Критическое мышления для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии
статья по географии (7 класс)
Актуальность данной темы вызвана изменениями в современном российском образовании. Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов.
– это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Критическое мышление для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии
В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования и востребованности педагогического опыта в практике, средняя школа должна готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями самообразования, адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющим принимать решения. Базой для формирования компетенций обучающихся является предмет география как основополагающая область, которая вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира и как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире.
Столкнувшись с трудностями, которые возникают у обучающихся при изучении географии, а именно, недостаточное умение работать самостоятельно с учебной и научной информацией, самостоятельно добывать знания и применять их на практике, я решила, что наиболее удачной технологией в преподавании предмета может стать технология развития критического мышления.
Поэтому темой по самообразованию выбрала изучение и освоение именно этой технологии.
Тема: «Критическое мышление, как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии».
Актуальность данной темы вызвана изменениями в современном российском образовании. Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов.
– это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
В планируемых результатах нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения есть фразы, слова, которых отражают суть технологии развития критического мышления:
- осознавать значимость чтения;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
- создавать собственный текст;
- осуществлять рефлексию, т.е. размышление о содержании текста и перенос его в сферу личного сознания;
- уметь видеть проблему и ставить вопрос;
- уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- способность к самостоятельному принятию решений.
Цель работы над темой: исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности обучающихся.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
- исследовать вопросы теории критического мышления;
- разработать критерии определения уровня cфорсированности критического мышления школьников;
- исследовать учебную мотивация школьников, скорость протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного мышления;
- научить обучающихся самостоятельно работать с учебными текстами, понимать информацию, применять умения на практике;
- составить папку-портфолио, содержанием которой являются инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления;
- создать мини-пособие к урокам географии 7 класс, с применением технологии развития критического мышления.
Для реализации поставленной цели использую комплекс взаимодополняющих методов:
▪ теоретические (анализ научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 7 классов, с целью выявления потенциальных возможностей использования в проекте; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);
▪ эмпирические (систематические наблюдения в школьной практике, анкетирование, диагностика).
Начиная работу, я изучила, какие виды мышления есть у человека и могут ли мыслить критически дети 11-13 лет (предмет география дети в школе начинают изучать с 5 класса, т.е. в возрасте 11 лет). Изучив литературу, я пришла к выводу, что критически могут мыслить все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому отдельный курс «Критическое мышление» в школе не был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности, например, на уроке географии.
Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления.
Любой ли человек может мыслить критически?
Жан Пиаже писал, что от 11-12 лет к 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. С 11 лет до 14 резко возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка.
Таблица.1
Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением
Критическое мышление | Обыденное мышление |
Оценивающие суждения | |
Взвешенное суждение | Личное предпочтение |
Классификация | Группирование |
Допущение | Верование |
Формулирование выводов на основе логических умозаключений | Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл» |
Понимание принципов | Случайные ассоциации |
Построение гипотезы | Предположение (без достаточных оснований) |
Предложение мнений с аргументами | Предложение мнений без аргументов |
Формирование суждений на основе критериев | Формирование суждений на основе опыта и примеров |
Технология критического мышления формирует навыки работы с информацией по географии через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл.
Таблица. 2
Три фазы развития критического мышления
Стадия (фаза) | Деятельность учителя, задачи данной фазы | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию, до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ | Составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные, неверные утверждения; - перепутанные цепочки и т. д. |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется: индивидуально, в парах, группах. | |||
Стадия осмысления (реализации). | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает, (слушает) текст, использую предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д. |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах | |||
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе; - исследования по отдельным вопросам темы и т. д. |
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д., изученной информации. Работа ведется индивидуально – в парах- группах. |
Таблица.3 (приемы)
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов Мотивационная(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная | Осмысление содержания Информационная(получение новой информации по теме) Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания) | Рефлексия Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Информационная(приобретение нового знания) Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
1. Подростковый возраст является психологической основой для развития критического мышления школьников.
2. Структура критического мышления представлена тремя компонентами: мотивационным, деятельностным, рефлексивно-оценочным.
3. Урок с использованием технологии развития критического мышления строится по схеме:
вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий.
4. Технологические приемы КМ с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, т.к. позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Ценность уроков, проведённых в технологии РКМЧП, я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться».
Результатами технологии РКМ являются: - развитие мышления, творческих способностей;
- развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;
- активное участие в учебном процессе;
- умение с уважением выслушивать различные мнения.
На мой взгляд, основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка)
- Диагноз (в чем причина)
- Самоконтроль (Каковы недостатки)
- Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).
- Прогноз (Постройте прогноз).
На основе данных показателей провела анкету «Критичность мышления». Анализ результатов показывает, что по всем показателям наблюдается рост.
По результатам анкетирования «Карты интересов» учащимся на уроках географии нравится больше всего:
-объяснение учителя, четкость изложения материала- 100%
- познавать новое - 93%;
- интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления) - 75%;
- общение на уроке – 100%;
- нравятся необычные творческие задания по географии- 81% учащихся.
- будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по географии – 68 %.
- нравится решать проблемные вопросы по географии – 75% учащихся.
- захотят повозиться со сложным заданием по географии, вместо того, чтобы выполнить несколько простых заданий – 37%.
Вывод: самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей.
В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения, формировать у учащихся навыков самообразования.
Я учусь вместе с детьми и учусь сама у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Статья "Использование технологии развития критического мышления для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка в начальной школе."
В статье представлен опыт работы по применению ТРКМ в начальной школе....
Курсовая работа "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"
Выпускная курсовая работа курсов повышения квалификации ИПК ПРО г. Ульяновска по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"
Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...