Роль диалога в учебной деятельности.
статья по теме
Школа должна ориентироваться не просто на воспитание личности, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dialoga_v_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ деятельности.
В новом образовательном направлении основной акцент делается не на усвоение информации или знания, а на развитие диалогического мышления.
Школа должна ориентироваться не просто на воспитание личности, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а реальное использование этих способностей будет вести самого ученика к формированию его личности.
Диалог (от dia — через, logos — слово, взаимодействие посредством слова) — не разговор двух или более лиц. Не обмен информацией, не борьба мнений, а полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве внешнего порядка. Если уж говорить об индивидуальной воле, то именно в полифонии и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли.
Диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта.
Можно сказать, что каждый собеседник ведёт диалог в своей форме и на своем уровне, значит, целесообразно говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению помышления и обратное движение: от динамики мысли — к динамике поведения — и конкретной деятельности личности.
Учебный диалог — сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций.
Учебный диалог начинается с индукции — словесного поиска частных проявлений исследуемого явления и возникает каждый раз заново при наличии мотивов учащихся и возникающих противоречий с новыми знаниями. Мотивация - личностная основа творческого отношения к учению, которая нуждается в стимулировании внешними обстоятельствами. Стимулирует участников диалога, по мнению Т. П.Дикун, кандидата педагогических наук ОГПУ, противостояние, столкновение в понимании противоречия.
Диалог «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник» — это диалог человека с человеком (имеются в виду все богатства их личностей), а не просто обучающего и обучающегося, хотя обучение и свело их на уроке друг с другом. Движущими силами общения должны быть две стороны и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые.
Эффективная организация обучения, взаимодействия между учителем и учеником в форме диалога, развитие диалоговых отношений требуют соблюдения определенных психолого-педагогических условий.
Ядро учебного диалога — диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому может идти исследование, поиск, выдвижение и решение возникающих творческих задач. Необходимо учить ребенка задавать вопросы. Надо научить ученика задавать вопросы и задаваться вопросами, действительно важными и значительными для него, так как учебный диалог становится более продуктивным, когда обсуждаются вопросы, возникающие в логике развития мышления самого ребенка.
Выстраивать учебный процесс в логике диалога умеет лишь педагог, принявший идеи личностно - ориентированный парадигмы обучения.
Диалоговые отношения формируют «сообщество исследователей», в котором у участников образовательного процесса изменяются функции: из системы «информация — учитель — ученик, повторяющий информацию», строится система сократовского диалога, точки полилога, системы коллективного поиска истины. Учитель — соратник коллективного поиска, его цель — стимулировать и облегчить поиск учителя, создать условия для разработки технологии мысли и тем самым «окультурить», «опредметить» способы учебной работы.
Важное умение учителя — искусно работать на уроке с субъективным опытом ученика.
В диалогическом взаимодействии ученик — субъект, соучастник, соавтор со своими самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром. Ученик вступает в диалог с собственным «багажом» знаний, приобретенных в процессе общения и обучения с окружающими людьми и миром, т.е. ученик в учебном диалоге оказывается и промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка.
Учебный диалог позволяет целенаправленно обогащать речь школьников, способствует усвоению образцов речи учителя, коррекции речевых действий учащихся.
Диалог ставит ученика в условия, позволяющие более глубоко переработать предложенный материал, найти собственные речевые выражения, где учитель добивается, чтобы речь учащихся была логически последовательной, точной, лаконичной, доказательной и вместе с тем выразительной.
Диалог позволяет учащимся:
-совершенствовать логику изложения мысли, точность выражения, ясность, системность, лаконизм, богатство словарного запаса;
- обогащать экспрессивные стороны речевой деятельности, которые создают эмоциональную атмосферу, придают эмоциональный тонус речевой деятельности и развивают выразительность, образность, эмоциональность, правильную интонацию;
-более эффективно овладеть литературными нормами современного языка;
-стимулировать, способности к саморазвитию, самореализации – развивать свой творческий потенциал.
Следовательно, умению строить диалог нужно учиться. Это входит в круг профессиональных обязанностей педагога, поскольку форма и содержание основных и факультативных курсов русского языка обеспечивают условия для эффективного освоения культуры диалога.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса диалоговое обучение изменяет привычные, транслирующие (передаточные) формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Однако некоторые учителя довольствуются внешними проявлениями диалогового обучения (раскованное общение с учащимися, свободный обмен мнениями, повышенные отметки и т. д.), что искажает суть интерактивного обучения, превращая его в вариант облегченной педагогики: процесс даётся легко и свободно, а результаты на «выходе» часто оказываются неудовлетворительными.
Практика показывает, что интерактивное обучение, подход к обучению не используется в образовательном процессе еще и потому, что учителя не знакомы с технологией организации подобных занятий.
В этом я убедилась, когда провела опрос среди учителей школ. Задала два вопроса и попросила ответить на них письменно, а вопросы были следующие: 1) Используете ли вы диалоговое обучение? 2) Что вы понимаете под диалоговым обучением? Результаты следующие – 94% опрошенных написали, что они используют диалоговую форму обучения и считают, что это то же самое, что и беседа, общение, свободный обмен мнений; 6% - написали, что диалогического обучения не знают в точности, но какие-то части урока пытаются строить в форме диалогического обучения. Они считают, что это только не беседа, где задает вопросы учитель.
В процессе диалога вырабатываются правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:
-важно не только умение говорить, но и умение слушать;
-необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;
- нужно уметь задавать вопросы, помогающие обрести истину;
- критикуем идеи, а не личности.
Т. е., в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать нужную точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т. д.
Презентация групповых решений учебной задачи может происходить в различных вариантах.
Совместно – индивидуальная форма: каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них избирается лучшее.
Такая организация оправдывает себя на уроках повторения пройденного материала.
Совместно – последовательная форма: результат деятельности каждой группы становиться, как в мозаике, определенной ступенькой к решению общей проблемы. Данная форма является удачной для уроков обобщений. Например, даётся задание составить таблицу на тему «Разносклоняемые имена существительные», в которой бы отражались все особенности изменения разносклоняемых имён существительных. Рассматриваются все версии составленных таблиц, отмечаются все плюсы и минусы. Делается вывод, у кого удачно составлена таблица и почему?
Поскольку диалог требует придельной внимательности со стороны учителя и учеников, целесообразно задать вопрос поискового характера (он нам поможет продолжить диалог на следующий урок) в качестве домашнего задания, возьмём ту же тему «Разносклоняемые имена существительные», т. к. этот момент в учебнике М. Т. Баранова за 6 класс не освещается «Все ли разносклоняемые имена существительные имеют форму множественного числа?»
Не всегда бывает оправдана работа в группах, поэтому надо учить детей делать свои умозаключения, учитывая высказывания других. Так, например, изучая тему в 5 кл. «Морфемы» важно задать вопрос: «Почему мы говорим, что морфемы - это значимые части слова?» Выслушивается ряд версий и дети принимают один правильный вариант ответа сами, роль учителя только направить в правильное русло рассуждения детей.
Диалог требует, чтобы участники процесса задавались вопросами, так после изучения темы «Окончание» у детей возник вопрос (а на уроке прозвучало два определения окончания: первое, что «это изменяемая часть слова…» и «значимая часть слова…», т.е. были разведены два главных признака одного понятия) «Какое определение верное и почему?» И здесь важно только направлять мыслительную деятельность детей в нужном направлении, и ответ будет найден.
Дети на уроке задают друг другу вопросы, по изученным ранее темам, но одно условие: вопрос должен быть «интересным», т.е. он требует определённой мыслительной деятельности. Пусть не у всех это сразу получается, но если в классе у одного – двух учеников начнёт получаться задавать «интересные» вопросы, то это уже здорово.
Объём информации, который приходится запоминать учащимся, очень велик. Чтобы каким-то образом облегчить запоминание правил и формирование навыков их применения на письме, необходимо использовать на уроках диалог, который позволяет усвоить знания, добытые усилием мыслительной деятельности, а не преподнесенные «на тарелочке». Наверное, многие со мной согласятся, что то, что добыто собственным усилием, а тем более усилием собственной мысли, вряд ли забудется и, следовательно, даст свои результаты на практике.
Рассмотрим фрагмент урока русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)».
На первом уроке детям предлагается записать тему и вспомнить, что такое суффикс. Затем используется метод наблюдения над языковым материалом: на экран спроецированы слова с суффиксами – ЧИК (-ЩИК), где перед суффиксами не выделены буквы. Учащимся предлагается найти закономерность написания данных суффиксов и в схеме сформулировать правило.
Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро находят правильный ответ. Схема или это будет рисунок должен нести информацию, которая легко запоминалась и воспроизводилась. Учащиеся с помощью учитель выбирают самый оптимальный вариант, обсуждают все предложенные. Здесь важно выслушать всех, кто предложит схему, корректно указывая все плюсы и минусы. Полученную схему дети заносят в тетрадь для схем.
На следующем этапе урока необходимо заложить основы для перехода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагаются следующие задания.
Распределительный диктант (слова с суффиксом – ЧИК (-ЩИК) определить по графам), при этом учащиеся – один у доски работает вслух, остальные про себя – проговаривают условия выбора буквы Ч или Щ. Учитывая то, что к середине урока внимание и работоспособность детей снижается, необходимо поменять вид работы. Целесообразно попросить закрыть тетради и рассказать правило наизусть.
Диалог повышает активность учащихся, вызывает у них интерес к изучаемому материалу и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Ученик – хозяин на уроке и активная его движущая сила. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии.
Список использованной литературы:
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство,1986.
- Библер В. С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – № 6.
- Дикун Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно–ориентированного знания: Дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».
Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....
Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника
Родительское собрание о значении домашнего задания в учебной деятельности пятиклассника...
Роль домашних заданий в учебной деятельности школьников
Выступление на педсовете...
Роль практических работ и организация учебной деятельности студентов на уроках географии в СПО
Рабочая программа по географии для первого курса СПО завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которая опирается на понимание взаимосвязей общества и природ...
Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и...