Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.
статья по английскому языку на тему
В данной статье обобщается опыт работы преподавателей Белгородского строительного колледжа по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, определяются ее цели, типы и формы; раскрывается процесс внедрения новых информационных технологий во внеаудиторной работе по иностранному языку, который закладывает основы для полноценной реализации традиционного педагогического потенциала и для выстраивания новой системы обучения, имеющей своей целью формирование полноценной творческой личности.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyasamrab.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Н.В.
преподаватель иностранного языка,
Белгородский строительный колледж.
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента – это способ активного, целенаправленного приобретения им новых знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, дает возможность быть сознательным и активным гражданином и созидателем.
Образовательными целями самостоятельной работы являются:
- развитие общеучебных навыков и познавательных способностей студентов: инициативы, самостоятельности и организованности;
- развитие исследовательских умений;
- развитие ответственности за собственное образование;
- повышение эффективности аудиторных занятий.
Дидактические цели самостоятельной работы студентов – это:
- расширение и углубление знаний;
- закрепление и систематизация знаний;
- формирование практических умений и навыков;
- перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание.
Основными типами самостоятельной работы являются:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применения его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на формирование знаний - трансформаций и способов исследовательской деятельности.
Именно на данных типах основана самостоятельная внеаудиторная работа студентов при изучении иностранного языка в Белгородском строительном колледже. В целом, внеаудиторная самостоятельная работа студентов в Белгородском строительном колледже организуется в соответствии с требованиями стандартов, а так же Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования РФ от 29.12.2000г. № 16-52-138 ин/16-13), предусматривающими вопросы планирования, организации и руководства самостоятельной работой студентов. Согласно ГОС СПО 2002 года на внеаудиторную самостоятельную работу при изучении дисциплины «Иностранный язык» отводилось 30% учебного времени. В соответствие с ФГОС нового поколения время самостоятельной внеаудиторной работы студента составляет 50% от аудиторных часов на 1 курсе, и 20% на всех последующих.
На протяжении многих лет преподавателями реализуется четкая система ведения папок-накопителей или портфолио студентов по выполнению самостоятельной работы, куда собираются все оформленные задания с 1 по 4 курс.
Основными формами внеаудиторной самостоятельной работы при обучении иностранному языку являются: доклад, сообщение, творческий проект (презентация, газета, макет), творческое задание (сочинение, деловое письмо, кроссворд, резюме), письменная /зачетная работа.
Как показывает практика, самостоятельная работа вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности. Всякая самостоятельная работа студентов должна начинаться с определенной установки, от которой зависит то, какие детали или объекты будут восприниматься более ярко. Основное средство формирования установки – это словесная инструкция преподавателя (актуализация проблемы).
Итак, на 1-х курсах при изучении темы «О себе» студентам предлагается написать сочинение о своей семье или составить генеалогическое дерево. Тема «Моя повседневная жизнь» включает такие виды самостоятельной работы как составление распорядка дня, сочинения «Дом моей мечты», «Мой собственный магазин», рекламное объявление «Сдается комната», составление кроссворда, оформление рецепта любимого блюда, меню ресторана. Тема «Здоровье и спорт» - это сочинение «Мой любимый вид спорта» или загадка о любом виде спорта. По теме «Досуг» студенты так же пишут сочинения «Мое увлечение», «Из истории кино/ музыки…» или оформляют рекламу туристического агентства. Самостоятельная работа по теме «Природа и человек» - это составление прогноза погоды, сочинение «Мое любимое время года», сообщения или доклады «На грани исчезновения», «Наша зеленая планета».
На старших курсах студенты составляют резюме, пишут деловое письмо, а также оформляют зачетные работы, включающие в себя переводы спецтекстов по своей будущей специальности и задания к ним. Кроме того, студентам предлагается сделать переводы поэтических произведений в стихотворной форме, выполнить сообщение или доклад о выдающихся деятелях стран изучаемого языка.
Активно используется преподавателями метод проектов, являющийся сутью развивающего, личностно-ориентированного обучения, дающий возможность развивать мыслительную деятельность студентов, их познавательные интересы, формировать и развивать умения и навыки практического владения иностранным языком. В процессе обучения иностранному языку метод проектов используется в рамках программного материала практически при изучении любой темы. Результаты проектов выражаются в создании газет с иллюстрациями и текстами, сообщений и докладов на языке, изготовлении макетов, плакатов, таблиц, создании мультимедийных презентаций. Наша работа по созданию таких презентаций включает несколько этапов: подготовительный (осмысление сюжета, подбор языкового и речевого материала, обработка интернет ресурсов), работа с мультимедийными средствами (конструирование и демонстрация набора слайдов), воспроизведение, учебное использование. При защите проектов осуществляется диагностика уровня коммуникативных компетенций студентов. Так же демонстрация проектов проходит при проведении традиционных ежегодных студенческих конференций, внеклассных мероприятий по иностранному языку. Кроме того, студенты охотно выполняют презентацию по теме «Мой колледж» с использованием собственного цифрового фото, рассказывая об истории нашего учебного заведения и его основных структурных подразделениях. У студентов отделения ТОиРАТ интерес вызывают проекты, связанные с автомобилями, их устройством и основными техническими характеристиками. Тема «Свободное время» так же открывает простор для творчества и рекомендуется для выполнения в редакторе Mover Maker.
Одной из последних тенденций в организации самостоятельной работы является использование Prezi.com, веб-сервиса, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой, предполагающего большое количество возможностей для визуализации презентаций посредством использования видеоматериалов, графики и др. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов). В отличие от «классической» презентации, которая разбита на слайды, в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда. Наибольшую заинтересованность в освоении данного веб-сервиса проявили студенты старших курсов, которые разработали многофункциональную презентацию «Моя будущая профессия - строитель».
Таким образом, процесс внедрения новых информационных технологий во внеаудиторной работе по иностранному языку закладывает основы для полноценной реализации традиционного педагогического потенциала и для выстраивания новой системы обучения, имеющей своей целью формирование полноценной творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО
Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык
Представлен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык.Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются продуманные и систематизи...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Методические рекомендации по немецкому языку для студентов СПО....
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык.
Методические рекомендации по английскому языку для студентов СПО 1 курса...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями рабочей программы « Английский язык»...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учебная дисциплина: «Русский язык»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специа...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2-4 курсов в курсе преподавания учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"
Методические рекомендации по организации внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности" разработаны для обучающихся 2-4 курсов СПО по специал...