Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
методическая разработка по теме
Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_informatiki..docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на МО
учителей информатики
на тему:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»
Учитель ГОУ «Санаторная
школа-интернат»
г. Калининска
Васылык М. В.
Декабрь, 2010г
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Результаты исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют, что 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают,
и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.
Только 10% процентов школьников можно назвать полностью здоровыми. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения.
Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
В первую очередь это условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.
Учебный процесс должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.
Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики
1 Компьютерные классы необходимо часто проветривать,
2 Жела тельна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широкими листьями.
3 На одно рабочее место с компьюте ром должно приходится не менее 6 кв. м. площади помещения.
4 Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики дол жна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.
5 Освещение должно быть яркое, но без бликов.
6 На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья
Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здо ровья детей и подростков.
Нормы работы за компьютером для детей.
|
|
|
|
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется. Ребенку дошкольного возраста разрешается проводить за компьютером не более 30 минут в день.
Снятие зрительной нагрузки .
Во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но работа на компьютере - не больше установленного времени и плюс доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья , поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.
Также необходим контроль за позой учащихся во время занятий, как при работе с тетрадью, так и при работе с компьютером.
Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.
Проведение физминуток на уроках
Проведение физминуток - это эффективный спо соб поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физминутки обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряже ние из-за длительного сидения за партой или за компьютером. Для того чтобы физ минутка оказывала универсальный профилактический эф фект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.
Продолжитель ность физминутки составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а мето дическую помощь в составлении комплексов упражнений оказы вает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, вхо дящие в физминутку должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.
Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд. Есть и другое упражнение: резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить процедуру 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть.
Для предупреждения зрительного утомления у учащихся я использую следующие упражнения:
1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
2. Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
3. Исходное положение - сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-раз.
4. Исходное положение - сидя. Смотреть на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
5. Исходное положение сидя, закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.
В нашей школе кабинет информатики расположен на втором этаже, окнами он выходит на запад. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо, на каждой перемене открывается форточка для проветривания. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу.
Все выше перечисленные факторы приводят к тому, что на сегодняшний день педагогам бесспорно необходимо применять здоровьесберегающие технологии на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.
Литература:
- Аветисов Э.С. «Охрана зрения у детей.» – М.: «Медицина», 1975.
- Вострокнутов И.Е. «Почему устают глаза при работе на компьютере.» ИНФО. – 2002, №1.
- Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. «Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе.»
М.:«Модэк», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим к...
Использование Здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках информатики...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Презентация.Рассмотрены классификация ЗСТ, реализация на уроках информатики.Рассмотрены основные вредные факторы и профилактика при работе за компьютеромПредложены физкультминутки для снятия напряжени...
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...
Методические рекомендации по информатике на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»
Я не знаю большей красоты, чем здоровье.(Г. Гейне)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у...