Обобщение опыта
статья по теме
18 лет работы в школе - это , наверное, не так уж и много. Но уже есть чем поделиться, есть то, чему можно подвести некоторый итог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 32.42 КБ |
obobshchenie_opyta.pptx | 93.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
«Если долго идти вперед, куда-нибудь обязательно, да и придешь»
(Л.Кэролл. Алиса в стране чудес)
Процесс построения открытого общества в России, требования, которые ставят перед отечественной системой образования современные общественные реалии и интеграция её в мировое сообщество, в том числе образовательное, способствуют активной и системной модернизации национальной образовательной системы. Такие основополагающие документы, как «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.», «Программа создания системы открытого образования», «Электронная Россия на 2002- 2010 гг.» определяют
значительную роль средств информационных коммуникационных технологий на пути модернизации российского образования.
В настоящее время в отечественной системе образования отчетливо заметна конкуренция двух моделей образования: «классической» и «прагматической». Первая модель основана на передаче знаний от учителя к ученику. Вторая модель условно называется «американской» и базируется на конструктивистской теории. Она близка личностно-ориентированной модели обучения, так как акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности. Также меняется приоритет языкового образования в области формирования видом языковой компетенции – если раньше основной упор в обучении делался на овладении навыками чтения и перевода и освоении грамматического материала, то сегодня на первый план выходит формирования у учащихся навыков устойчивой языковой компетенции в различных коммуникативных сферах и с использованием всего спектра языковых средств и приемов, характерных для полноценной коммуникации. Определенные изменения в подходе к обучению иностранным языкам играет также переход на систему ЕГЭ с ее разноплановыми и часто творческими заданиями, направленными именно на контроль умений и навыков языковой коммуникации.
Что же такое компетентность и компетенция?
Компетентность: обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Ключевые компетенции - наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной, так и во вне профессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д.),
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции,
- общекультурные компетенции,
- учебно-познавательные компетенции,
- информационные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- социально-трудовые компетенции,
- компетенции личностного самосовершенствования.
Уверен, что с точки зрения реалий современного школьного образования необходимо формировать все эти типы компетенций. Однако применительно к преподаванию английского языка выделю три наиболее значимые компетенции – учебно-познавательные, информационные и коммуникативные.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Технология развития компетенций ученика способствует:
--Активизации познавательной деятельности учащихся.
--Развитию вариативности мышления, свободы выбора необходимых и достаточных средств для реализации этой компетенции.
- Общему повышению мотивации изучения иностранного языка.
- Развитию поиско-исследовательской деятельности учащихся.
Реализация этой технологии может достигаться различными метиодическими средствами. Я определил для себя следующие средства:
- Использование современных форм обучения на уроке (ИКТ-технологии, в первую очередь):
- Упор на активные виды речевой деятельности (говорение и письмо), привязка видов деятельности к практическим ситуациям и нуждам учащихся.
- Активное использование тестирования всех видов и форм для объективации полученных результатов.
ИКТ-технологии.
По данным исследований, в памяти человека остается четверть им услышанного материала, треть им увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
ИКТ-технологии при их правильном применении могут дать уникальный эффект, при котором у учащегося развивается сразу вся линейка компетенций, причем этот процесс может эффективно регулироваться на любой стадии обучения, от начальной до предвыпускной.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- Использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
- Деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Не последнюю роль также играет обучение учащихся в процессе совместной работы навыкам работы в Интернете, особенно на иноязычных сайтах.
Соответственно, я определил для себя следующий задачи преподавания:
- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;
- проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению;
- воспитывать культуру личности, отношение к изучаемому предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- проанализировать результативность проведенного исследования.
Я думаю, что наличие познавательного интереса и информационной компетенции положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на формирование личности школьника и его подготовку к адаптации в современном мире.
В процессе обучения у школьников формируются в первую очередь ключевые компетенции. Чем раньше начинается диагностирование результатов формирования компетенций, тем лучше. Традиционно такая диагностика ведется мной обычными средствами – при помощи тестовых и контрольных заданий, самостоятельных работ с варьируемым уровнем сложности. Но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. В первую очередь обращаю внимание на следующие моменты:
- развитие грамотной логической речи учащихся.
- развитие и стимулирование познавательного интереса.
- постоянное мотивирование на обучение, решение поставленных задач. Логика тут простая: грамотная речь – необходимый фактор становления полноценной развитой личности. Познавательный интерес как устойчивая направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, становится основой положительного отношения к учению. Под влиянием познавательного интереса у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. При этом если поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Вот почему в процессе обучения я стараюсь пробуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения.
Возможности ИКТ-технологий используются мною в следующих вариантах:
- подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher);
- создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;
- разработка уроков с применением видео и аудио материалов из Интернета;
- использование тематических CD для организации деятельности обучающихся;
- использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера (в настоящий момент этой возможности наша школа лишена из-за отсутствия финансирования);
- проектная деятельность учащихся с привлечением Интернет-ресурсов.
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала (например, обучение написанию чат-сообщений, работы с англоязычными версиями софта):
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Тестирование и общий мониторинг
Тестирование и текущий мониторинг осуществляются по основным видам РД в следующим формах:
- в младших классах – обязательная проверка техники чтения. Скорость чтения должна приближаться к темпу живой речи (около 120 слов в минуту). Это позволит ученикам в будущем гораздо легче понимать разговорную речь на слух.
- Тестирование, особенно в старших классах, должно быть максимально приближено к стандартам ГИА и ЕГЭ. Соответственно, тестовые учебные и контрольные задания должны содержать весь типовой КИМ, присутствующий в государственных итоговых тестах по иностранному языку.
- Тестирование проводится как обучающее, так и контрольное. Первое позволяет сформировать необходимые навыки и умения работы с тестовыми заданиями: второе дает возможность создать объективную картину уровня обученности учащихся, их компетентности по изученному материалу и выявить пробелы и упущения на предыдущей стадии обучения. Активно использую мини-тесты для проверки текущих заданий и общей подготовки учащихся к уроку.
Поскольку в нашей школе хорошо налажена система общешкольного мониторинга по всем предметам, собственного мониторинга не веду. Тем не менее, любые изменения общей картины уровня обученности как класса, так и отдельных учеников, учитываются при планировании учебной деятельности как значимые факторы процесса обучения.
Внеклассные мероприятия
Для их проведения следует использовать два правила, которые я считаю ключом к успеху любого внеклассного мероприятия:
- тему внеклассного мероприятия могут и должны предлагать сами учащиеся. Так, учащиеся сами предложили сделать сообщение по теме «All What I Can Tell You About My Pets!» в форме PPP. Интерес учащихся к проектам данного рода побудил их сделать PPP и для других предметов, в частности, по литературе и истории. Таким образом, учащиеся сами стали инициаторами перемен в преподавании, так как учителя литературы и истории не столь активно использовали ИТ в своей работе на уроках, больше применяя их для внеклассных мероприятий.
- Внеклассное мероприятие обязательно следует увязывать с той лингвокультурной темой, которая в данный момент изучается ими на уроках английского языка. Те же мультимедийные презентации могут рассматриваться как хороший способ культурологической подготовки учащихся, поскольку, как правило, темы подобных презентаций, касаются общекультурных аспектов. В качестве тем могут рассматриваться следующие: “Cities Of Great Britain”, “English National Food”, “Sightseeing Of London”, “Mysteries Of The Tower Of London”, “The Royal Family” “Famous British Pop-Stars” и многие другие. Несомненно, что дети выполняют их с гораздо большим удовольствием именно в варианте РРР, что значительно повышают мотивацию и интерес к изучению языка, развивает эстетические и поисково-исследовательские навыки.
Олимпиады
Подготовка учащихся к школьным, региональным и федеральным олимпиадам по иностранному языку – безусловно, важнейшая задача, требующая особого внимания. В последнее время особый акцент сделан на подготовку и проведение интерактивных олимпиад через Интернет.
Поскольку наши ученики проживают в «глубинке», своей главной задачей считаю необходимость искоренять в них «комплекс провинции» и ориентировать их на то, что они могут и должны участвовать в любых региональных и федеральных тестовых проектах и олимпиадах. В связи с этим уже не первый год в школе по решению школьного МО учителей иностранного языка, для проведения школьных олимпиад используются тестовые и иные задания повышенной сложности. Мы ориентируем учащихся не на победу в олимпиадных состязаниях, а прежде всего на участие в них.
Проектно-исследовательская деятельность
По мнению М.Н.Тимченко и Е.В.Ермолович, «применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения …иностранным языкам (10-11 классы) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности».
Само собой разумеется, что роль ИКТ для проектной работы ни у кого не вызывает сомнений – действительно, роль электронных средств создания проекта трудно переоценить. Однако убежден, что данные виды работ все же лучше рассматривать как домашние или внеклассные, поскольку составить полноценный проект в рамках одного урока не представляется возможным (в том случае, если мы говорим об электронных рефератах, развернутых заданиях контроля и самоконтроля и т.п.) В старших классах основной упор, как представляется, лучше сделать на развитие речевой коммуникации и овладение общекультурными сведениями о странах изучаемого языка в области изучения английского языка, а в области информатики – на практические навыки работы с программами и техническими средствами.
Вообще, информационная революция и расширение использования современных средств обучения в средней школе, неизбежно ведет к пересмотру самого подхода к приоритетам обучения иностранному языку. Применительно к английскому языку это означает, что прежние приоритеты, например, умение бегло и интонационно верно читать, пересказывать и переводить готовые тексты, правильно выполнять грамматические задания, уже не столь актуальны. На первый план выходят именно практические навыки – умение общаться в формате реального времени, умение быстро понять и опосредовать полученную информацию (продуктивное сканирующее чтение), синхронный перевод и навыки быстрого письма. Обучение этим видам языковой деятельности – насущная необходимость, так как учащиеся непременно встретятся с ними в повседневной жизни, работая с компьютерами. Таким образом, современная стратегия преподавания английского языка будет значительно отличаться от прежней.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если долго идти вперед, куда-нибудь обязательно, да и придешь» ( Л.Кэролл . Алиса в стране чудес)
Нормативные документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.» », «Электронная Россия на 2002- 2010 гг.»
Две модели обучения Классическая - основана на передаче знаний от учителя к ученику. Конструктивистская - акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности.
Что же такое компетентность и компетенция? Компетентность : обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо. Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Ключевые компетенции - наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной, так и во вне профессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д.)
Типы компетенций ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
На уроках английского языка: Учебно-познавательные Информационные Коммуникативные
Технология развития компетенций ученика способствует: --Активизации познавательной деятельности учащихся. --Развитию вариативности мышления, свободы выбора необходимых и достаточных средств для реализации этой компетенции. - Общему повышению мотивации изучения иностранного языка. - Развитию поиско-исследовательской деятельности учащихся. Реализация этой технологии может достигаться различными метиодическими средствами. Я определил для себя следующие средства: - Использование современных форм обучения на уроке ( ИКТ-технологии , в первую очередь): - Упор на активные виды речевой деятельности (говорение и письмо), привязка видов деятельности к практическим ситуациям и нуждам учащихся. - Активное использование тестирования всех видов и форм для объективации полученных результатов.
Мои педагогические задачи - изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу; - проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; - апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению; - воспитывать культуру личности, отношение к изучаемому предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии; - проанализировать результативность проведенного исследования.
Мои приоритеты - развитие грамотной логической речи учащихся. - развитие и стимулирование познавательного интереса.
Использование ИКТ технологий подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word , MS Office Excel , MS Office Publisher ); создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов; разработка уроков с применением видео и аудио материалов из Интернета; использование тематических CD для организации деятельности обучающихся; использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера (в настоящий момент этой возможности наша школа лишена из-за отсутствия финансирования); проектная деятельность учащихся с привлечением Интернет-ресурсов. фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала (например, обучение написанию чат-сообщений , работы с англоязычными версиями софта): формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Тестирование - в младших классах – обязательная проверка техники чтения. Скорость чтения должна приближаться к темпу живой речи (около 120 слов в минуту). Это позволит ученикам в будущем гораздо легче понимать разговорную речь на слух. - Тестирование, особенно в старших классах, должно быть максимально приближено к стандартам ГИА и ЕГЭ. Соответственно, тестовые учебные и контрольные задания должны содержать весь типовой КИМ, присутствующий в государственных итоговых тестах по иностранному языку.
Внеклассные мероприятия Тему внеклассного мероприятия могут и должны предлагать сами учащиеся. Внеклассное мероприятие обязательно следует увязывать с той лингвокультурной темой, которая в данный момент изучается ими на уроках английского языка.
Олимпиады Поскольку наши ученики проживают в «глубинке», своей главной задачей считаю необходимость искоренять в них «комплекс провинции» и ориентировать их на то, что они могут и должны участвовать в любых региональных и федеральных тестовых проектах и олимпиадах. .
Проектно-исследовательская деятельность В старших классах основной упор, как представляется, лучше сделать на развитие речевой коммуникации и овладение общекультурными сведениями о странах изучаемого языка.
Промежуточные итоги Применительно к английскому языку это означает, что прежние приоритеты, например, умение бегло и интонационно верно читать, пересказывать и переводить готовые тексты, правильно выполнять грамматические задания, уже не столь актуальны. На первый план выходят именно практические навыки – умение общаться в формате реального времени, умение быстро понять и опосредовать полученную информацию (продуктивное сканирующее чтение), синхронный перевод и навыки быстрого письма. Обучение этим видам языковой деятельности – насущная необходимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...