компетентностный подход в школьном образовании
методическая разработка по теме
доклад на заседании Школьной методической лаборатории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obrazovanii_i_ege.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад Феоктистовой Е.Н. на заседании Школьной Методической лаборатории на тему:
Компетентностный подход в образовании и ЕГЭ
Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах, поскольку знания и умения как единицы образовательного результата, характерные для традиционной школы, теперь необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в информационном обществе. Все более востребованными становятся такие качества человека, как способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности, способность и готовность учиться и переучиваться, выстраивать эффективную коммуникацию. Иными словами речь идет об изменении единиц организации содержания образования и изменении способов оценивания эффективности образовательного процесса. Именно в этом и заключается сущность перехода к компетентностному подходу, акцентирующему внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в проблемных ситуациях.
На сегодняшний день нет единой системы классификации компетенций, также как нет единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека.
Вот пример компетентностной модели личности из современной педагогической литературы России.
Ключевые:
| По видам деятельности:
| По сферам общественной жизни
| В отраслях общественного знания: 1. в математике 2. в физике 3. в гуманитарных науках 4. в обществознании и т.д. |
В отраслях общественного производства 1. в области энергетики 2. в области связи 3. в области обороны 4. в сельском хозяйстве и т.д. | По составляющим психологической сферы
| В области способностей 1. в физкультуре 2. общеучебные 3. исполнительские 4. художественные 5. педагогические 6. социальные 7. технические 8. творческие 9. практические и т.д. | В областях по ступеням социального развития и статуса 1. готовность к школе 2. компетентности выпускника школы 3. молодого специалиста 4. специалиста-стажера 5. руководителя |
Совет Европы называет следующие ключевые компетенции:
- Политические и социальные
- Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе
- Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением
- Компетенции, связанные с возникновением общества информации
- Способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Стратегией модернизации образования предполагается, что ключевые компетенции будут положены в основу обновленного содержания общего образования.
В их число войдут информационная, социал - правовая и коммуникативная компетенции.
И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий.
Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, предусмотренных ЕГЭ, убедительно свидетельствует, что для того, чтобы получить максимально высокий балл, необходимы комплексные знания и целый ряд специальных умений по осуществлению познавательной деятельности. Среди них решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в зависимости от освоения того или иного предметного содержания, на котором каждое задание выполняется. Самые сложные задания носят интегральный характер.
Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, будут применяться методики, соответствующие принципам личностно-ориентированного обучения.
Необходимо развивать у учащихся:
- умения анализировать состав задачи
- определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде
- отрабатывать навык переформулирования задачи
- выделять свойства объекта
- на основе дополнительной информации выдвигать гипотезу
- способность находить подходы к задачам, методы решения которых им еще неизвестны
- составлять план решения задачи
- умение аргументировать промежуточные выводы,
- вырабатывать обобщенный алгоритм решения (если это возможно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...
Что такое компетентностный подход в современном образовании?
Размышления школьного учителя...
Компетентностный подход в дополнительном образовании детей.
Сообщение на заседании методического объединения. Освещены вопросы компетентностного подхода в современном дополнительном образовании детей....
Компетентностный подход в дополнительном образовании детей
Презентация, иллюстрирующая сообщение "Компетентностный подход в дополнительном образовании детей"...
Компетентностный подход в дополнительном образовании детей
Слайд - шоу, рассказывающий о компетентностном подходе к детям в сфере ДО...
Компетентностный подход в школьном образовании
Основой компетентностного подхода в образовании стало деятельностное содержание образования, при этом ставится вопрос о способах деятельности учащихся. Школьные программы призваны отр...