные качества у обучающихся

1.Вводно-мотивационный этап:

Предлагаю посмотреть ролик…. Давайте обсудим о чем он? Ответы учащихся

О ценностях……

О чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? (тема)  – о духовных ценностях человека.

В просмотренном сюжете примеры высказываний, принадлежащих людям разных поколений, и если классическая литература однозначно определяет «Что есть духовные ценности и каковы они», то примеры из современной жизни неоднозначны

 Ситуации, происходящие в современной жизни противоречат некоторым ценностям, которые передаются из поколения в поколение.

Вот какие высказывания вы можете увидеть, заходя каждый день в социальную сеть «В контакте», «В одноклассники»:

Сегодня доброта не ценится, от нее люди наглеют….

Нужно научиться переступать через страдания и кровь других…

В мире и без того недостаточно любви и добра, чтобы их ещё можно было расточать для других…

Испытываю ли я угрызения совести? Память моя на этот счёт хранит молчание…

Верность и честность дорогой подарок, и не стоит их ждать от дешевых людей…

О чем свидетельствуют  данных высказывания?  О том, что в современном мире ценности обесцениваются.

 

 Значит, как мы уточним тему и цель урока?

Ответ ребят: духовные ценности современного человека,

Значит тема нашего урока: «Каковы духовные ценности современного человека?»

И что мы должны сделать на уроке? Какова задача нашего сегодняшнего урока?

- выявить духовные ценности современного человека

Я вам приготовила карту деятельности, содержащую

- Модели кластеров:

  1. Примеры ценностей из классической литературы
  2.  Духовные ценности  современного человека

В процессе деятельности у вас должно получиться два кластера.

2.Операционно-содержательный этап:

  1. Составление кластера

На уроках литературы вы изучаете различные произведения. О каких духовных ценностях говорят нам классики?  

ПРИВЕДИТЕ Примеры ценностей из классической литературы и заполните первый кластер.

А что мы имеем сегодня? Предлагаю разобрать ситуации(кейс-метод)

1 группа:

 Он убегал… в него стреляли люди… Проваливаясь лапой в рыхлый снег, Волк твёрдо знал: спасения не будет... И зверя нет страшней, чем ЧЕЛОВЕК… А в этот миг за сотни километров, Был в исполненье смертный приговор… Девчонка малолетняя там где-то Уже четвёртый делала аборт… Малыш кричал!!! Но крик никто не слушал… Он звал на помощь: «МАМОЧКА, ПОСТОЙ!!! Ты дай мне шанс, чтобы тебе быть нужным!!! Дай мне возможность жить!!! Ведь я живой!!!» А волк бежал… собаки глотку рвали… Кричали люди пьяные в лесу… Его уже почти совсем догнали… Волк вскинул морду и смахнул слезу… Малыш кричал, слезами заливаясь… Как страшно НЕ РОДИВШИСЬ УМЕРЕТЬ! И от железки спрятаться пытаясь, Мечтал в глаза он маме посмотреть. Вот только «маме» этого не нужно… Не МОДНО стало, видите ль, рожать… Она на глупость тратит свою душу… Своих детей «не в падлу» убивать… А волк упал без сил… так было надо… Он от волчицы ВАРВАРОВ увёл… Одна она с волчатами осталась, Когда он на себя взял приговор… Собаки рвали в клочья его тело! Но только душу волчью не порвать!!! Душа его счастливой мчалась в небо!!! РАДИ ДЕТЕЙ ЕСТЬ СМЫСЛ УМИРАТЬ!!! И кто, скажите, зверь на самом деле? И почему противен этот век??? А просто ЧЕЛОВЕЧНЕЕ НАС ЗВЕРИ… И зверя нет страшней, чем ЧЕЛОВЕК!!!

Анализ духовных ценностей….

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

 

 3 группа: 

Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит.. молока!
И тот стакан - дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире доброта!

Минуло много лет... он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!..

Квитанцию к оплате принесли,
Всю жизнь платить! - подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! Он рядом написал -
Оплачено стаканом молока!

Разбор ситуаций

Прием «остановка с чтением» в тексте про солдата.

Существует одна история, произошедшая в годы ВОВ.

Что такое дружба?

- Товарищ командир, мой друг не вернулся с линии фронта. Прошу вас разрешить мне вытащить его оттуда.
- Запрещаю, - отрезал офицер, - я не буду рисковать твоей жизнью ради того, кого уже, скорее всего, нет в живых.
Ослушавшись приказа, солдат все-таки пробрался на передовую, и час спустя, смертельно раненный, притащил на себе труп друга.
Офицер был вне себя от ярости.
- Я же говорил тебе, что его нет в живых. Теперь я потерял еще и тебя. Ну скажи, разве был смысл рисковать жизнью ради мертвого тела?
Умирающий солдат ответил: (прервать чтение)


- Да, товарищ командир, был. Когда я добрался до него, он все еще был жив. Увидев меня, он улыбнулся и сказал: "Я знал, что ты придешь за мной, брат".

Прочитать до слов «умирающий солдат ответил» и спросить, как вы думаете, что ответил солдат?

Какой вывод можно сделать, прочитав данный отрывок? (ученики выводят вывод)

Вывод: только человек, имеющий глубокие духовные ценности, такие как чувство долга,  преданность другу и т.д. мог совершить подобный поступок.

А как вы думаете, современный человек способен принести себя в жертву из-за чувства долга или, руководствуясь какими-либо другими духовными ценностями?

- конечно, и сегодня мы можем с гордостью назвать такие имена как Алдар Цыденжапов, Евгений Эпов …. Потому что это те люди, которые сохранили духовные ценности, которые им привили в детстве и пронесли их через всю свою жизнь. ………..

Поэтому мы, наверное, с уверенностью можем заполнить второй кластер

«духовные ценности современного человека»

Теперь я вам предлагаю поработать в группах и вывести самые важные, необходимые  на ваш взгляд духовные ценности.  Проанализировав свою карту деятельности, обобщите, выведите наиболее значимые духовные ценности….(Работа в группах)

Выступление групп, анализ каждой работы группы. А теперь давайте вернемся к нашей карте деятельности. Проанализировав личную работу сделайте пожалуйста вывод.

3.Рефлексивно-оценочный этап:

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Достигли мы цели урока? Презентация кластеров (выступление) нескольких учеников.

 Вывод делают учащиеся: И как бы стремительно не менялся и не развивался мир, несмотря на то, что мы живем в высокотехнологичном, конкурентном мире, мы всегда должны оставаться человеком и беречь и хранить наши духовные ценности. И совершая любые поступки, мы должны руководствоваться, прежде всего, чем? – духовными ценностями.

Продолжить строки стихотворения:

«Мир меняется, меняюсь я

Одно лишь только неизменно…»

Теперь я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке я вам приготовила лист оценки, каждый   оцените умения, которые сформировались в течении сегодняшнего урока и выведите оценку.

Домашнее задание: направлено на выработку стратегии или программы действий для развития своих духовных ценностей.

Что у вас сформировалось на сегодняшнем уроке?

1. Эссе «Как в любой ситуации оставаться человеком?»

      2.Написать проект социального проекта «Принесем радость детям!», в целях   благотворительной помощи в преддверии Нового года детям из реабилитационного центра

В завершении нашей работы я предлагаю посмотреть небольшой ролик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и духовное воспитание современного человека

Материал подготовила для  районного педсовета...

Нравственное и духовное воспитание современного человека ( выступление на районном педсовете)

Материал брала в  интернете, добавила свои комментарии, размышления на эту тему....

Духовные ценности современного общества

(11 класс, 2-х часовое занятие)      Данное занятие является повторительно-обобщающим по разделу «Духовная сфера общества» в курсе «Обществознания».  Повторение вкл...