«Игровая деятельность как способ сбережения здоровья учащихся»
методическая разработка по теме
«Игровая деятельность как способ сбережения здоровья учащихся»
Выступление педагогов дополнительного образования
Татьяны Владимировны Шкурко, Кристины Васильевны Новокшоновой
на районом практическом семинаре « Роль игровых технологий в системе дополнительного образования» проходившемв солнечногорском районе Московской области на базе МАОУ ДОД ДДТ «Юность» 13.11.2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игровая деятельность как способ сбережения здоровья учащихся» | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность как способ сбережения здоровья учащихся»
Выступление педагогов дополнительного образования
Татьяны Владимировны Шкурко, Кристины Васильевны Новокшоновой
на районом практическом семинаре « Роль игровых технологий в системе дополнительного образования» проходившемв солнечногорском районе Московской области на базе МАОУ ДОД ДДТ «Юность» 13.11.2012 г.
Здравствуйте!
Обучение являясь крайне энергозатратным процессом, включающим в себя интеллектуальные перегрузки на фоне физического и эмоционального ограничения способствует возникновению напряжения отрицательно влияющего на здоровье и развитие личности ребенка. Охрану здоровья детей и молодёжи можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Дети не умеют самостоятельно осознавать и регулировать свои эмоции, поэтому всегда именно взрослые несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой.
В образовательных учреждениях, давно сложившийся традиционный метод организации учебного времени не учитывает необходимости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и, более того, способствует ее усугублению.
Формирование деятельной позиции учащегося является главной задачей всего учебного процесса, и определяется тремя компонентами: интерес к учению; инициативность и активная познавательная деятельность, все это требует значительной затраты умственных сил и воли. Поэтому в последнее время педагогами и администрацией ведется активный поиск здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.
Заботясь о повышении устойчивости нервной системы учащихся в преодолении трудностей следует обращать внимание на момент наступления утомления и снижения их учебной активности. Исследования показали, что человек способен качественно принимать информацию первые 20 минут, далее требуется небольшой отдых.
Внешние признаки усталости учащегося определяются в:
- частой смене позы,
- потягивании, зевоте,
- закрывании глаз,
- подпирании головы,
- ненужное перекладывание предметов,
- разговор с соседом,
- не восприятие вопроса,
- остановившийся взгляд
- задержка с ответом,
- частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Вспомним, что отдых – это смена видов деятельности.
Одним из подходов к сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях может стать практическое применение игр и упражнений.
Так на занятиях стоит уделять время психофизической регуляции организма посредством проведения специальных упражнений на снятие напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, рук и пальцев, упражнения для укрепления мышц глаз, а также улучшения общего самочувствия и настроения. Продолжительность упражнения совсем незначительная, а результат заметен сразу. Важно помнить, что в начале занятия проводить данные упражнения НЕ рекомендуется, так как они НЕ будут эффективны.
В подобных упражнениях ведущий рассказывает и показывает, как выполняется упражнение, затем текст и движения повторяет вся группа. ПОРОБУЕМ.
Игра «Радость» Что произносится, то и повторяется физически. Выполняется стоя, но мы попробуем сидя.
«Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Повернись вокруг себя влево, вправо – раз и два! Раз – присели, два – привстали. Руки вверх мы все подняли» Спасибо
Позитивный психологический климат; наличие эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, паузы активно-двигательного характера) способствуют снятию напряжения, и как следствие, лучшему усвоению изучаемого материала. Активная двигательная деятельность дает возможность удовлетворить свойственное детскому возрасту стремление к движениям. Все это ведет к наиболее полноценному, общему оздоровлению всего организма ребенка.
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогике позволяет учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Игра является для детей формой организации жизни. Выполнение несложных правил в играх, организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу, что содействует формированию взаимного доверия, сплочению коллектива и как следствие высоким достижениям в работе и учебе.
ИГРА ПОМОГАЕТ
- научиться быть свободным в жизненном пространстве
- осознавать свои особенности и уметь выстраивать отношения с другими людьми.
- нарабатывать опыт взаимодействия, используя игру как конструктор жизненных ситуаций
- активно использовать логическое и творческое мышление
- способствует скорейшему сплочению группы
Так в конце занятия можно провести игры направленные на развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия. Например Игра «Карандаши»,«Пальчики» или «Совместный счет». Для ознакомления предлагаю попробовать.
Игра «Совместный счет»
Задание: следует досчитать до десяти. Считать надо коллективно, НО: кто-то говорит «один», кто-то другой - «Два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя.
Педагогика различает игры подвижные и дидактические. Использование любого вида игры определяется целями, возрастными особенностями участников, содержанием учебного материала.
Оптимальным условием для положительного влияния на функциональное состояние организма учащихся может служить организация подвижных игр в перерывах между занятиями. Существует богатый спектр различных игр для снятия эмоционального напряжения, создания теплой дружественной атмосферы, позволяющих проводить коррекцию психического и социального аспектов здоровья.
Для примера предлагаем поучаствовать в игре «Поворот в прыжках».
Участники встают друг от друга на расстоянии вытянутых рук, и встают лицом в одном направлении. По условному сигналу (хлопок в ладоши) ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте(вокруг себя). В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом ·нельзя. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону.
Важно что в предлагаемой игре не нужен специальный инвентарь
Наличие интереса к предмету способствует повышению активности учеников, успеваемости, самостоятельности. Используя интерактивно-коммуникативные технологии в педагогике можно разнообразить процесс познания и усвоения учебного материала.
Дидактическая игра – одно из эффективных средств решения поставленной учебной задачи, которая даёт учащимся моральное и умственное удовлетворение. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки.
Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности (внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь). Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Дидактические игры применимые в образовании бывают:
Игры - упражнения. (Используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся)
Игра-поиск. (Учащимся предлагается найти в каком-либо задании «специально» допущенные ошибки).
Сюжетно - ролевые игры. («Пресс-конференция», «Круглый стол»).
Данные игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам поставленным учителем, а учащиеся исполняют социально-значимые роли.
Познавательные игры - путешествия. («путешествия» в математическую страну, на планету арифметики, геометрии. За каждую «станцию» участники получают бонусы(отметки).
Игры - соревнование (конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов) Обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела, с целью выявления уровня знаний учащихся.
Представляем Вам имитацию телевизионной викторины «Своя игра» и предлагаем немного поучаствовать.
«Своя Игра»
Набираются команды с равным количеством участников. Играют одновременно все команды. В начале игры. Ведущий определяет порядок(очередность)., в котором команды выбирают вопросы. Затем объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Каждая команда один раз выбирает вопрос по очереди. Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 15 секунд. По истечении 15-ти секунд по сигналу команда дает ответ. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса, а вопрос переходит к команде первой поднявшей руку для того, чтобы дать правильный ответ. Далее переход выбора вопроса переходит в порядке очереди. Если все команды не дают ответа, то все команды теряют количество очков, равное стоимости вопроса.
По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика даже больше, чем врач. Выстраивая учебное занятие таким образом, чтобы учащиеся отзанимавшись внушительное количество часов испытывали положительные эмоции, что укрепляет иммунную систему.
Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически и интеллектуально. Таким образом можно еще и решить проблему заинтересованности воспитанников в собственном психологическом благополучии и физическом здоровье, приобретении практических навыков самооздоровления, что влияет на их деятельность!!!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как способ развития активной личности.
Игра, как известно, является своебразным общим языком для всех ребят, но одновременно она является и инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сдел...
Игровая деятельность как способ формирования социализации школьников.
Важнейшей задачей школы на современном этапе развития общества является формирование у детей способности к успешной социализации в обществе и активной ада...
«Сбережение здоровья учащихся как ключевая компетенция учителя»
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щад...
Способы сбережения здоровья.
Урок сбо в 8 классе коррекционной школы VIII вида....
Возможные приёмы педагога дополнительного образования по изобразительному искусству и живописи по сбережению здоровья учащихся.
В материале даны примеры возможных приёмов по здоровьесбережению на уроках изобразительного искусства и живописи в дополнительном образовании и приведён список литературы по здоровьесбережению....
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ
Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...
Творческая деятельность как способ коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время перед системой коррекционного образования стоит сложный вопрос адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в социальной среде. Социали...