Самостоятельная работа студентов на уроках иностранного языка.
статья по теме
Самостоятельная работа является одним из компонентов обучения иностранному языку. Она учит студентов самостоятельности, развивает творческую активность. При организации самостоятельной работы можно использовать различные формы обучения, в том числе и интерактивные формы обучения. Следует использовать такую форму обучения на каждом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_studentov.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа студентов
на уроках иностранного языка.
Самостоятельная работа является важнейшим компонентом учебного процесса. Основными принципами, лежащими в основе организации самостоятельной работы студентов, являются принципы научности, активности, системного подхода, сознательности и самостоятельности обучения; связи индивидуального с коллективным; единства конкретного и абстрактного; доступности, прочности и надежности знаний. На основании этих принципов определяем степень сложности материала, его объем, формы и методы обучения.
Обучать самостоятельной работе – значит учить трудиться. Большое значение при этом имеет правильная организация самостоятельной работы студентов. Важно чтобы обучаемые:
- испытывали желание трудиться для усвоения предмета;
- умели рационально распределять свои силы на уроке и во внеурочное время;
- ощущали удовлетворение от получаемых знаний;
- чувствовали ответственность за результаты учебного труда.
Иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями по развитию самостоятельности мышления. В примерной программе по дисциплине « иностранный язык» четко выделены требования к содержанию и организации самостоятельной работы.
Задачи:
1. Развитие умения самостоятельно совершенствовать знание иностранного языка;
2. Расширение практики речевого общения;
3. Развитие творческих способностей студентов и предложение различных видов самостоятельной работы:
- учебные задания на занятиях;
- выполнение учебных заданий вне аудиторно.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы отрабатывается в классе под руководством преподавателя. От курса к курсу увеличивается объем и сложность самостоятельной работы. Для того, чтобы самостоятельная работа студентов проходила наиболее эффективно, при определении домашнего задания очень подробно его объясняю, стремясь к тому чтобы каждый учащийся понял что и как нужно сделать.
Практическое овладение студентами иностранным языком предполагает у них наличие умения в различных видах речевой деятельности:
1. в области устной речи (говорения);
2.в области чтения;
3.в области письма.
В рациональном использовании самостоятельной работы кроются значительные резервы повышения мотивации обучения.
Но здесь встаёт вопрос. Насколько такая форма работы приемлема к предмету иностранный язык? Не противоречит ли эта форма обучения предполагающая, что учащийся находиться как бы, «наедине с собой» сущности предмета, в котором на первом месте – общение с людьми, партнерство? Несомненно, устная речь, говорение осуществляются непосредственно в присутствии собеседников, роль которых выполняют преподаватель и одногруппники его употреблении. Однако ведь обучение говорению предполагает определённые подготовительные стадии необходимые для общения и здесь самостоятельная работа является наиболее адекватной формой. В самостоятельную работу при прохождении темы включаю отдельные звенья работы над языковым материалом: знакомство с лекцией частичную тренировку в его употреблении, например выучить слова, самостоятельно подобрать антонимы, синонимы, омонимы слов. Соединить слова по смыслу; составить из слов предложения; ответить на вопросы; составить диалог и так далее. Одним из приёмов обогащения словарного запаса иностранного языка является словообразование. Студенты выполнят самостоятельные задания такие как: определите от каких слов образованы существительные(прилагательные, наречие); каким образом образуются новые слова, например слово successfully-успешно; какова роль предлогов у глаголов, например: войти во внутрь-come in; выйти наружу-go out; включить-switch on; выключить-switch off.
Практикую проблемные задания. Их цель – научить коротко, четко высказывать своё мнение, вносить предложения, сравнивать, соглашаться или опровергать утверждения других. Учебные проблемы должны гарантировать заинтересованность всей группы и конечно же отвечать возрастным особенностям студентов. Проблемные задания можно предложить на разных этапах урока, но особенно эффективный они на его заключительной стадии так как позволяют резюмировать пройденный материал. На первом курсе пройдена тема «Мой город». Ставлю проблему: «Что можно сделать, чтобы наш город был еще красивее? Чтобы людям в нем лучше жилось?». Обсуждение проводиться в форме «лавинного опроса», когда студенты приводят первые приходящие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. Например: To clean streets regularly, to grow many flowers, no smoking, no drinking, to build many beautiful houses. Затем студенты записывают и систематизируют основные характеристики. На третьем курсе проблемные задания более сложные. Например: сформулируйте ваши мнения относительно моратория на смертную казнь: за и против; аргументируйте. Или такая проблема: ваше мнение, какие меры необходимо принять, чтобы уменьшить количество преступлений.
Естественно, что сначала студенты изучают соответствующую профессиональную лексику, читают текст и, как заключительный этап, предлагают решение проблемы.
Применяю модель группового решения проблемы. Например, практикую такую форму самостоятельной работы, как работа группой. Делю группу на подгруппы, и в каждой из них роль учителя выполняет студент, обычно тот, который неплохо знает язык. Группа получает задание. Например: после изучения грамматики спряжения глагола to be в трех временах предлагаю выполнить лексико-грамматическое упражнение письменно для закрепления этой грамматики. Старший в каждой группе руководит всей работой , по очереди всех опрашивает: какую форму надо вставить и сам же оценивает их ответы и исправляет ошибки. Я, конечно же, отслеживаю весь процесс, но не вмешиваюсь и обычно с его оценками соглашаюсь. Хочу отметить, что это очень продуктивная форма работы. Ребята более активны и никаких замечаний нет.
Иногда вместо себя сажаю за стол более сильного ученика, который ведет урок и оценивает ответы. Это удачнее всего происходить при чтении текстов. Вообще чтение – это вид деятельности, который совершается учащимся наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует. Тексты вообще являются важным источником информации для самостоятельной работы. Они являются носителями не только содержательно-смысловой, но и лингвистической информации. Поэтому нужно побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, научить их извлекать из текста необходимую информацию. Тексты должны соответствовать возрастным интересам обучаемых, отражать межпредметные связи. Как же приучить студентов к самостоятельному чтению на иностранном языке ?
1. Формировать мотивацию данного вида речевой деятельности, прививать интерес к чтению;
2. Научить преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста. К текстам даю задания. Их можно дать как в начале, так и в конце работы с текстом. Задания помогают учащимся лучше осмыслить прочитанное. Выделив главное в содержании, понять основную идею, стимулируют мыслительную деятельность.
Чтобы студенты смогли сориентироваться в тексте, даю небольшое резюме в начале каждого текста.
Например:
-в нескольких предложениях кратко излагаю содержание текста;
- в сокращенном или полном варианте даю начало текста на русском языке;
- привожу одно-два предложения из текста, отражающие основную идею;
- в нескольких предложениях даю основную идею текста.
Особенно положительные результаты достигаются при работе с газетными текстами.
При обучении письму также использую самостоятельную работу, как метод обучения. Например при прохождении темы «Ярмарки и выставки» после посещения торгово-выставочного комплекса предлагаю самостоятельно написать письменное сообщение – изложение о посещенном комплексе. Но сначала даю установку в виде опорных вопросов:
Где расположен комплекс?
Как добирались до него?
Что особенно Вас привлекло?
Что понравилось в организации торговли?
Что не понравилось?
Что бы Вы изменили.
А вот при обучении грамматике редко использую эту форму обучения, так как в силу своего обобщенного характера грамматика атематична, поэтому мотивировать её усвоение непосредственно, исходя, из речевых потребностей не представляется возможным. Здесь я сама объясняю новый материал, но обязательно с привлечением студентов и обязательно с опорой на уже пройденный материал и на связь с другими предметами. Например, русский язык. А затем идет закрепление в виде лексико-грамматических упражнений. На этом этапе использую элементы самостоятельной работы.
В заключении хочу сказать, что иностранный язык по своей специфике предполагает использование самостоятельной работы как формы обучения на каждом уроке. Но это совсем не значит, что учитель дал задание, к примеру: читайте и переводите текст, и на этом его функции закончились, сел за стол и занялся своими делами. Ведь в учебных условиях самостоятельная работа является лишь относительно самостоятельной. Студенты испытывают косвенное воздействие учителя, позволяющее им ощутить себя активным субъектом учения. Преподаватель должен вызвать мотивацию самостоятельной работы, обеспечить её рациональный и результативный ход. Тогда и результат будет на лицо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык
Представлен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык.Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются продуманные и систематизи...
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.
В данной статье обобщается опыт работы преподавателей Белгородского строительного колледжа по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, определяются е...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Central Bohemia University (CBU), Czech RepublicFinancial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul BranchNovosibirsk State Technical University –Faculty of Business, Ru...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Презентация выступления по теме "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка"...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Иностранный язык (английский) специальность 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения»
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня...