Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся"
статья по теме
Типы способностей человека и педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Здравствуйте. Меня зовут Ирина Николаевна Асанова. Я учитель русского языка и литературы СОШ № 424 Кронштадтского района.
В моей школе 230 учащихся, в силу различных причин около 40 % из них - учащиеся с недостаточной мотивацией к учению.
На протяжении 16-летней работы в школе меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету.
Слайд 2. Широко известно правило: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам хороших учеников, и мы научим их всему». По данным психологов, на 01 сентября около 50 % ребят учиться не хотят, а среди тех 50 %, кто тягу к знаниям имел, в первом полугодии мы теряем еще 20 %. Правда, нужно сделать уточнение – ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают делать сегодня на большинстве уроков. Возникает вопрос: почему? Существует множество причин, таких как: перегрузка, лень, неинтересно, трудно, проблемы со здоровьем…
Слайд 3.
Причины нежелания учиться | Традиционные способы решения проблемы |
Избыточность учебного материала 42 % | Тщательный отбор значимого, интересного материала |
Страх и стресс как доминирующие условия обучения 38 % | Возможность сотрудничества учителя и ученика Положительная обратная связь |
Наказания превалируют над поощрением 52 % | Создание ситуации успеха |
Учащиеся с разными способностями | Задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения Задания с очевидным результатом Возможность действовать самостоятельно |
В нашей школе мы анализируем сложившуюся ситуацию и ищем пути ее решения. Выяснив отдельные причины, некоторые мои коллеги стараются их сделать минимальными, другие выбирают более сложный путь – делают максимальным то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию. Я тоже ищу способы активизации познавательной деятельности учащихся. И это труд не одного дня!
Психологическая служба в школе выявила основные причины нежелания учиться. Это представлено в первом столбце таблицы, а во втором я перечислила традиционные способы решения проблемы. Но этого, на мой взгляд, недостаточно.
Все эти годы я искала и накапливала такой материал, который помогает разнообразить урок, делает его запоминающимся, эмоциональным. Некоторое время назад, обучаясь на курсах повышения квалификации в АППО, лекции по материалам Марины Григорьевны Ермолаевой заставили меня серьезно задуматься над вопросами: на какое количество учащихся класса «работает» традиционный урок и насколько полно ребята могут реализовать свои возможности.
Слайд 4. Обычно с удовольствием мы делаем то, по отношению к чему чувствуем свою готовность и способность справиться, то, в чем надеемся достичь определенного успеха.
На слайде представлена диаграмма «Типы способностей человека», основанная на схеме, предложенной швейцарским психологом и психиатром Карлом Г. Юнгом. Все способности человека можно условно разделить на четыре группы:
- Рациональные способности
- Эмоциональные способности
- Интуитивные способности
- Деятельностные способности.
Слайд 5. Рациональные способности. Одним из ведущих мотивов обучения является познание истины. В этом учащиеся опираются на хорошо развитый интеллект, логику, они умеют и любят анализировать, сравнивать, выделять главное. Для них особенно важны точность, логичность и аргументированность изложения учебного материала. Наиболее подходящими для них являются такие условия обучения:
- Учебная ситуация имеет ясные цели и хорошо структурирована
- Учебный материал выстроен логически
- Глубоко исследуются причинно-следственные связи явлений
- Есть возможность задать вопросы
Слайд 6.
1. Игровые технологии (например, игра «Бинго»)
2. Информационно-коммуникационные технологии (создавать таблицы, схемы, работать по алгоритмам)
3. Проектная деятельность (возможность работать по составленному плану)
4. В начале урока – четко поставленная цель и предъявление плана занятия
Слайд 7. Эмоциональные способности. Для тех, у кого ведущей является эта группа способностей, особенно важно, чтобы на уроке все было, во-первых, по-доброму, доброжелательная атмосфера для них – залог их включенности и активности. Во-вторых, по возможности красиво и красочно. Для них важнее других эстетика момента. В любом деле – они скорее оформители и хранители атмосферы происходящего, чем продуктивные генераторы содержания.
Эффективные условия обучения:
- Яркая выразительная наглядность
- Артистизм учителя
- Коллективная и групповая формы работы
- Ситуация успеха
- Визуальная цветная информация
Слайд 8.
- Игровые технологии (например, игры «МММ» для запоминания словарных слов и терминов)
- Работа в парах и четверках постоянного и сменного состава
- Информационно-коммуникационные технологии (создание слайдов, презентаций и их применение на уроке)
- Задания «Эстафеты» (или «Кто больше»)
Слайд 9. Интуитивные способности. Для ребят, у которых эта группа способностей представлена наиболее ярко, отдушина на уроке наступает в тот момент, когда учитель останавливается в своем бесконечном монологе и обращается с вопросом к классу: «А вы как думаете? Какие предположения, гипотезы, прогнозы?»
Эффективные условия обучения:
- Задания с высоким уровнем неопределенности
- Возможность творить
- Выполнять работу самостоятельно, чтобы вывести свою авторскую идею, оказаться в центре внимания
- Элементы игрового обучения
Слайд 10.
- Проектная деятельность (возможность самостоятельного приобретения знаний)
- Проблемное изучение материала
- Игровые технологии («Найди лишнее»)
- Технология развивающего обучения (постановка задач, поиск решений, ответов)
- Информационно-коммуникационные технологии (создание алгоритмов к орфографическим и пунктуационным правилам, практические задания)
Слайд 11. Деятельностные способности. Ребята особенно охотно выполняют различного рода физические и практические действия. Для них важна возможность двигательной активности. Мотивами обучения для них являются практическая польза, реальные продукты, материальный результат их учебных усилий – рисунок, изделие, поделка, схема.
Эффективные условия обучения:
- Практические упражнения, лабораторные работы и т.д.
- Возможность для двигательной активности (мелкая и крупная моторика)
- Связь учебного материала с жизнью
- Частая смена деятельности
- Достижение конкретного практического результата
Слайд 12.
- Работа в парах сменного состава
- Игровые технологии
- Задания, предполагающие поиск ответов за пределами кабинета
- Волновой опрос
- Задания-эстафеты
- Проектная технология (использование знаний для решения практических задач)
- Самостоятельное изготовление опорных схем, таблиц
Слайд 13. Учитывая данную теорию, я каждый урок стараюсь выстроить таким образом, чтобы его материал воспринимался, анализировался и закреплялся учащимися разного уровня и типа способностей, только тогда, я думаю, будет усваиваться учебный материал, а значит, появится интерес к предмету и повысится качество знаний.
Заключение. Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным каждому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.
Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной деятельности учащихся
В статье рассматривается сущность познавательного интереса. Описывается влияние познавательного интереса на познавательную активность обучающихся. Рассматривается поведение учителя как основного побуд...