Деловая игра "Приёмы критического мышления"
методическая разработка по теме
Целевая аудитория - преподаватели общеобразовательных дисциплин. Предмет экспериментальной апробации - технология критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Приёмы критического мышления».
Цель: освоение приёмов технологии критического мышления.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с особенностями критического мышления;
- определить содержательные и структурные особенности приёмов критического мышления;
развивающие:
- создать условия для практического применения навыков научно-исследовательской работы;
- отрабатывать умения использования приёмов критического мышления;
воспитательная:
- формировать критический взгляд на обучение обучающихся.
Оборудование: раздаточный материал.
Предполагаемые результаты:
- ознакомление участников с дидактической системой по применению технологии критического мышления на уроке,
- рассмотрение условий доступности приёмов критического мышления для каждого педагога.
Ход занятия.
1. ВЫЗОВ.
Мозговая атака в группах.
- Составьте толковник «Критическое мышление». Для этого
1) Выберите ведущего, контролирующего процесс работы, и секретаря, фиксирующего идеи (это может быть один человек). Каждый участник группы должен дать свои определения слов «критика» и «мышление». Секретарь фиксирует определения, указывая автора. Нельзя отвергать идеи.
- В течение короткого времени (2 минуты) обсудите идеи, зафиксированные на карточках, выберите лучшие (возможно, «дикие») и дайте развёрнутое определение: что такое «критическое мышление».
- Ведущие зачитают определения.
- Сверьте результат ваших логических умозаключений со словарными статьями.
Критика. – Обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки. Не выдерживает никакой критики.
Мышление. – Высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы мышления.
Критическое мышление – процесс познания объективной действительности путём обсуждения, разбора, оценивания.
Инсерт (чтение с пометами).
Читается текст «Особенности технологии критического мышления».
« V » - отмечается то, что известно;
« - » помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
« + » - помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
« ? » - ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
- Итак, в этом тексте вы, наверняка, обнаружили ранее известную информацию. Какую? А что понравилось и заинтересовало? Что вызвало сомнения?
Таким образом, вы самостоятельно определили предмет исследования «Приёмы критического мышления», основные задачи: 1) знакомство с технологиями использования приёмов критического мышления, 2) развенчание сомнений в эффективности их использования.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ.
Индивидуальное задание для участника игры, знакомого с технологией критического мышления.
Карточка-инструкция.
1)Дать названия приёмам, использованным на этапе вызова. Прокомментировать технологию применения.
2)Понаблюдать за работой групп. Определить способ работы.
Знакомство с теорией приёмом «зигзаг».
Карточки-инструкции для групп.
1.Выяснить, что такое кластер. Проиллюстрировать примером.
- Изучить технику применения синквейна. Представить шаблон, отражающий все признаки систематизатора: количество слов в строке, частиречную принадлежность слов, смысловое содержание последних двух строк.
3.Познакомиться с приёмом «Шесть шляп мышления». Составить цветовую презентацию, назвав отличительный признак каждой «шляпы» одним словом.
Генерализация.
Теоретики демонстрируют результаты поиска.
Проверь себя!
- Заполните кластер «Приёмы критического мышления».
- Составьте синквейн по тексту «Суть технологии критического мышления».
Возможный вариант синквейна.
Мышление.
Критическое, личностно-психологическое.
Обучает, развивает, воспитывает.
Автор призывает адаптировать личность.
Прогресс.
3. РЕФЛЕКСИЯ.
- Выскажите своё отношение к применению технологии критического мышления, используя один из способов «шести шляп мышления».
- Возьму на себя функции «синей шляпы». Да, технология КМ применима не к каждому уроку и не во всяком классе в полном объёме. Но использование отдельных приёмов в рамках традиционного урока весьма эффективно. К тому же преподаватель, который всегда тратит много усилий для подготовки урока, на уроке получает результат в виде ответов обучаючихся, а не своих собственных умозаключений.
- Заканчивая занятие, проведу его структурный анализ.
Этапы занятия | Приёмы КМ | Применение |
Вызов | Мозговая атака Инсерт | Толковник Чтение с пометами |
Осмысление | Зигзаг Кластер Синквейн | Обучение сообща Систематизация Тренинг |
Рефлексия | «Шесть шляп мышления» | Оценка эффективности использования технологии КМ |
Сравнив эту таблицу с традиционной, предложенной в начале работы, вы заметите, что одни и те же приёмы могут видоизменяться и использоваться на разных этапах урока. Думаю, им не составит труда приспособиться и к разным предметам.
Творческих вам успехов!
Приложение 1.
Текст для чтения с пометами.
Особенности технологии критического мышления.
Общее образование не есть изучение предметов,
а есть развитие личности предметами …
П. Ф. Каптерев
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Школа выполняет социальный заказ: индивид на выходе должен обладать высоким уровнем адаптации в сложном окружающем мире.
Технология развития критического мышления уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного социального взаимодействия: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Развитие у учащихся критического мышления способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
В технологии развития критического мышления выделяются три стадии:
1) вызов;
2) осмысление новой информации;
3) рефлексия.
Существуют конкретные приёмы для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления.
Этапы урока | Приёмы КМ |
Вызов | Кластер Индивидуальная (парная или групповая) мозговая атака |
Осмысление | Инсерт Зигзаг Чтение с остановками Перекрёстная дискуссия |
Рефлексия | Кластер Эссе Синквейн |
Процесс самостоятельной деятельности на уроке увлекателен и эффективен. Его можно организовать как индивидуальную, парную или групповую работу. При этом в ситуации коллективной мыследеятельности личностное проявление намного успешнее. Учащийся не только находит ответ на поставленный вопрос, но соотносит его с другими решениями, сравнивает и имеет возможность выбрать наиболее удачный или компромиссный. В группе учащиеся овладевают нормами общественных отношений.
Приложение 2.
Инструкция выполнения индивидуального задания.
Мозговая атака (мозговой штурм) – приём для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике.
Применение:
- Отбор группы для генерации идей (7-9 человек).
- Выбор ведущего, контролирующего процесс работы, и секретаря, фиксирующего идеи.
- Введение правила, запрещающего критику любой идеи.
- В течение короткого времени (10 минут) генерация идей в малых группах и их фиксация на карточках (создание «банка идей»). Группа сама ищет лучшую (возможно, «дикую») идею, распределяя все имеющиеся в 3 корзины: 1) всегда пригодные, 2) не всегда пригодные, 3) оригинальные.
- Чтение идей по очереди для большой аудитории.
- Классификация решений по категориям информации.
Инсерт – прием маркировки текста (чтение с пометками). Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
« V » - отмечается то, что известно;
« - » помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
« + » - помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
« ? » - ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Использование чтения с пометками (инсерт) позволяет научить внимательному чтению; индивидуализирует и дифференцирует дальнейшую самостоятельную работу учащегося на основании тех пометок, которые делает читающий.
Зигзаг – обучение сообща.
Цель: изучение и систематизация большого по объёму материала.
Применение.
Предварительно разбивается текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на пять смысловых отрезков, то в рабочих группах должно быть пять человек.
Стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова, так как задание – организация работы с текстом большого объёма – само по себе служит вызовом.
На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. Каждой группе выдаются тексты различного содержания. Учащиеся работают с текстом, либо выделяя главное, либо составляя опорный конспект, либо используя одну из графических форм (кластер, таблицу). По окончанию работы учащиеся переходят в свои рабочие группы.
На стадии размышления в рабочих группах оказываются специалисты по каждой из предложенных тем. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы.
Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Приложение 3.
Тексты для экспертных групп.
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями.
Применение.
В центре листа пишется слово – широкое понятие (тема, проблема, имя и т.д.), далее вокруг этого слова записываются слова или фразы, или предложения, которые являются первичными ассоциациями на данную запись – узкие понятия.
Пример.
Синквейн – стихотворение из пяти строк.
Цель: синтезирование, обобщение информации по теме, развитие речи, пополнение словарного запаса. Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексии, способ резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Строгие правила составления синквейна таковы:
1.
(первая строка – тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2.
(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными);
3.
(третья строка – описание действия в рамках темы ТРЕМЯ словами-глаголами);
4.
(четвёртая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5.
(пятая строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы).
Пример составления синквейна по стихотворению А.А.Фета «Печальная берёза».
А.А.Фет.
Печальная берёза (стоит)
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
*Денница – утренняя заря.
Вариант синквейна.
Берёза.
Печальная, траурная.
Стоит, разубрана, радует.
Автор любит красу ветвей.
Восхищение.
«Шесть шляп мышления» - групповая дискуссия.
Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её.
Применение: «Шесть шляп» – шесть разных способов мышления. Предлагается организовать шесть групп. Каждая из шести групп выбирает «шляпу» определённого цвета и анализирует ситуацию, проблему в соответствии со способом мышления, характерным для цвета выбранной шляпы.
Белая шляпа – белый цвет беспристрастен и объективен. Мышление в белой шляпе побуждает к установлению чёткого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.
Красная шляпа – символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Человек в красной шляпе отдаёт себя во власть эмоций, это даёт ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса».
Чёрная шляпа – чёрный цвет мрачный, зловещий, недобрый. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм. Мышление в чёрной шляпе не имеет отношения к решению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий чёрную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.
Жёлтая шляпа – солнечный жизнеутверждающий цвет. Жёлтая шляпа полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление. Образ мыслей человека в жёлтой шляпе – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений.
Зелёная шляпа – символизирует творчество и расцвет новых идей. Что примечательно в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в её основе? Куда она нас приведёт? Мышление в зелёной шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.
Синяя шляпа – связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. Задача синей шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему её человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой группы. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.
Приложение 4.
Кластер.
Синквейн.
1.
2.
3.
4.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....