Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
материал по английскому языку по теме

Вагина Людмила Олеговна

  Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_i_ego_rol_v_rukovodstve.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль  и его роль в руководстве

и управлении учебной деятельностью учащихся

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

1.        Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью.

2.        Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

3.        Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.

4.        Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5.        Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта учителя.

7.        Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.  Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся.

Основными видами контроля за учебной деятельностью учеников являются текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках. Этому виду контроля обычно предшествует тщательное ознакомление учителя с успехами учащихся в усвоении ранее пройденного материала и общим уровнем подготовленности учащихся.Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической самостоятельной работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности.

Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной деятельности учащихся по освоению сравнительно большего объема материала.  Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при окончании курса обучения.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Одним из основных методов контроля является проводимое учителем планомерное, систематическое наблюдение за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение ученика к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний, умений и навыков.

Наряду с наблюдениями широко применяются устные, письменные и практические методы контроля, экзамены. К методам устного контроля относятся: опрос учащихся, контрольное чтение карты, чертежа, технической или технологической документации. При формулировке контрольных вопросов во время устного опроса учителю следует предусмотреть возможность получения в ответах учащихся исчерпывающей информации как об уровне приобретенных и усвоенных знаний, так и об умении оперировать ими, об овладении логическими приемами мышления. Методы письменного контроля характеризуются высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности всего класса и каждого ученика в отдельности.  В сравнении с устными методами письменный контроль отличается индивидуальным характером выполнения заданий.

Основными методами письменного контроля являются диктанты и изложения, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений. Домашние письменные работы, сочинения, рефераты, позволяя экономить время урока, не дают учителю возможности установить степень самостоятельности выполнения их учащимися, что снижает ценность этих работ для контроля и обуславливает применение их главным образом в обучающих целях.

При проведении письменных контрольных работ в классе самостоятельность выполнения их учащимися обеспечивается вариативностью заданий. Положительное психологическое и стимулирующее воздействие имеют письменные задания творческого характера.

Формы организации контроля за учебной деятельностью учащихся

В зависимости от специфики организационных форм различают контроль, осуществляемый учителем: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный  и самоконтроль учащихся. При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса. Учитель ставит вопросы, как правило, перед всем классом, чтобы в обсуждении этих вопросов принимали участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос принимает вид оживленной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса. Однако при фронтальном контроле бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого ученика в отдельности.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий. При этом вопросы ставятся перед этой группой, в их разрешении участвуют ученики, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных учащихся класса.

Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся. При индивидуальном контроле учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.  С этой целью ученику задают дополнительные и наводящие вопросы.

Контроль должен стимулировать постоянную работу всех учеников. При продуманной организации индивидуальный контроль воспринимается учащимися как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций. Очень важно сосредоточивать внимание всех учащихся класса на ответе товарища, обеспечивать активное участие школьников в той части урока, которая занята индивидуальным контролем. Достигается это такими приемами, как постановка учителем проблемных вопросов или заданий перед всем классом с последующим вызовом для ответа того или иного ученика (как при фронтальном опросе), комментирование учащимися отдельных положений ответов своих товарищей, дополнение их сообщениями и примерами, предложение других, оригинальных способов выполнения упражнений и решения задач и др.

Индивидуальный контроль рассчитан на проверку во время урока небольшого количества учащихся, он зависит от времени, отводимого на проверку, характера и объема изученного и подлежащего проверке материала, уровня подготовки учащихся.  В комбинированной форме контроля достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.

Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач, упражнений, опытов и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ТЕХНИКА «ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ»: *** ЧТО Я ПОНЯЛ? *** ЧТО Я ОСОЗНАЛ? *** ЧТО Я НЕ ПОНЯЛ? *** КАКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ  ИСПЫТЫВАЛ? *** КА...

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление  учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять.   ...

Управление учебной деятельностью учащихся в условиях ФГОС

Выступление на городском методическом объединении учителей математики...