ШКОЛЬНЫЙ УРОК И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Статья. Работа ОУ по сохранению здоровья учащихся возлагает на учителя ответственность за строгое соблюдение Норм СанПина. Знание учителем особенностей психологического и физического развития ребенка поможет сохранению здоровья детей школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_urok_i_ego_vozdeystvie_na_zdorove_uchashchihsya.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ УРОК И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Калина Т.В.
Организовывать образовательный процесс с учётом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.
От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровье - сберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
На уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока оценить и в дальнейшем удерживать своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или соседних помещенний, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов — вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.
Главный объект внимания учителя — его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровье сберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:
возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры;
утомлены, выглядит уставшим;
взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя);
драчливы, расторможены, расслаблены.
И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников — своеобразных индикаторов всего класса.
В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:
быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
более склонны к нарушениям дисциплины;
опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
вообще не включены в учебных процесс, присутствуют на уроке по необходимости.
Если ученики из последних трёх групп относятся к числу формальных или неформальных лидеров класса, то тактике работы учителя на первый план выступают социально-психологические аспекты работы учащимися.
Объектом особо пристального наблюдения учителя на всём протяжении урока являются дети групп риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков, например, после перенесённого заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых — прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.
Одна из самых сложных диагностических задач не только для учителя, но и для врачей, психологов — выделить в актуальном состоянии то, что обусловлено индивидуальными особенностями личности, и то, что является ситуативными проявлениями сегодняшнего дня, часа, минуты. Так, у старшеклассников большую роль играет гормональные влияния (включая «критические» дни у девушек). У учителя нет возможности анализировать каждый случай, но учитывать многообразие приличных факторов необходимо всегда
Решать коррекционные задачи учителю так же приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических — набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика — до технологических — изменить темпо - ритм проведения урока, во время провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микро - групповую форму работу класса и т. д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.
Коррекция позы должна проводится мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и тоже приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается ученик, учитель может просто подойти к нему, не прерывая объяснения, и ласковым движением руки исправить позу. Иногда достаточно выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, может попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это так же удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать несколько упражнений физкультминутки и упражнений для отдыха глаз.
При отслеживании психофизиологических состояний учеников группы риска важны первые признаки утомления, состояния во время ответа и после него, реакция на оценку и т. д. Слишком эмоциональные или неадекватные реакции учащихся должны быть зафиксированы памяти учитель (а после урока — в специальном дневнике наблюдений), чтобы на следующих уроках аналогичных ситуаций обратить на этих учеников более пристальное внимание. Фиксации таких наблюдений в дневнике позволит лучше оценить динамику происходящих изменений, не упустить важные детали, более аргументировано обсуждать психолого-педагогическую тактику в отношении конкретных учащихся при проведении медико-психолого-педагогического консилиума.
Для того чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здоровье - разрушающего воздействия на школьников (задача-минимум), но решали бы и позитивную задачу — пусть в небольшой степени, зато постоянно, капля за каплей, способствовали формированию потенциала здоровья учащихся, в неразрывном единстве с формированием и развитием их личности. Речь идёт о здоровье - формирующих образовательных технологиях как совокупности психолого-педагогических приёмов, методов, технологий, направленных на формирование у учеников культуры их здоровья, представлений о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, воспитание привычки действенно и постоянно заботиться о своём здоровье.
Перед учителем, который начинает свою работу в русле здоровье - сберегающей педагогики, стоят следующие задачи.
Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.
Обеспечение сильной, оперативной и надёжной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).
Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
Учёт естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
Обеспечение фактора фиксации внимания на фазе устойчивой работоспособности.
Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузке учащихся.
Обеспечение на уроке оптимального темпо - ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся.
Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учётом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.
Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно - координаторных тренажеров) и др.
Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке.
Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приёмов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным, и т. д., что является одним из главных показателей профессионализма учителя.
Максимальное возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.
Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика — как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать больше, радость то достигнутого, стремление поделиться знаниями).
Формирование и выдерживания оптимального стиля взаимоотношения с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровья.
Перечень этих задач (не исчерпывающий всего их многообразия) может быть использован администрацией школы, управлением образования в качестве критериев оценки здоровье - сберегающей составляющей в работе учителя. С целью самооценки учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности.
Необходимыми условиями решения этих задач являются:
прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровье - сберегающих образовательных технологий (курсы, семинары);
проведение ревизии приёмов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровье - сберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно — задача почти невыполнимая, поэтому необходима поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);
подключение к работе школы (районы, города) по реализации принципов здоровье - сберегающей педагогики, внедрению ЗОТ каждого учителя;
привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего образа жизни, чтобы слова и призывы, обращённые к школьникам, соответствовали действительности.
1. Предупреждение школьных болезней
Термин школьные болезни за последние годы прочно вошел в педагогический обиход. В эту группу относиться, в первую очередь, сколиоз и близорукость, нервно-психические расстройства, обусловленные воздействием дистрессов, астено-невротические состояния, нарушения обмена веществ и заболевания пищеварительной системы, обусловленные неправильным питанием, гиподинамией и др.
В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002 году Министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. И полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросло в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), система кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденции к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15 - 17 лет.
Начальные проявления этих нарушений здоровья становятся заметны уже в первых классах, а в последующем возрастают год от года.
Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматривается:
рассадка детей в классе с учётом состояния их зрения;
рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки, чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы;
Оборудование учебных помещений плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения;
поведение на каждом уроке специальных упражнений гимнастике зрения;
питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);
правильное использование технических средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 м, длительность просмотра передач — 15-20 мин, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам;
использование только допущенных Министерством образования учебников;
контроль за гигиеной чтения школьников;
рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома; ежедневное пребывания на воздухе — не менее 2-3 ч;
организация занятий с офтальмотренажёром, гимнастики специальных форм для детей с прогрессирующей близорукостью под контролем медиков на большой перемене или в специально выделенное время, использование методики сферопризматической коррекции Ю. Утехина и др.
инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения;
учёт состояния зрения школьника при определении его в группу для занятий физкультурой.
Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматривается:
ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;
активное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышечного корсета средствами лечебной физической культуры (ЛФК);
обеспечение соответствия мебели в школе и дома и росту и пропорциями тела учащихся;
контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раза в год;
правильное расположение рабочего места всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;
правильная организация режима учебных занятий;
ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах, во внеурочное время;
проведение занятий корригирующей гимнастики, ЛФК, оздоровительного массажа, самомассажа, суставной гимнастики;
оборудование класса несколькими настольными конторками, регулируемыми по росту;
обеспечение полноценного питания, сбалансированного по солевому составу.
2. Двигательная активность школьников
дин из обязательных факторов здорового образа жизни человека — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учетного дня) и периодической, которая может быть разнообразной. Двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура зависит от возрастной группы детей. Это связано с тем, что у младших школьников больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше доля тех ее видов, которые относятся к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности взаимозаменяемы. Например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки.
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8—12 ч в неделю [26]. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статический компонент: 80—85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
С гиподинамией связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.д. Ребенок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий — как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры, в турпоходах. Общий уровень здоровья у таких молодых людей заметно ниже, чем у получавших достаточную, гармоничную физическую нагрузку. После окончания школы юноши, страдавшие гиподинамией, с трудом адаптируются к армейской службе, имеют ограничения для выбора профессии. У девушек возникают проблемы при родах.
Двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. При различных формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся по-разному реализует суточную потребность в физической нагрузке. На уроках волейбола, баскетбола, других подвижных игр, плавания — около 27% ; при занятиях легкой атлетикой — около 40% ; на уроках лыжной подготовки — 57% . Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координации.
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья школьников — отдельная проблема, имеющая значение для учителей физкультуры. В процессе проведения тематических семинаров и знакомства с работами, поданными на конкурс «Учитель года», вырисовывается замечательная картина творчества учителей — энтузиастов здоровья. Они приобщают к такой деятельности не только своих учеников, но и их родителей, а также коллег-педагогов.
Обратим внимание на принцип, которым должны руководствоваться и учитель физкультуры, и администрация образовательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!» Парадокс: ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 мин без активного движения.
Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые проходят в водной сфере, а вторые — на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет положительный следовой эффект. В результате реализации внеурочных форм ребенок может удовлетворить до 40% потребности в двигательной активности.
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
1) занятий больших форм — уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и
2) занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
К занятиям малых форм относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы [приложение1-9] физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Для занятий малых форм характерны следующие особенности:
« узкая направленность деятельности: реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающегося, хотя и способствующие ему. Это задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания в учебный процесс, по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.д.;
незначительная продолжительность: выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;
невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными, особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности;
невысокий уровень функциональных нагрузок.
Хотя занятия малых форм играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.
Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5—10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после второго или третьего урока продолжительностью 20-40 мин.
Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику предмета. Термином физкультминутка принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки.. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
6) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.
Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном классе в течение одного учебного дня, организатору (куратору) их проведения в школе — обычно учителю физкультуры — необходимо составить примерную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков.
Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6-7 класса). Это вменяется в обязанность дежурным по здоровью и проводится под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить, что может быть включено в программу уроков физкультуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательн...
Воздействие медиаобразовательной среды на формирование творческой активности обучающихся на уроках английского языка в разделах «Здоровье» и «Страноведение»
Статья, описывающая направления работы учителя английского языка в современной школе....
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики как условие сохранения здоровья учащихся"
Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение пр...
Научная публикация на тему: "Задачи современного образования. Опыт коммуникативных ситуаций на уроках иностранного языка как средство, оказывающее формирующее воздействие на личность учащегося и на его языковую компетенцию".
Задачи современного образования....
Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"
Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...
Статья "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Статья отражает влияние уроков музыкального искусства в школе на психическое состояние учащихся, их духовную сущность и здоровье в целом. В ней представлены основные виды деятельности учащихся на урок...
Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"
В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...