Метод ученической вертикали или учение через обучение
статья по теме
В материале представлены приёмы по организации работы тьюторов на уроке английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_uchenicheskoy_vertikali_ili_uchenie_cherez_obuchenie.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод ученической вертикали или учение через обучение
Автор:
Романова Людмила Александровна,
учитель английского языка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа»
с.Парбиг, Бакчарский район, Томская область.
В настоящее время почти каждая сельская школа испытывает недостаток кадров, в том числе и учителей английского языка. При изучении иностранного языка в группе должно быть не более 20 учеников, оптимально – 10 -12. Столкнувшись с проблемой большой наполняемости классов, когда количество учеников в классе превышает 20 человек, я сделала вывод, что отработанные в практике и давно используемые формы и приёмы работы в маленьких группах (10 -15 человек) перестали быть достаточно эффективными. Не хватает времени для практики устной речи, чтения, потому что активность, особенно в среднем звене, всегда высокая. Дети привыкли, что на уроке каждого услышат, у всех обязательно есть возможность прочитать текст, проиграть диалог перед классом, задать вопросы, если что – то непонятно, что способствовало самоконтролю, добросовестной работе на уроках и при выполнении домашних заданий. Когда объединили группы в один класс, дети испытывали обиду, от того, что не спросили всех, кто хотел ответить, получить хорошую отметку; сразу стало заметно снижение мотивации изучения английского языка, ухудшились результаты. Возникла необходимость сочетания используемых форм и приёмов работы и поиска новых. Имея результативный опыт работы в использовании проектной деятельности, я предложила группе пятиклассников с высоким уровнем успеваемости разработать и реализовать новый проект «Учение через обучение».
В классе выбрали учеников, которые способны помочь одноклассникам в тренировке новых слов, исправлять ошибки, контролировать правильность выполнения заданий. Все дети с удовольствием поддержали мою идею и выбрали 5 тьюторов.
Затем разделили класс на группы, за каждой группой закрепили помощника. Определили время и место дополнительных занятий тьюторов для подготовки к работе на уроках. Одновременно тьюторы стали проектной группой. На первом занятии определили цель и задачи проекта, обязанности тьюторов, вместе разработали правила поведения на уроке, придумали девиз. Обсудили формы работы на уроке. После проведения нескольких уроков я сделала вывод, что наиболее продуктивными приёмами работы тьюторов в малых группах являются следующие:
При тренировке и закреплении лексики по теме:
Участники малой группы открывают словари с записанными новыми словами. Тьютор организует работу по цепочке: 1 ученик – слово на русском языке, 2 – переводит и т.д. Тьютор контролирует темп работы, правильность перевода и произнесения слов, помогает при затруднениях.
Игра «Снежный ком». Тьютор следит за ходом игры, представляет классу победителя.
Тьютор предварительно готовит листочки с заданиями для своей группы (вставь пропущенную букву, сопоставь слова и перевод, восстанови слово).
При формировании навыков диалогической речи, чтения:
Тьютор читает диалог в паре с учеником, затем меняются ролями, группа слушает.
Ученики читают диалог в парах, тьютор слушает первую пару, исправляет ошибки, затем слушает вторую пару, исправляет ошибки; контролирует темп работы.
Тьютор предварительно готовит задания на основе диалога (восстанови порядок реплик диалога, вставь пропущенные слова, добавь недостающие реплики, придумай свои), помогает выполнить задание в случае затруднения.
Выбирает лучшую пару, которая проигрывает диалог перед классом.
Составленные вместе с детьми правила поведения и обязанности тьюторов на уроке, описания форм работы тьюторов, разработанные ими задания (на листочках и в виде презентаций), фотографии уроков, результаты анкетирования учеников класса по определению наиболее продуктивных форм работы тьюторов (Как легче? Как быстрее? и т.д.) и достижения пятиклассников в предметной области «английский язык» оформляются в виде проектной работы.
Этапы работы над проектом
Определила, кто из учеников может стать помощником.
Разработали правила.
Правила:
- Не повышай голос.
- Если у твоей группы что – то не получается, повтори слово несколько раз.
- Слушай внимательно, не перебивай.
- Исправляй ошибки не в процессе работы, а после её завершения.
- Будь доброжелателен, используй слова: повтори за мной, попробуй ещё раз.
Придумали девиз: Знаешь сам – помоги другому!
Собираемся за день до урока, определяем объем материала, который нужно отработать на уроке, повторяем слова, диалог, выполняем тренировочные упражнения.
Для тьюторов появилась возможность проявить себя, у остальных учеников повысилась активность на уроке, исчез страх сделать ошибку и получить плохую отметку.
Несомненно, чтобы уроки, в основе которых - сочетание разных методов и форм работы, проходили эффективно, требуется более детальное планирование изучения темы, отдельных этапов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении как фактор повышения мотивации к учению через развитие познавательной активности учащихся
выступление на методическом обединении...
Презентация "Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии"
Презентация подготовлена для студентов педагогических учебных заведений....
Метод проектов - учение через обучение
Метод проектов –это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле св...
Развитие творчества и мотивации к учению через освоение программы элективных курсов по математике на ступени предпрофильной подготовки
Элективные курсы в 9 классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико - ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования .Поэтому э...
Технология "Учение через обучение"
Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) — методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть еёз...
Формирование УУД методом ученических проектов.
Формирование у ребёнка универсальных учебных действий создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учить...