Развитие критического мышления
материал по теме
Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение огромного количества различных приёмов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kritmysh.rar | 476.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии.
Слайд №1.Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет педагогу создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. Это вызвано не только появлением в государственной программе требования «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, но и тем, что на выпускных экзаменах и в девятых и в одиннадцатых классах школьники должны продемонстрировать своё умение работать с текстом.
Слайд №2. Так же государственный стандарт предусматривает формирование умения находить информацию и критически её оценивать.
Слайд №3. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение огромного количества различных приёмов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
Слайд №4. Цели технологии:
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд №5 Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения и т.д.
Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трёх этапов(стадий): вызов, осмысление, размышление/рефлексия. Cлайд №6
Слайд №7. Первый этап работы направленный на реализацию и обобщение имеющихся знаний по теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. Цель этапа: вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы. Во время этого этапа важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Причём все высказывания принимаются независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Слайд № 8 Приёмы используемые на стадии вызова
- Мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний.
- Ключевые слова(словосочетания, термины). Учитель выбирает 4-7 ключевых слов и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить.
- Перепутанные логические цепочки. 1 вариант: ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. 2 вариант: на отдельных листах выписывается 5-6 событий из текста и демонстрируются классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.
- Разбивка на кластеры (смысловые блоки) Это способ графической организации материала. Разбивка на кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии.
- Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения – нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания)
- Конструктивная таблица.
Слайд №9. Главные задачи второго этапа:
- создание мотивации школьника на получение новой информации;
- соотнесение новой информации с уже известной;
- последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять разные логические операции. Именно во время этого этапа, ученик должен научиться самостоятельно и активно работать, а учитель как можно меньше влиять на него.
Задача учителя на данном этапе: чтобы с помощью ряда методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.
Слайд №10 (приёмы используемые на втором этапе)
Слайд №11. (стадия размышления/рефлексии) Организация работы школьников на этом этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации:
- выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление “белых пятен”;
- анализ всего процесса изучения материала.
Рефлексивный анализ направлена прояснения смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения(это понятно,это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.) Но подобный анализ мало полезен, если он не вербализирован. При этом сочетание индивидуальной и групповой работой на данном этапе является наиболее целесообразным. Поэтому при рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную или письменную форму, так как только при этом процессе происходит осмысление новой информации.
Слайд № 12 (приёмы используемые на стадии рефлексии) Наиболее интересны учащимся синквейн и 6 шляп мышления.
Синквейн – способ творческой рефлексии – «стихотворение», написанное по определённым правилам:
1 строка – одно существительное,
2 строка – два прилагательных,
3 строка – три глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме,
5 строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Шесть шляп. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая – перечень фактов. Чёрная – выявление недостатков и их обоснование. Жёлтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие зелёную шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий вывод.
Слайд №13.(основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»). Использование данной технологии в курсе биологии наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Существуют несколько форм (стратегий) применения технологии: Слайд №14. Я остановлюсь на первых двух стратегиях, которые применяю на своих уроках.
Слайд №15. На стадии вызова с целью актуализации знаний проводится фронтальная беседа по вопросам. На этом этапе можно давать разнообразные задания или задавать вопросы о познавательном объекте. Ответы учащихся можно фиксировать (коротко) на доске без комментария и оценивания.
Слайд №16. На стадии осмысления я предлагаю учащимся тексты по теме «Вирусы». Так же можно использовать текст параграфа школьного учебника или статью из научно-популярного журнала или текст, составленный учителем. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки.
Слайд №17. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, предлагаю учащимся выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу (в соответствии с предложенными знаками). Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Здесь особенно важно обратить внимание на информацию, требующую пояснения(?).
Слайд №18. С целью обобщения полученной из текста информации на стадии размышления и рефлексии предлагаю учащимся, работая в группе, составить графический организатор – кластер по теме «Вирусы».
Слайд №19. Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает стратегия «Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях. Рассмотрим на примере урока по теме «Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания». На стадии вызова учащиеся заполняют первые две части таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Заполненная таблица может выглядеть так Слайд№20. Вторую часть таблицы учащиеся заполняют, работая в парах, и сами формулируют цель урока.
Слайд №21. На стадии осмысления ребята читают свой текст учебника, работая по группам, изучают рисунки учебника. Затем информация обсуждается, сопоставляется с уже известной, выясняются непонятные моменты, проводятся наблюдения за движением щитовидного хряща. На стадии размышления и рефлексии учащиеся заполняют последнюю часть таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
Слайд №22 Применение методических приёмов данной технологии в учебной деятельности обеспечивает:
- Усиление мотивации;
- развитие самостоятельной деятельности;
- активизацию мышления;
- всестороннее развитие навыков и умений учащихся;
- выработку системного логического мышления.
Слайд №23 (результативность) В результате использования технологии повысился не только интерес к предмету, но и качество знаний учащихся.
В заключение хотелось бы отметить, что отличительной особенностью технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является её универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. Поэтому в данном проекте могут успешно работать школьники различных возрастных групп и любой учитель-предметник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....