Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.
методическая разработка по теме

Разувайлова Наталья Ивановна

здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_trudovoe_vospitanie.doc143.55 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание  в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.

Разувайлова Н.И.

Воспитатель ГКОУ РО детский дом №3 г. Таганрога

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский  

Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада.

В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение и мастерство.

Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Задача педагогического коллектива - научить детей всему тому, что потребуется после выхода из детского дома, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.  

Выбор профессии, свободная ориентация в многообразии современных производств и профессий, навыки и умения взаимодействовать с людьми и коллективом - все это должно быть заложено в каждом воспитаннике. Покидая детский дом, ребенок должен иметь творчески мыслящую умную голову и умелые руки.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

 «Когда труд –  удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь рабство!» М.Горький.

Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда  удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего.

В своей работе мы выделяем несколько этапов формирования любви и потребности в труде у ребенка, на которые хотели бы обратить  внимание:

Название этапа

характеристика

Основные мероприятия

Ознакомительный

происходит у каждого ребенка по мере поступления в детский коллектив, а именно в нашу группу

Беседа-Знакомство «Наша семья»;

Игра-беседа «Лентяев не держим»;

Игра «Для каждого мастера – своя забота!»

Деятельностный

начинается с момента адаптации ребенка в коллективе, характеризуется исполнением общеобязательных норм (санитарно-гигиенических, а также правил самообслуживания).

Внесение прибывшего в список дежурств по группе, комнате;

Закрепление за бригадой объектного дежурства;

Профилактические беседы по поводу гигиены, самообслуживанию;

Введение системы шефства и поручений(старшие помогают младшим, выбирается командир, следящий за исполнением правил и норм)

Поисковый или пробный

характеризуется попытками воспитанника под руководством воспитателя и специалистов узкого профиля найти собственное дело, секцию, кружок, где ребенок будет  приобретать навыки новой деятельности.

Ознакомление ребенка со всеми возможными занятиями; диагностирование возможностей и личных желаний ребенка.

Диалогово-

регулятивный

совместный контроль педагога и ребенка за деятельностью воспитанника, оценка результатов; в случае с денежным подкреплением труда ребенка организациями или другими третьими лицами помощь в распределении средств(заключается в беседе, в которой ребенок сам должен выяснить на что необходимо потратить или отложить средства).

На этом этапе мы предлагаем каждому ребенку составлять свои личные дневники: «Мои успехи и достижения»;

«Прихода-расхода денежных средств», которые наглядно отражают и достижения и адекватность распределения денег.

Контролирующий

характеризуется комплексом мероприятий по стимуляции потребности у детей к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на  осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни и стремлению к разумному распределению денежных средств.

Беседы, ролевые игры, просмотр фильмов о профессиях, встречи с людьми-представителями различных сфер деятельности.

Подробнее раскроем содержание выше перечисленных этапов.

Первый этап начинается с момента, когда к нам в группу приходят дети, мы учим их бережному отношению к детскому дому с самого первого дня. Показываем множество поделок, рисунков, вышивок, оформленные спальни – все, что  сделано руками таких же детей. Стараемся заинтересовать вновь прибывших в ручном труде.

 Почти все дети приходят в детский дом, не имея навыков по уходу за собой. И следующий второй этап заключается в организации «собственного» труда.  Девизом этого этапа становятся слова Леонардо да Винчи: «Счастье достается тому, кто много трудится».

Прежде всего приучаем к аккуратному исполнению санитарно-гигиенических норм ухода за одеждой, обувью. Правильно заправить постель, гладить вещи, делать мелкий ремонт, стирать.

Мелкие вещи, даже первоклашки учатся стирать самостоятельно. А если нужно пришить пуговицу - для этого не нужно бежать к швее, а следует попробовать самому.

В этих делах хорошо оправдывает себя система шефства старших над младшими. Эти, кажущиеся мелочи, имеют воспитательное значение, вырабатывают собранность, чувство собственного достоинства, ответственность за другого человека.

Постоянный напоминания о том, что это твой дом, и от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших и основных компонентов трудового воспитания. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, проветрить помещение, помочь почистить картофель на кухне и т.д. Все эти простые вещи учат делать работу осознанно, с пониманием сути своих действий.

На третьем этапе, когда ребенок постепенно входит в коллектив имеет собственные дела, мы спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего дома, чем ты хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, секций, познакомиться с работой в компьютерном зале, подыграть на шумовых инструментах в оркестре, попробовать спеть в микрофон, под музыкальное сопровождение, выделяем склонность и интерес ребенка к чему-либо. В то же время закрепляем за ним обязанности в группе (полив цветов, уход за рыбками) часть территории (клумба, кустарник и т.д.) за которым, как объясняем, так необходим уход.

Нам близко мнение, что труд - это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать. И труд вовсе не способность, что либо сделать, а сама деятельность, которую также можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать.

В выработке многих умений и навыков, в повышении интереса к различным видам искусства, технике и техническому творчеству имеет участие детей в различных кружках. Наш детский дом раньше был музыкально - эстетического профиля, но и сегодня у нас есть оркестр народных инструментов, танцевальный коллектив, ансамбль русской песни,  вокально-инструментальный ансамбль, кружок декоративно-прикладного искусства, ИЗО, индивидуальные занятия по овладению музыкальными инструментами. Мы создаем множество возможностей проявить себя, предлагаем альтернативу противоправным делам, ребенку остается лишь сделать выбор.

Масса конкурсов, фестивалей, концертов на шефствующих мероприятиях и концертных площадках города. Ребенок на сцене чувствует свою значимость, нужность людям, верит в свои силы, чувствует себя уверенно и в жизни, общителен, культурен. Те, кто приезжает с концертами в наш дом, постоянно удивляются, как дети умеют слушать, ценить творчество других. А ведь это потому, что сами дети занимаются, они понимают, как трудно овладеть игрой или вокалом, сколько нужно заниматься на инструменте, когда можно погулять или посмотреть телевизор.

Следующий четвертый этап открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением. Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.

Старшие ребята хотят иметь свои деньги. Научить распоряжаться ими правильно еще одна не менее важная задача каждого воспитателя. Работают воспитанники круглый год. Молодежная биржа труда оплачивает работу по благоустройству города, ребята распространяют городские газеты, выполняя посильные операции. Они учатся зарабатывать деньги и ценить труд, который нужно вложить, чтобы получить материальные блага.

Некоторые «спускают» сразу заработанное на безделушки, сладости. Некоторые покупают хорошие вещи, некоторые копят на дорогую покупку, даже помогают родителям и родственникам.

Многие дети покупают и хранят вещи, которые будут нужны после выхода из детского дома (постельное, кастрюли и т.д.).

Воспитатель наблюдает и корректирует правильное отношение к деньгам и контролирует распределение расходов.

Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь ввиду, что труд не только средство создания материальных ценностей, но и мощный фактор формирования внутреннего мира человека, его нравственных убеждений. «Тело, сердце и ум человека требуют труда».

Литература.

  1. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980
  2. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.
  3. Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей»пед.сочинения в 8т.,т.4.
  4. Мудрость тысячелетий/ автор-сост.В.Балязин. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 304с.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Дополнительное образование, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями.

В статье даются рекомендации о необходимости включения воспитанников с особыми образовательными потребностия в различные виды внеурочной деятельности....

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

В статье раскрываются условия развития творческих способностей воспитанников средствами театральной деятельности. ...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Индивидуальная программа профессионального развития "Трудовое воспитание в детском доме"

                                               «Самое воспитание, если он...

Изучение и пропаганда искусства народных художественных промыслов как эффективное средство развития личности ребенка

На современном этапе возрождение народной культуры, в том числе народных художественных промыслов является важным фактором активного формирования у обучающихся ценностных ориентаций, гражданственности...