Публикация статьи в газету "Вперёд"
статья по теме
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО УЧИТЕЛЯ.
Здравствуйте! Вот уже несколько статей из рубрики «Письмо учителя» прочитаны мной в газете «Вперёд» И в каждой- свой рассказ, свои интересные мысли. Меня зовут Ирина Фёдоровна. 31 год я работаю в Чернореченской с. о.. ш. За плечами полная и удивительная жизнь, в которой есть всё: и потери, и удачи, и слёзы, и любовь. В. Шекспир сказал, что вся наша жизнь-это театр, а люди в ней актёры. И я с этим полностью согласна. Ведь мы в своей жизни обязательно играем какую-нибудь роль, только каждый по-своему. Так случилось, что я выбрала профессию учитель. Сейчас я преподаю уроки русского языка и литературы. . Из личного опыта. Я наблюдаю, что наши дети стали всё хуже усваивать учебный материал. Неохотно выполняют домашнее задание, обучение становится неинтересным. Да иногда сама себе признаёшься в том, , но вот, казалоь, бы всё сделала, чтобы материал урока ребята усвоили хорошо, а когда проверяешь тетрадки, то видишь, что много допущено ошибок. А может быть мы сами стали неинтересными?
Как преодолеть недостатки традиционных уроков, многие педагоги не знают
Ведь наш ученик- это не только школьник, а, прежде всего ребёнок с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Я часто задаю себе вопрос: «Кто он будет, когда вырастет? А главное, каким он будет?» Мне думается, это не праздные вопросы-это вопросы жизни.
В этом году мне дали пятый класс. Глядя на пятиклассников, маленьких, живых, непосредственных, я невольно представила их старшеклассниками- девушками и юношами, с которыми я прора ботала много лет. На лицах пятиклассников написаны все чувства, всякая смена настроений. На уроке руки их тянуться вверх раньше, чем оформиться мысль, неудачи в учении не отдаляют их от меня, только чаще слышится просьба: спросите меня, я знаю. Пройдёт три- четыре года, и ребята станут неузнаваемыми. Появиться сдержанность, иногда замкнутость, болезненное самолюбие; живость и непосредственность перейдут в глубокий интерес, в критическое отношение к тому, что говорит и требует учитель. И как горько бывает, если твои ученики, пытливые и требовательные девятиклассники, оказываются беспомощными, когда дело касается письменных работ! Как сделать, чтобы подростки не почувствовали в старших классах этого резкого разрыва в требованиях, чтобы они были грамотными, развитыми, начитанными, умели грамотно отстаивать своё мнение, владели непринуждённой, красочной речью? Не только в старших классах, но и в трудовой жизни понадобится им и образный язык, и острый глаз, и , и хороший вкус. цепкая на детали память. Я думаю, что всё это вырабатывается годами благодаря разнообразным творческим урокам. На мой взгляд,
успешность урока зависит во многом от атмосферы общения. Готовность детей к работе, их собранность, нацеленность на будущую деятельность во многом зависит от первых моих слов «Здравствуйте, дети!». Вот сказала вам «дети», а сама думаю: а ведь проблему-то сегодня будем решать такую, какая не под силу и всякому взрослому! На уроке ребятам даю возможность ощущать себя моими соратниками, почувствовать, что они нужны мне -учителю Я хочу, чтобы ребята, смотревшие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то ВАЖНОГО, действительно радовались каждому уроку. Чтобы обучались и воспитывались, не думая о том , что ОБУЧАЮТСЯ И ВОСПИТЫВАЮТСЯ.. Забочусь о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной. На уроках стараюсь быть учителем-актёром. Каждый урок-это важный отрезок жизни детей. «Придумать», «Выстроить», и «сыграть» урок нужно так, чтобы ребята стали добрее, человечнее, поднялись над самими собой.
Всегда была убеждена в том, что только от тебя зависит, будут ли слышать и слушать тебя твои ребята. Во время педагогической деятельности старалась привлекать учеников к разнообразным формам внешкольной работе. Организовала кружок «Актёрское мастерство»
Окрылённая успехом, работаю в школе. Где можно что-то творить, чтобы отдать частичку самого себя. Мной разработаны и поставлены вместе с ребятами инценировки разные по тематике: от весёлой, озорной, комедийной «Вечера на хуторе близ Диканьки» М.В. Гоголя, «Слуга двух господ» Карло Гальдони и лирические «Снегурочка» Островского, до глубоких драматических произведений, например, сценарии по книге «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, посвящены Великой Победе над немецко-фашистскими захватчиками, пьеса «Амок» С. Цвейга- рассказывает об одном дне из жизни подростков-наркоманов. Все выступления хорошо были приняты жюри и зрителями. Во время театрального кружка стремилась к тому, чтобы ребята на занятиях преодолевали чувство стеснения. В инценировании произведения раскрывали глубину чувств героев и чистоту их отношений. Эта работа оказывает мне часто большую услугу во время урока Когда ученик видит себя на экране вместе со своими одноклассниками, он отлично понимает: что пережил его герой, какие чувства испытывает он. Вот тогда и общаться с ребятами становится легче, да и понимают меня быстрее.
Выходя на сцену, всегда учила ребят: чем ниже поклон, тем выше интеллект. ,
. И хочу закончить статью словами «Звездного мальчика»: Оскара Уальта: « Только доброта и милосердие совершат чудо! Только доброе сердце и любовь победят !» И эту любовь я отдаю детям.
Есть на свете истина простая,
Жить в работе, догонять мечту.
Может, это и поможет,
Сохранить земную красоту!?
Урок - путешествие.
Путешествовать можно куда угодно, на чём угодно, как угодно и по какому угодно поводу. Куда? «За три моря», в царство мёртвых, «Из Петербурга в Москву», в «страну невыученных уроков», при этом остроумно описывая их содержимое (такое путешествие было предпринято безымянным автором «Путешествие моего двоюродного братца в карманы».) а путешествие в Зазеркалье, где всё наоборот? А путешествие в «обратно» ( помните, у Г. Шпаликова: «Путешествие в обратно я бы запретил...»)? А в будущее, при помощи машины времени? Но ведь странствовать можно и в собственном воображении, не выходя из своей комнаты и даже не сходя с дивана...
На чём? Здесь тоже все средства хороши: от старого плота Гека Финна до пушечного ядра барона Мюнхаузена. По какому поводу? Судите сами: один остроумный человек насчитал 506 поводом для странствий. А в сущности, путешествовать можно и без повода. Просто так. Из интереса! А остальное -ваша фантазия, ибо путешествие - жанр, не знающий границ, свободный, живой, изменчивый. Ну что ж, переведём дух! У вас урок чтения или литературы? Но ведь чтение - это тоже путешествие, только в компании с героями произведения. Поставьте себя рядом с ними, пройдите с персонажами все их жизненные перипетии, выскажете своё мнение, а как бы вы поступили на их месте? Урок русского языка? Пожалуйте в страну Морфологию или в Объединённое Королевство Синтаксиса и Пунктуации, в гости в Существительному...Такие путешествия могут сопровождаться путевыми заметками (записками), в которых излагаются правила, определения и прочие подробности и премудрости. В начальной школе в такой форме можно преподносить изучение частей речи, тем более, что для учеников эти темы и есть «езда в незнаемое». Причём фантазийно можно описывать все, что встретится на пути. В гости к Существительному? Поехали! На чём? (Идет перечисление существительных - на автобусе, воздушном шаре, в межгалактическом метро) Что возьмём с собой? А кто такой Существительное? Или кто такая? Или кто такое? Где живет? Как выглядит? Как одеваться (вернее во что)? С кем дружит? (Опять разговор только на уровне существительных) Любимое блюдо? Цветок? Есть ли друзья? Конечно, есть! Род, Число, Падежи! Съездим и к ним в гости? Следующая остановка у Чисел.
Единственное Число - одиноко живет в домике, где все в единственном экземпляре- одна ложка, одна вилка, один стул, поэтому оно (он или она) гостей не любит и пребывает в гордом одиночестве... А прямо напротив -роскошные апартаменты Множественного Числа, у которого, наоборот, всегда множество гостей, много угощения, а в доме полно... (назвать существительные, употребляемые только в множественном числе). Одно плохо: Множественное Число никогда не бывает одно некогда подумать, отдохнуть. И так дальше. Путешествие продолжается, с многочисленными остановками, во время которых в лёгкой, игровой форме выясняется суть каждой категории.
На уроках математики - то же самое. Путешествия, например, в города Минус и Плюс. В первом живут противоположные, разные герои ( числа), которые все критикуют, ничему не верят, ничего не хотят... А во втором, наоборот, - оптимисты, позитивисты, не умеющие говорить «нет», на все согласные, все принимающие на веру...
Где вы остались жить? Почему?
На уроках рисования - путешествия по залам, выставкам, галереям (разумеется, заочные). (Фрагмент урока, в котором есть игра «Путешествие по Третьяковской галерее» , смотрите в приложении, урок №7)
Урок - экскурсия - вариант путешествия с той лишь разницей, что в путешествии познание идёт самостоятельно (что вижу, о том говорю и пишу), а здесь с информацией знакомит гид, экскурсовод.
Урок-путешествие в страну Лексики и Фразеологии
Цели: пополнять и обогащать словарный запас детей, развивать умение пользоваться «Толковым словарем», воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Ход урока
Предварительная подготовка к уроку:
- принести «Толковый словарь»;
- заранее дать нескольким ученикам задание: выучить и подготовить к пересказу мини-сообщения на тему «Из биографии слов». Сообщения должны содержать краткую справку о происхождении известных слов. Эти сообщения можно озаглавить: «B вашем портфеле».
1. Портфель. Сложное французское слово, которое, как и слова портсигар, портмоне, состоит из корня порт-(портэ - носить) и корня фель-(фель - лист бумаги). Получается портфель - предмет для ношения бумаг.
2. Тетрадь - это слово происходит? от греческою «тетрадион», что буквально означает «сложенное вчетверо». Именно гак древние греки делали тетради. Часто эти четыре листочка для удобства сшивались. Сейчас; тетрадь может состоять из различного количества листов.
3. Пенал - слово пришло к нам из немецкого языка. Корень этого слова латинский - реппа, что значит «перо». Следовательно, пенал -это, видимо, первоначально коробочка только для перьев. Затем в пенале стали хранить и ручки, и карандаши, и резинки.
4. Карандаш - заимствовано из тюркских языков. Оно состоит из двух корней: «кара» - черный И «таш» - рамень. Тюркское слово со значением «черный» мы обнаружим и в других словах. Каракумы - «черные пески».
Вступительное слово учителя
В русском языке при неисчерпаемом его богатстве представлены разнообразнейшие языковые средства для выражения тончайших оттенков мыслей и чувств. «В нем все тона и оттенки, все переходы звуков, от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Так писал о нашем языке великий художник слова Николай Васильевич Гоголь.
Словарный состав языка или лексика - это все слова, имеющиеся в языке. Каждое слово называет что-нибудь из того, что вас окружает. Например, слова «дом», «космос», «лететь», «белый», «светло» называют предметы и явления, которые мы воспринимаем органами чувств и мышлением; слова «отношение», «цель», «причина» называют явления, которые мы воспринимаем мышлением. Наш язык отражает все предметы и явления, окружающие нас. Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Так, М.В. Ломоносов находил в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Русский язык, по мнению А. С. Пушкина, «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный.
Каждое слово, входящее в словарный запас языка, имеет определенное значение. Чтобы хорошо владеть языком, необходимо отчетливо понимать значения слов и правильно употреблять их. Каждое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли.
Значения слов толкуются (разъясняются) в «Толковом словаре». Русские лексикологи создали несколько «Толковых словарей». Сегодня на уроке мы тоже будем использовать «Толковый словарь». Определим Лексическое значение слова «медведь». Обратим внимание, что в пояснительной статье «Толкового словаря» дается прямое и переносное значение слова, показаны возможности его согласования с другими словами. Урок наш будет построен не совсем обычно. Мы построим его в виде путешествия из исходной точки (начало пути) в страну, которая называется Лексика и Фразеология. В поход отправляются две группы. Они получат «маршрутные листы» и карту. В каждой группе должен быть выбран руководитель. В «маршрутных листах» будут указаны точки-остановки, где группа будет получать задание. Выполнение этого задания будет служить пропуском. «Диспетчер» на точке-остановке («диспетчеры» - сильные ученики) оценивает правильность выполнения задания, отмечает оценку в «маршрутном листе» Труппа, которая правильно и быстро выполнит все задания, становится победителем.
Игра-путешествие
1. «Маршрутный лист» группы №1 (можно выбрать название группы)
Карта – схема маршрута 3 4 1 2 Начало маршрута | Зачетный лист группы | ||
№ этапа | Название точки-остановки | Оценка | |
1. 2. 3. 4. | Синонимы и антонимы Омонимы Устаревшие слова Фразеологизмы |
цвет красный - 5 баллов;
цвет синий - 4 балла;
цвет зеленый - 3 балла;
2. «Маршрутный лист» группы М 2
Карта – схема маршрута 3 4 1 2 Начало маршрута | Зачетный лист группы | ||
№ этапа | Название точки-остановки | Оценка | |
1. 2. 3. 4. | Омонимы Синонимы и антонимы Фразеологизмы
Устаревшие слова |
Задания на каждом этапе
I этап: «Синонимы и антонимы» (дать определение)
- Вставить вместо точек один из данных синонимов, кратко объяснить разницу в их значении.
Наш народ не ... врагу. Он привык во всем ... старших. Чтобы командовать, надо научиться.... ((слушаться, подчиняться, покоряться).
Друга ... - великая честь. Воины-освободители ... узников из неволи. Сам погибай, а товарища ... (Спасти, выручить, вызволить).
- Расположите синонимы в порядке возрастания признака:
а) лихой, храбрый, смелый, бесстрашный, доблестный, отважный,удалой, неустрашимый;
б) оскорбительный, обидный, резкий, грубый, невежливый, хамский,бестактный.
- Подобрать к подчеркнутым словам антонимы.
Будничный день, веселая история, интересный репертуар, скрытный характер, сказать правду, встретить карлика, уехать на Кавказ, исчезать в волнах.
- При помощи приставки без- от данных слов образовать антонимы.
Звездная (ночь), вкусная (пища), славный (конец), облачное (небо), мятежная (натура).
- При помощи приставки не- образовать антонимы от данных слов.
Торопливые (шаги), гостеприимная (хозяйка), громко (спросить), обычная (ситуация), (проявить) внимание.
II этап: «Омонимы»
Дать определение.
Прочитать в «Толковом словаре» толкование предложенных слов.
- Составить с этими словами предложения.
Следить (1), следить (2), просыпаться (1), просыпаться (2).
-Найти в предложении омонимы, определить их значение по «Толковому словарю».
а) Стрелковый корпус вел тяжелый бой. Боксер наносил неотразимые
удары в корпус.
б) Обстановка требовала большой выдержки. Обстановка квартиры
располагала к задушевной беседе.
III этап: «Устаревшие слова» (архаизмы)
- Дать определение.
-Из примеров, приведенных ниже, выбрать устаревшие слова, заменить их словами, которые употребляются в современном русском литературном языке, объяснить их значение.
1. Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
2. Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дав.
3.Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирно стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод, и сеча ему ничего...
4. Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой.
5. Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
6. Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
7. Дружина пирует у брега. (А. С. Пушкин).
-Выписать устаревшие слова, заменить их словами современного
русского языка, составить словосочетания.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. (Пушкин). Сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет. (Салтыков-Щедрин). Яков Лукич ..., взалкав одиночества, ушел на гумно и часа два сидел, думал. (Шолохов).
IV этап: «Фразеологизмы»
Дать определение.
Заменить фразеологизмы одним словом.
Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, дать маху, заморить червячка, подлить масла в огонь, разделать под орех, играть первую скрипку.
- Найти фразеологические обороты, объяснить их значение.
Оставшийся овес храним к началу весенних работ как зеницу ока. (Шолохов). Сильно била в глаза желтая краска на каменных домах. (Гоголь). Анна Акимова всегда боялась, чтоб не подумали про нее, что она гордая, выскочка или ворона в павлиньих перьях. (Чехов).
Составить с тремя любыми фразеологическими оборотами предложения.
-Определить, в каком случае выражение «Ни пуха ни пера»
употреблено в прямом значении, а где является фразеологизмом.
Ни пуха ни пера
Рано утром Ну, ни пуха
Мама - квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Еле живой
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идет домой.
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши - А на нем на самом деле
Уже пора. Нет ни пуха, ни пера.(В. Орлов)
Подведение итогов игры-путешествия. Подсчет баллов. Определение победителя.
Мини-общение «Из биографии слов»
Интересное путешествие продолжается. Заглянем в портфель и узнаем, откуда в русском языке появились слова: портфель, пенал, тетрадь, карандаш. Оказывается, что каждое слово в языке имеет свою историю.
Даже самые простые, обычные слова могут хранить на себе отпечаток времени. Страна Лексика и Фразеология всегда ждут вас в гости. Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте все словарное богатство русского языка! И тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотный человеком.
Урок-семинар. «Смотр знаний по теме «Имя прилагательное»
Цели: обобщить и систематизировать материал по пройденной теме, формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные, определять их грамматические признаки, воспитывать умение грамотно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
Организационный момент.
На урок приглашаются родители, учителя, учащиеся старших классов, которые, будут выполнять роль ассистентов во время проведения семинара.
Класс делится на 2 учебных группы (по рядам). У каждой группы - свой консультант-ассистент, который будет проверять задания, помогать при их выполнении.
Задания 1. Роль имени прилагательного в речи.
Задание для группы №1 (текст распечатан для всех учащихся).
- Отгадайте, о какой птице идет речь. Слова какой части речи
помогли вам узнать птицу?
«... По своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы.
Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды».
(По С. Аксакову).
- Запишите прилагательные, которые обозначают:
1) цвет,
2) отношение автора к предмету описания.
Задание для группы №2.
- Отгадайте, о каком звере идет речь. Какие слова помогли вам
узнать его, хотя название животного ни разу не упомянуто в тексте?
«Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные, вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки». (Г. Скребицкий).
- Выписать 1 - 2 прилагательных, обозначающих признак предмета
1).по форме, размеру;
2) по цвету.
Задание для всего класса:
Анализ текста. (Текст записан на доске заранее. Вначале он читается целиком).
«Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
Я всегда любил наблюдать тихое падение снега.
Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступили сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю» (По С. Аксакову).
Задания к тексту:
1. Озаглавить текст.
2. Сформировать основную мысль текста.
3. Подготовить выразительное чтение текста.
4. Подготовить сжатый пересказ текста.
5. Выписать из текста 2 словосочетания «прил. + сущ.», разобрать их.
6. Найти и выписать прилагательные, которые называют: 1) цветовые;
2).пространственные признаки.
Вывод: с помощью прилагательных автор рисует образную картину природы, которую мы легко можем себе представить по этому описанию (тихое падение снега, безграничное пространство), выражает и отношение к увиденному - состояние восторга, удивления (чудное зрелище, поразительная тишина) .В одном предложении писатель передает контрастность картины (воздух наполнен движением и поразительной тишиной). Такое нестандартное использование языковых средств характерно для подлинно художественных произведений.
Задание для группы №l:
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой). - Какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным в сводке по телевизору? Составить с данными словами 2 словосочетания, где прилагательные обозначают признак предмета со стороны его восприятия зрением.
Задание для группы №2: Дождь (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной).
- Какие прилагательные с данным существительным уместны в художественном тексте? Составить с данными словами 2 словосочетания, где прилагательные обозначают признак предмета со стороны его восприятия слухом.
Задание для всего класса:
- Данные прилагательные употребите в прямом и в переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Запишите образованные словосочетания, выделив в них окончания: теплый, острый, свежий, холодный, каменное, сильный, аккуратный.
-Разберите по составу слово сильный
Творческая работа. Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте. (После выполнения работы необходимо сравнить записанные определения с авторскими). В карточке с текстом вместо пропущенного прилагательного - (...).
Карточка с текстом для группы №l.
Весна
Пригрело (весеннее) солнце. На (лесной) полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал (веселый) ручеек, наполнил до краев (большую, глубокую) лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели (зимние) квартиры в (старом) пне. Выполз из трухи (длиннохвостый) тритон. Проснулась ящерица, выдралась из норки на самый пенек. И лягушки тоже от (зимнего) снега очнулись. Ожил под (темным весенним) солнцем и (огромный лесной) дом-муравейник.
Вместо (зимних) квартир теперь на полянке появились (новые) -(весенние).
(По Г.А. Скребицкому).
Карточка с текстом для группы №2.
Зима
Зима, лютуя, дошла до перевала Летят (светлые) пушинки с (низкого) неба. Метут метели. Погода не спорит с (народными) приметами: «Вьюги да метели под февраль полетели». Обычно первая декада февраля - самая (метельная) пора, (смутное) время (сильных) буранов...
В оковах льда, в (пышных) снегах почивает «спящая красавица» -природа. Не тронутые (холодным) огнем (яркого), но (бессильного) солнца, покоятся на ветвях снежные нависи. Все осыпано инеем. (Шелковистая) вата снегов нежно румянеет в (косом) свете (лучистого) заката. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх (лилового) свинца сугробов
(Густо-кобальтовая) синь неба. (Сизо-зеленая) хвоя елей и сосен.
(По Д. Зуеву).
- Подготовить выразительное чтение текста.
Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Задания для всего класса (2 ученика выполняют задания у доски).
1. Составить предложения по схемам:
а) , ========== ое.
б) е ===== ет из-за --.--.--.--.-- а.
2. Заполнить таблицу примерами.
Роль прилагательных в предложении
Примеры
Члены предложения
1. Определение
2. Сказуемое:
полное прилагательное
краткое прилагательное
3. Составить слово, предварительно выполнив ряд действий:
а) возьмите приставку от слова, являющегося определением в
предложении: Шел бесконечный дождь.
б) добавьте подлежащее из предложения: Страх овладел им.
в) добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание
прилагательного красные. (Бесстрашные).
- С полученным словом составьте предложение, запишите его, сделайте синтаксический разбор.
Морфологические признаки, строение и правописание прилагательных.
1. Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных? Докажите примерами. (2 человека работают у доски, остальные учащиеся - в тетрадях).
. Образец: -ая, -яя - ж.р., ед. ч.; им. п. - большая (книга), синяя (тетрадь).
-ое, -ее - -ого, -его-
-ые,-ие- -им,-ым-
-ый, -ий- -ую, -юю -
Словарно-орфографический диктант.
Поразительной тишиной, об удивительной картине, далеким горизонтом, багряными листьями, фиолетовой краской, внезапное появление, восхитительную музыку, с очаровательной девочкой, ближайшей
Дорогой, с обаятельным человеком, лиловыми листьями, аккуратный ребенок, багрового заката.
-Подчеркните прилагательные с суффиксом –тельн-,
- Разберите 2 словосочетания.
-Укажите 3-4 слова с орфограммой в корне.
Объяснительный диктант с комментированием.
Учащиеся по очереди комментируют написание каждого предложения, называют все орфограммы.
«Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Все было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной». (По И. Корнееву)
-Разработать по составу слова ослепительным, удивительной. Объяснить, от каких слов образованы эти слова? С помощью какого суффикса?
-Сделать синтаксический разбор предложения №4.
-Укажите прилагательное, строение которых соответствует схемам:
1)
2)
В процессе работы для сильных учащихся должны быть использованы карточки для индивидуальной работы.
КАРТОЧКА №1
Подберите к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное. Согласуйте полученные пары и составьте с ними предложения. Дружный, дружеский, дружественный ( привет, отношения, работа); серебряный, серебристый (голос, иней); старый, старинный (человек, рукопись).
Подчеркните словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
Составьте и напишите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.
КАРТОЧКА№2
Просклоняете словосочетания: глубокое озеро, трудная фамилия. Обозначьте графически окончания прилагательных.
Сделайте синтаксический разбор предложения: Рыба со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под лодкой .
КАРТОЧКА№3
Просклоняйте словосочетания: весенняя пора, горячий чай. Обозначьте графически окончания прилагательных.
Подчеркните прилагательные как члены предложения:
Вода в горных речках холодная.
Шоссейная дорога проходит по низкой местности.
КАРТОЧКА№4
1. Допишите окончания прилагательных, определите их падеж.
До ближайш… станции, к молод… дубу, под зелен… крышей, от ласков… лучей, к син… туче, дальн… дорогой, зимн… утро, весен… днем.
2. Разберите по составу: (на) лесной (тропинке), голосистую (весну), удивительным (зрелищем).
КАРТОЧКА№5
1. Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных. Составьте схему первого предложения.
«Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый) бора и светило (просторный моховой) болото. Она поросло (частый) березняком. Вся земля покрыта (мягкий зеленый) мхом, а на бугорке (целый) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый) ягоду за ягодой». (По Г. Скребицкому).
2. Найти 1-2 прилагательных, строение которых соответствует данной схеме:
КАРТОЧКА№6
1. Составьте и запишите два предложения, в которых прилагательные выступают в роли сказуемого.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения. У дороги девочка увидела зеленую развесистую березу.
3. Разберите по составу слово развесистую.
- Весь наш урок-семинар был посвящен повторению и обобщению материала по теме «Имя прилагательное». Мы использовали разные формы и виды работ, чтобы лучше повторить все то, что было изучено по этой теме. Мы работали группами, классом, индивидуально. Работали самостоятельно и с помощью консультантов-ассистентов. А сейчас пришло время каждому проверить себя и свои знания по теме при написании проверочного диктанта.
Проверочный диктант
Великолепен вид зимнего леса! Все полянки и тропинки покрыты мягким снегом. В нем синеют глубокие следы. Здесь пробежал заяц. Морозный воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят яркие солнечные лучи и обсыпают их холодным блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость синего неба. Потянул ветер, и громадная туча заволокла горизонт. Она словно рассыпалась белым пухом и наполнила лес движением пушистых снежинок и поразительной тишиной. Смежные хлопья падают и падают на землю.
В короткие зимние дни быстро темнеет в лесу. Пора возвращаться домой. У теплой печки с наслаждением вспоминаешь эту удивительную картину.
Дополнительные задания:
- Выпишите прилагательное, строение которого соответствует схеме:
- Выписать прилагательное с орфограммой на конце слова после шипящей.
- Сделать синтаксический разбор первого предложения.
Подведение итогов урока.
-Чем понравился урок-семинар «Смотр знаний»?
-Когда и почему полезно проводить такие уроки?
-Чем такой урок отличается от обычного урока русского языка?
Домашнее задание: 1) Записать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Т« встаешь % тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий....
-Разобрать по составу: круглолицый, светлоокий.
-Морфологический разбор: глубокой.
2) Выписать из любой сказки А. С. Пушкина отрывок (7-10 строк).
-.Сделать синтаксический разбор одного из предложений.
- Выписать словосочетания с прилагательными и сделать разбор словосочетаний.
Урок-конгресс по теме «Русский язык в кругу славянских языков. Классификация и происхождение славянских языков»
Цели: закрепить ранее изученный материал о классификации индоевропейских языков, показать родство славянских языков, обусловленное их общим происхождением из одного языка-источника; развивать способности к сравнению, анализу и классификации информации, в перспективе - к исследовательской работе; воспитывать интерес к русскому языку, иностранным языкам, лингвистике.
Оборудование: карта-схема «Генеалогическое древо индоевропейских языков», географическая карта мира, схема «родословного древа славянских языков» (на доске и у каждого ученика), распечатанные тексты о славянских языках, портреты Кирилла и Мефодия.
Целесообразно отвести на этот урок два учебных часа, т.к. тема предполагает большую исследовательскую работу. Лучше всего провести его в конце года, во время Дней славянской письменности.
Урок 1
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок, посвященный славянским языкам. Почему именно им? Мы же с вами славяне, и нам интересна наша история, наши корни, наш язык, а также языки наших славянских народов-братьев. «Откуда мы произошли? Откуда взялся наш язык?» - эти вопросы всегда волновали людей. Вот и мы сегодня с вами попытаемся (с помощью ученых) ответить на эти вопросы.
Представим, что мы с вами - ученые, которые съехались на конгресс. Место конгресса - город Москва. Она избрана центром конгресса как столица славянского государства.
Актуализация опорных знаний.
- Может ли кто-нибудь из вас ответить на вопрос: «Сколько языков в мире?» Можно ли ответить на этот вопрос абсолютно точно?
-Нет. Ученые отвечают на этот вопрос по-разному: одни говорят, что языков 2,5тысячи, другие - 3 тысячи, третьи - 4 - 5 тысяч. Точно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нельзя провести отчетливую границу между языком и диалектом.
-С какими языками мы уже познакомились?
(С языками индоевропейской семьи - одной из самых больших языковых семей).
-Почему она так называется?
(Она охватывает языки, на которых говорят практически во всей Европе и во многих странах Азии - вплоть до Индии).
-Приведите примеры языков, входящих в эту семью. (Учащиеся приводят примеры языков).
-Сейчас начнется наше путешествие по языковой карте мира, путешествие в глубину веков и тысячелетий. Однако для начала надо выполнить одно предварительное задание - написать без ошибок словарный диктант.
Конечно, для ученых - задача простая. Но слова в этом диктанте будут не совсем обычные - это названия различных индоевропейских языков. Вот мы и посмотрим, сумеете ли вы их правильно записать и выполнить дополнительные задания. (Ребята выходят к доске, и каждый пишет до первой ошибки, затем его сменяет другой ученик).
Французский, словацкий, датский, исландский, восточно-славянский,
немецкий, персидский, литовский, древнегреческий, таджикский, польский,
цыганский, русский, белорусский.
Задания:
1.Подчеркните в словах орфограммы «Суффиксы '-к- и -ск- в прилагательных», «Правописание сложных прилагательных». В каком слове нет орфограмм? (Польский).
2.Запишите, к какой языковой группе (подгруппе) и к какой языковой семье относится тот или иной язык (1- 2 языка по выбору учеников).
3.Определите место русского языка в генеалогической классификации языков мира (с помощью схемы «Родословного древа славянских языков» и карты-схемы «Генеалогическое древо индоевропейских языков»). Перепишите предложение, вставляя пропущенные прилагательные.
Русский язык относится к ... ветви (подгруппе) ... группы ... языковой семьи. (восточно-славянский ... славянский ... индевропейской ...)
- А теперь ответьте на вопросы. Есть ли что-нибудь общее между языками, перечисленными в словарном диктанте? (Да. Все эти
языки в той или иной степени - родственники, все они входят в индоевропейскую языковую семью).
- Одинакова ли степень близости между этими языками? Найдите среди них близких и дальних родственников.
(Близкие родственники - русский и белорусский, словацкий и польский, датский и исландский, т. к. принадлежат к одной языковой подгруппе; родственники - русский и польский, датский и немецкий, персидский и таджикский, т. к принадлежат к одной языковой группе; дальние родственники - русский и французский (или любая другая пара языков из диктанта ~ все они входят в индоевропейскую языковую семью).
- Во многих индоевропейских языках есть похожие слова - ученые говорят о лексическом средстве этих языков. Можете ли вы показать на примерах лексическое сходство русского и английского или немецкого языков? Мы обращаемся к этим языкам потому, что именно их изучают в школе.
(Примеры: русск. мать - англ. Mother - нем. Mutter; русск. брат -
англ. brother-нем. Brudex). Можно показать и другие соответствия:
Русский Английский Немецкий
сестра sister schwester
дочь daughter tochter
сын son sobn
нос nose nose
волк wolf wolf
новый new neu
Однако здесь нужно предупредить возможную ошибку: иногда приводят в качестве примеров любые похожие по звучанию и значению слова, а многие из них оказываются заимствованиями. Для сравнения подходят не все слова, а только такие, которые относятся к особенно древним - это имена родства (мать, брат, сестра); слова, обозначающие части тела (нос); названия некоторых животных (волк); явлений природы; орудий; а также числительные (до десяти) и некоторые древнейшие местоимения.
- Ребята, как думаете, для чего нужно знать классификацию индоевропейских языков? Где могут пригодиться эти значения?
(Эти значения помогают при изучении русского и иностранных языков; если ты знаешь английский, то потом не так уж трудно выучить немецкий, а также помогают при изучении истории и географии).
Работа с рисунком-схемой «Родословное древо славянских языков»
Что за дерево изображено на этой цветной схеме? (Родословное древо славянских языков - это графическое отображение родства и происхождения этих языков).
Теперь послушаем научный доклад о классификации славянских языков. (Домашнее задание одного из учеников).
Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к нему и ветвится, славянские языки «выросли» из праславянского языка. Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: восточно-славянскую, западно-славянскую, южно-славянскую. Эти основные ветви-группы, в свою очередь, разветвляются на более мелкие ветки и веточки. Каждую такую веточку условно можно считать языком.
Западно-славянскую подгруппу составляют такие пять языков: чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий (последний еще разделяют на нижне - и верхнелужицкий). К западно-славянским языкам принадлежит и «мертвый» полабский, который до XVIII в. был распространен по берегам реки Эльбы (по-славянски Лабы).
От южно-славянской ветви отходят болгарский, македонский, сербско-хорватский и словенский языки. Также в эту подгруппу входят «мертвый» старославянский язык, который возник в К веке на основе одного из диалектов болгарского языка. Этот язык являлся в то время общим литературным языком всех славян. На старославянском была создана славянская письменность. Создателями ее были братья Кирилл и Мефодий.
На восточно-славянской ветви языкового древа «растут» русский, белорусский и украинский языки.
Естественно, что такое древо выросло не сразу: «ствол» и основные «ветви» старше более мелких «веточек». Сначала появился праславянский язык (на схеме - это корни родословного древа). В результате распада праславянского языка (это произошло в VI - VII вв.) возник древнерусский язык, который позже, в XI - XV вв., разделился на русский, украинский и белорусский языки.
Сейчас все славянские языки составляют одну большую языковую группу. Люди, говорящие на славянских языках, живут на огромной территории от центра Европы до Японских островов. И не только там: славянская речь звучит по всему земному шару.
- Спасибо за доклад. Ребята, все, что вы услышали, конечно же, верно. Не будем только забывать, что в истории все было намного сложнее, схема родословного древа - это только схема, модель, которая помогает ученым представить основные вехи исторического развития языков и, кроме того, является удобной схемой классификации славянских языков.
А теперь задание: запишите по памяти в виде связного высказывания, какие славянские языки входят в каждую из подгрупп. {Схема временно закрывается).
Возможное начало: «В современном славянском мире существуют 12 национальных языков: пять..., четыре-... и три...».
Проверка усвоения материала учащимися:
- Почему славянские языки называют родственными языками? (Родственные языки - это такие языки, у которых один и тот же предок. У славянских языков таким предком является праславянский язык).
- Как на нашей схеме изображен праславянский язык? (Праславянский язык - это «корни» и «ствол» родословного дерева).
- Почему родословное «древо» славянских языков делится на три большие «ветви»? (Это три «ветви» — подгруппы, на которые делятся славянские языки).
- Прочитайте предложение, которые вы составили.
- Заметили ли вы, что «ветвь» русского языка имеет, в свою очередь, две основные «ветки», а на каждой тоненькой «веточке» есть еще и «листочки»?
Как вы думаете, что это такое? {Русский язык делится на северно-русское и южно-русское наречия, «веточки» и «листочки» -это говоры отдельных деревень и поселков).
Как видите, образ языкового древа удивительно удачен. Он наглядно показывает как истоки, так и процесс развития славянских языков в течение многих веков.
А теперь прослушаем еще один научный доклад. Вы узнаете об удивительном человеке, придумавшем Генеалогическое «древо» -только не славянских, а индоевропейских языков.
Рассказ ученика об Августе Шлейхере (домашнее задание)
Август Шлейхер - немецкий языковед, живший в середине XIX века. Он всю жизнь изучал языки, а еще увлекался ботаникой. Шлейхер считал, что языки похожи на биологические организмы, что они рождаются, растут, стареют и умирают. Его теория напоминала теорию происхождения видов Чарлза Дарвина, которая появилась примерно в это же время.
Август Шлейхер первым представил жизнь языков в образе дерева - того самого, которое известно сейчас под именем родословного древа языков. Немецкий ученый впервые составил генеалогическую классификацию языков по их происхождению и родству. Она дожила и до наших дней, правда, в несколько измененном виде. А еще Шлейхер знаменит тем, что попытался реконструировать индоевропейский праязык и даже написал на нем басню «Овца и кони».
Комментарий учителя.
- Ребята, только не подумайте, что на праиндоевропейском языке
и в самом деле можно писать и сочинять басни. Индоевропейский язык-
основу нельзя восстановить (ученые говорят: «реконструировать»)
целиком. Дело в том, что он не был абсолютно един, а состоял из
диалектов. Свести все воедино трудно, а порой и невозможно. Шлейхер,
конечно, сделал очень много для изучения индоевропейских языков, но
еще большего он в то время не знал. Его дело продолжили другие, в
том числе и русские ученые.
Урок 2
Цели: показать учащимся родство славянских языков и место русского языка среди них; познакомить с возникновением славянского письма и подвигом Кирилла и Мефодия, продолжить формирование у учащихся навыков монологической речи.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о родстве славянских
языков. Мы выяснили, что различные языки звучат в многоголосном
хоре людей, населяющих нашу Землю. Если сравнить языки народов,
объединенных своим историческим прошлым, можно легко выделить
родственные языки.
Родственные языки образуют языковые семьи. Русский язык, как и другие славянские, германские, романские языки, относится к индоевропейской семье языков. Он развивался на основе более древнего, восточно-славянского языка и сложился примерно к XIV столетию. В развитии и обогащении русского языка большое значение имело пополнение его за счет заимствования слов из других европейских языков. В эпоху становления русского языка положительное влияние на него оказал высокоразвитый старославянский язык.
- Сейчас мы услышим научный доклад о происхождении старославянского языка и его влиянии на русский язык. (Домашнее задание одного из учеников).
Старославянский язык
Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский язык (литературный), начиная с X века, испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?
Термин «старославянский» нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский, и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первыми проповедниками христианства в славянских странах.
В IX веке на территории нынешней Чехии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнять эту миссию.
Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллицы». Старославянский язык, как и славянская азбука «кириллица», распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточно-славянскую землю.
В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком
религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую
культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.
Помимо отдельных слов, церковнославянский язык дал русскому языку целую серию фразеологических оборотов, самых разных по значению и структуре. Все они пришли в нашу речь из церковно-богословских книг как отдельные фрагменты того или иного текста (проповеди, притчи, рассказы о жизни Иисуса Христа и т. д.). Нам надо хорошо знать, что такое панацея, когорта, плеяда, Ноев ковчег и многое другое, чтобы правильно и уместно применять такого рода слова и выражения в своей устной и письменной речи. Большую помощь может оказать в этом известный словарь Н. С. и М. Г. Ашукиных «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения». Он содержит около 2 тысяч словарных статей.
- Сейчас мы с вами попробуем дать объяснение некоторым
старославянским фразеологическим оборотам.
Задание 1
Дать объяснение фразеологическим оборотам, записать в тетрадь сам фразеологический оборот и его толкование. Составить 2-3 предложения с этими оборотами.
- Власть предержащие;
- Не хлебом единым жив человек;
- Ни на йоту;
- Нищие духом;
- Хранить, как зеницу ока;
- Не мечите бисера перед свиньями;
- Бразды правления;
- Око за око, зуб за зуб;
- Глас вопиющего в пустыне.
- А теперь мы с вами займемся исследовательской работой.
Обычно для показа сходства между славянскими языками берутся
отдельные слова из этих языков (как мы это делали с русским, английским и немецким языками. Мы же с вами будем работать сразу с целыми
предложениями. Несомненно подобие и сходство славянских языков.
Несмотря на то, что славянские языки разные, в них имеется немало слов, близких и тождественных по звучанию и значению. Даже некоторые предложения звучат на славянских языках настолько похоже, что понятны без перевода почти любому славянину. Сейчас я всем раздам один и тот же текст, и мы попробуем его перевести.
(СРБИ ПРИПОВЕДАГУ ДА JE КУКАВИЦА БИЛА ЖЕНА И ИМАЛА БРАТА, ПА JOJ БРАТ УМРО И ОНА ЗА НИМ ТАКО МНОГО ТУЖИЛА И КУКАЛА, ДОК СЕ НШЕ ПРЕТВОРИЛА У ПТИЦУ).
- Текст необходимо несколько раз прочитать, постараться найти
знакомые слова, слова, похожие на русские.
(Сначала дети узнают слова: жена, брата, она, за ним, много, тужила, птицу. Затем при помощи учителя определяют, что кукавица -это «кукушка», се притворила - «превратилась», жена - это «женщина»). После таких толкований предстает перевод фразы:
«Сербы рассказывают, что кукушка была женщиной (девушкой), и у нее был брат, и ее брат умер, а она так по нему тосковала и плакала, что превратилась в птицу».
Так вы поняли и перевели фразу на незнакомом вам сербскохорватском языке. Не правда ли, удивительно - переводить с языка, который никогда не изучал?
А вот предложение на другом славянском языке:
Stara mama byva у malom bielom domreku. Pred domom je zahradka plan pestrych kvetov. Pod oknami stoji lavirka.
- He умеете читать латинские буквы? Запишем тогда это
предложение более привычным для нас способом. Русскими буквами
звучание фразы можно передать приблизительно так:
Стара мама бива в малом белом домчеку. Пред домом йе заградка плна пестрых кветов. Под окнами стойи лавичка.
Какие слова вас здесь смущают? (Бива, домчеку, заградка, кветов. Бива означает «живет», кветы - это «цветы», домчик - «домик», а заградка - «ограда, забор».) Вот мы и перевели! А ведь фраза написана по-словацки!
Не следует однако думать, что любая фраза из славянских языков будет вам понятна. Это далеко не так! Подобных по звучанию и значению слов в славянских языках действительно много, но в каждом из них имеется такое огромное количество слов, неизвестных другим славянским языкам.
Формулировка выводов.
- Итак, ребята, мы с вами попробовали свои силы в переводах
со славянских языков. Не правда ли, это увлекательное занятие? Оно
поможет нам сделать некоторые важные выводы. Давайте их сформулируем.
Славянские языки имеют много общего: в них есть слова, близкие по звучанию и по значению; например, в предложении нам встретилось словацкое слово dom, оно значит то же, что и русское дом. Эти слова склоняются, и окончания у них похожи; склонение слов изучает морфология. Значит, в славянских языках много общего в морфологическом строе.
О сходстве в лексике говорит тот факт, что мы смогли перевести предложения с двух различных славянских языков на русский язык.
Общими являются не только отдельные слова, но и грамматика этих языков. Предложения строятся так же, как и в русском языке.
Но в славянских языках есть много не только общего, но и различного. Но чем объясняются эти различия? (Наверное, тем, что после того, как праславянский язык разделился на отдельные славянские языки, каждый из них развивался потом самостоятельно, своим путем).
Вы молодцы, сами сделали очень важные выводы, к которым когда-то пришли ученые. Вы сейчас повторили их путь, их метод исследования. Сравнивая языки между собой, ученые открыли в них много общего. Они доказали, что родство славянских и других индоевропейских языков обусловлено их происхождением из одного общего праязыка. В начале XIX века независимо друг от друга к этому открытию пришли ученые разных стран. Среди них был замечательный русский ученый Александр Христофорович Востоков (1781 -1864). Так был создан сравнительно-исторический метод исследования языков. Именно он впервые превратил языкознание в подлинную науку.
На этих уроках мы узнали много нового' и интересного о своем родном языке, о его происхождении и его месте среди других языков. Культурная традиция - в том числе и в языке - это то, чем мы должны постоянно овладевать, приближать к ней, глубже осваивая ее, впитывая в себя накопленную веками мудрость. Ведь еще А. С. Пушкин сказал мудрые слова о том, что уважение к своему прошлому - это то, что отличает образованность от дикости. Память и культура - это общественная совесть многих поколений, которая выражается и закрепляется в языке.
Сохранять прошлое (в том числе и в языке) - вовсе не значит быть упрямым консерватором. Сохранять прошлое - значит оберегать и совершенствовать самих себя, настоящих, сегодняшних. Сохранять прошлое - значит подготавливать будущее, сделать неразрывной цепь исторической Памяти народа-языкотворца.
Домашнее задание.
- На дом вы получите распечатанные тексты об Александре Александровиче Шахматове - выдающемся русском ученом, который много занимался историей индоевропейских и славянских языков.
Текст
В наши дни многие коллекционируют марки, значки, наклейки. А в 70-х годах XIX века было обычным даже среди гимназистов коллекционировать слова.
Во всяком случае, в гимназии, где учился А. Шахматов, никто не только не удивляется предмету его одержимости, но, напротив, многие вступают с ним в обмен словами и даже выдвигают свои довольно жесткие условия.
Увлечение это разделяют с гимназистами и их родители. В начале марта 1877 года мальчик располагает уже 700 санскритскими словами, а вскоре приобретает еще 340. У отца ученика 4-го класса за 50 санскритских и 3 готских слова он выменивает 60 исландских, за 40 персидских и 8 арабских - 50 финских и литовских, в обмен на 257 древнегерманских слова приобретает 60 редких готских, а отдав 641 санскритское слою, получает еврейскую азбуку и готские спряжения и склонения (естественно, им отдаются лишь копии слов). (По В. И. Макарову).
Задания к тексту.
Перепишите текст. Подчеркните орфограмму «Правописание суффиксов прилагательных -к-, и –ск-». Числительные запишите словами.
Проверьте себя: к какой языковой семье, группе, подгруппе относится каждый из названных в тексте языков?
Если вы хотите больше узнать о Шахматове, прочитайте книгу В. И. Макарова «А. А. Шахматов» (М., 1981). Она написана специально для учащихся.
'Дополнительный материал.
Можно использовать для сравнительного анализа алфавиты букв глаголицы, букв греческого алфавита, букв кириллицы. Сравнить на уроке написание букв, произношение, названия букв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"
Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...
Публикация (статья): Повторение как вид деятельности по преобразованию и применению новых знаний в учебных ситуациях в рамках учебного предмета (согласно требованиям ФГОСов)
ФГОСы требуют усилить практическую направленность обучения, умение применять полученные знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. В данной статье приводятся некоторые конкрет...
Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...
Публикация статьи и урока физической культуры 21 века
Конспект урока 21 века по физической культуре...
Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва
Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...
Публикация статьи "О проекте "Литературно-театральное объединение" в журнале "Практика школьного воспитания"
О проекте "Литературно-театральное объединение" ссылка на сайт ГБОУ ДПО НИРО...
Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"
Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...