Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
статья по теме
Опыт работы был представлен на Межведомственной НПК "Здоровье и образование: педагогические ресурсы здоровьесбережения", в марте 2011 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_informatiki.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа»
Здоровьесберегающие технологии
на уроках информатики
учитель информатики:
Ефремова Людмила Николаевна
Майск, 2011
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики"
Цель и задачи программы: Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
- Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";
- постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;
- постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;
Срок реализации: 2010-2013 год
Основные задачи учебной работы:
- Формирование у обучающихся современного уровня знаний, соответствующего государственным стандартам и выше;
- Формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:
- поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
- физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
- создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
- оптимальное сочетание "субъект-субъектных" отношений в образовательном процессе;
- использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих);
I. Обоснование программы
1.1. Описание проблемы.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компьютерного биоуправления.
II. Содержание
2.1. Содержание программы.
Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Таблица 1. Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
| Компонент здоровья | Темы | Содержание материала по здоровьесбережению |
8 класс | |||
1 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок | Техника безопасности поведения в кабинете |
Практическая работа «Операционная система WINDOWS» | Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | ||
Системы счисления. | Влияние состояния информационных ресурсов на организм человека | ||
Алгоритмы. Исполнители | Использование подвижных игр, имитирующих задачи | ||
Текстовый процессор | Составление практических заданий по тем «Здоровье и компьютер» | ||
|
| Информационное моделирование | Моделирование реальных объектов с помощью КП |
Моделирование в графическом процессоре | Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему | ||
Моделирование в программе POWER POINT | Составление социальнозначимых проектов | ||
9 класс | |||
2 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Компьютерные технологии представления информации | Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека |
Информационные технологии | Разработка тестов, анкет, их обработка | ||
Информационные системы | Системное мышление, позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче | ||
Реляционные базы данных | Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса | ||
Проектирование баз данных. | Построение моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников | ||
Информационная технология работы с объектами текстового документа | Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей | ||
Информационная технология работы с объектами в виде презентаций. | Создание учебного комплекса | ||
Информационная технология разработки проекта. | Социальные проекты « Жизнь без сигарет». | ||
11 класс | |||
3 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье | ||
Основы социальной информатики | Нравственные аспекты применения информационных технологий | ||
Сетевые технологии | Действие INTERNET на развитие человека |
Таблица 2. Гигиенические критерии рациональной организации урока
80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
| Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% | 85-90% | Более 90% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 4 - 7 | 2 - 3 | 1 - 2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11 – 15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7 – 10 мин. | Смена через 11 – 15 мин. | Смена через 15 – 20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не менее 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10 – 15 мин. | Через 15 – 20 мин | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2 - 3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. | Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем. |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности | Отсутствует |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин | До 30 мин. |
III. Пояснения работе по данной программе
При составлении тематического планирования я стараюсь предусматривать здоровьесберегающие компоненты. (Таблица 1). На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Содержание уроков математики, информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков (Таблица 2).
Также важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.
Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.
Подводя итог выше сказанному, хочется подчеркнуть, что главным объектом внимания любого педагога является его ученик. И если учитель придерживается в своей деятельности принципов здоровьесбережения, выполняя диагностические, коррекционные и формирующие функции, то здоровье учителя и его учеников - в надежных руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим к...
Использование Здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках информатики...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Презентация.Рассмотрены классификация ЗСТ, реализация на уроках информатики.Рассмотрены основные вредные факторы и профилактика при работе за компьютеромПредложены физкультминутки для снятия напряжени...
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...