ИКТ на уроках истории и обществознания:плюсы и минусы
статья на тему

Бойкова Виктория Юрьевна

Эта статья,скорее- эссе,размышление на заданнную тему,нежели  методическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: ИКТ на уроках истории и обществознания: плюсы и минусы

В век  развитых информационных технологий ,в новом, постиндустриальном ,обществе  сложно представить  учебный процесс вне информационно-коммуникативных технологий. У этого ,ещё совсем недавно новаторского ,а теперь используемого большинством учителей , метода существует масса плюсов, но ,вместе с тем есть свои минусы. Попробую кратко их описать.

    Для учителя истории вопрос о применении форм и методов обучения особенно важен  в связи с сокращением учебных часов по предмету «История» и переходом к ЕГЭ. В данных условиях, с одной стороны, приходится решать вопрос о концентрации материала, с другой-о том ,как этот сжатый материал не сделать предельно сухим, неинтересным. Выбирать «из двух зол меньшее»? Тогда или рискует пострадать программа или становится под угрозу потенциальная «интересность» предмета, падает мотивация  к его изучению.  В синтезированном решении этих,  на первый взгляд , неразрешимых вопросов, на помощь приходят новые образовательные технологии, позволяющие  и сократить время подачи материала и визуализировать его, сделав более интересным, наглядным.

   ИКТ  помогает украсить  урок, даёт наглядность, информативность; помогает организовать интеллектуальную деятельность на уроке, лаконично и ёмко представить материал. Позволяет учителю работать с учениками дифференцированно, индивидуально. Удобен при осуществлении проверки знаний (составлении тестовых и творческих заданий, вопросов для проверочных и контрольных работ), проведении мониторинга и анкетирования, эффективен при подготовке к итоговой аттестации . Электронные тестирования помогают выполнить задания в заданном темпе .На современном этапе школьники могут участвовать в дистанционных олимпиадах. Кроме того, ИКТ на уроках позволяет  быстро обновлять информацию (для нас, учителей истории и обществознания, это особенно актуально в связи с тем, что в последнее время появляется (открывается) много новых  исторических материалов, а также постоянно обновляется информация связанная с жизнью общества).Учитель, используя интернет, имеет доступ к широкому спектру источников информации. Современного школьника трудно представить без компьютера ,вне интернет-пространства . Эта особенность вызывает тревогу, но учитель ,используя  современную технику и её возможности, говорит на языке понятном и интересном ученику ,а это приводит к единству, содружеству, взаимопониманию, рождающим сотворчество и атмосферу поиска.   Помимо прочего, ИКТ  существенно помогает  реализовывать другие методики ,например : игровые технологии, методику опорных конспектов, сложно представить на сегодняшний день без ИКТ метод проектов .

Необходимо упомянуть о новых образовательных задачах. Система ключевых компетенций, которой должен обладать выпускник,  включат коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. Это означает, что выпускнику средней школы нужно уметь адаптироваться и взаимодействовать в социуме, выступать деятельным субъектом, обладать ответственностью за свои поступки, навыками совместной деятельности, способностью к личностному саморазвитию, целеполаганию, самоактуализации  . В данном контексте, ИКТ можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования , т .к .позволяет ребёнку с интересом учиться, находить  нужную информацию ,воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний,  развивает аналитические способности .

   В моей педагогической практике дети с удовольствием создают  презентации к урокам на различные темы, причем я предоставляю им  возможность самим определиться с выбором темы. Учащиеся охотно участвуют в учебных проектах.Также при использования интернет-ресурсов современные школьники  готовятся к конференциям, докладам, пишут рефераты. Здесь важна  направляющая роль учителя: сайтов,  полных различной информации много ,в том числе и антинаучной, псевдонаучной. Задача учителя объяснить это, для ориентира познакомить обучающихся с наиболее  авторитетными источниками , предоставив в итоге свободу для поиска.

     ИКТ, позволяющие аудиовизуализацию на уроке, незаменимы для меня на уроках по темам , связанных с культурой и искусством различных эпох. Конечно, раньше можно было показать диафильм или показать художественные альбомы. Сейчас  вопрос дачи материала на таких уроках решается  проще. Можно продемонстрировать  всё, что нужно для раскрытия конкретной темы.

   Очень интересно проходят уроки ,связанные с историей  войн, где я использую интерактивные карты .Некоторые  карты составляю сама (процесс их создания занимает весьма значительное время), но в  большинстве случаев пользуюсь уже созданными (доступны для учительского сообщества на педагогических сайтах и учебных дисках).Так ,к примеру ,очень эффективно повлияло использование подобных карт по теме «Война 1812 года», «Франко –Прусская война»,1 Мировая война в 8,9 классах, по изучении которых мною был проведён мониторинг результатов, они оказались выше, нежели при использовании  обычных карт ,т.к. сработал принцип наглядности и удивления, рождающего интерес (во время, когда на карте начинается «жизнь»).

       Теперь хотелось бы сказать немного о минусах ИКТ. Поскольку  данная технология связана с техникой ,уместно начать с технического аспекта .Всякий раз, подготовив интересную презентацию или видеосюжет, запланировав  использование интернета на уроке, невольно задаешься вопросом: «А что, если будет сбой?» и тут же приходиться продумывать вариант урока без ИКТ (такие случаи были неоднократно: выключение электричества , короткое замыкание, недоступность сервера…). Если же второй вариант урока не продуман, я сразу вспоминаю слова Сократа ,о том, что только живое слово содержит истину. В этой ситуации  в ход идут «живое слово», традиционные методы, импровизация.

  Второй минус связан со здоровьесбережением ( актуальнейшим принципом развития и современной компьютеризированной школы и всего информационного общества).Каждый учитель понимает, что  ни одно серьёзное домашнее задание, подготовка к конференции, участие в проекте для обучающихся не обходится без длительного сидения за компьютером. Таким образом, учитель сознательно подталкивает  ребёнка к компьютерной зависимости ,от чего может пострадать физическое здоровье ученика.  Важно также его нравственное и психическое здоровье, т.к. содержимое многих непроверенных сайтов может нанести существенный вред. Учитель тоже выступает потерпевшей стороной: сколько времени и здоровья уходит в сидении перед монитором для подготовки очередной презентации к уроку…и как безжалостно светит на учителя  «софит»-лампа мультимедийного проектора, сопровождающая его передвижения у экрана.

        Следующий минус связан с содержательной  составляющей. Меня тревожит огромный объём легкодоступной информации. Легкодоступность отнимает у человека возможность глубокого анализа  услышанного и прочитанного. Наши дети- редкие посетители обычных библиотек, в большинстве они лишены почти «сакральной» связи «читатель-книга». Поиск информации сменяет чтение, а это лишает процесс образования духовной составляющей. Философ Хайдеггер , рассматривая отношение «человек-техника», анализируя новые технические возможности цивилизации ,опасался угрозы общекультурным понятиям, самой сущности человека, его способности к осмысленному мышлению. Это вызывает тревогу.  

    Считаю уместным привести слова моего ученика- одинадцатиклассника: «Зачем сейчас все учителя применяют презентации, так активно пользуются техникой? Ведь это только отвлекает. Гораздо понятнее ,лучше запоминается, когда  учитель просто объясняет, а его инструменты-простой мел и доска». Это высказывание прозвучало на уроке обществознания и я превратила его в в предмет мини-дискуссии. Под словами одноклассника готовы были «подписаться» большинство ребят…Такие данные заставляют задуматься о том, как за наглядностью и информативностью не потерять содержательности.

  Кроме прочего, отмечу, что ИКТ на уроках больше не удивляют детей. Технологические изыски учителей теперь воспринимаются ,как  должное, а ведь  удивление –импульс к познанию .Вспомним слова Вольтера : «Что становится обыденным ,то мало ценится». На новом этапе очевидно, что ИКТ могут быть эффективно использованы только при наличии таких условий, как живое общение, эмоционально и нравственно окрашенное слово учителя, его способность к импровизации. ИКТ-средство ,которое помогает усовершенствовать урок, но  наша задача не подменить формой содержание .Рациональность ,удобство  ,технологичность не должны победить созерцательности и творческого созидания ,а это возможно ,если современный учитель будет использовать ИКТ только там, где это целесообразно, руководствуясь принципом «не навреди» ,и, конечно же, всегда помнить о духовно-нравственной сущности своей Благородной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...

Сообщение: «Игровые уроки истории плюсы и минусы»

laquo;Игровые уроки истории: плюсы и минусы»...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...