Использование теории множественности интеллекта в создании учебных проектов.
методическая разработка по теме
В статье я хочу поделиться наблюдениями, как теория множественности интеллекта помогает в проектной деятельности, которая всё более востребована в современном образовательном пространстве. Мы все прекрасно понимаем, что необходим личностно-ориентированный подход в процессе образования и воспитания для реализации целей, стоящих перед современной школой. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примеры использования теории множественного интеллекта для реализации проектной деятельности | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование теории множественности интеллекта в создании учебных проектов.
Теория множественности интеллекта впервые была опубликована в 1983 году в книге Г.Гарднера «Структура разума: теория множественности интеллекта». Гарднер выделил следующие типы интеллекта: вербально-лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, межличностный, натуралистический. В статье я хочу поделиться наблюдениями, как теория множественности интеллекта помогает в проектной деятельности, которая всё более востребована в современном образовательном пространстве. Мы все прекрасно понимаем, что необходим личностно-ориентированный подход в процессе образования и воспитания для реализации целей, стоящих перед современной школой. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Работа над проектом предполагает следующие этапы:
I этап_____ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
II этап_____ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
III этап_____ РЕФЛЕКСИВНЫЙ
IV этап_____ ТЕХНИЧЕСКИЙ
V этап_____ ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Использовать теорию множественности интеллекта начинаем уже на первом этапе, который предполагает выбор и осмысление темы исследования. Каждый год учащиеся Губернаторского лицея-интерната для одарённых детей Оренбуржья проходили промежуточную аттестацию, которая проходила и в традиционной форме ( билеты, тесты), и как защита творческих работ, проектов. Выбирая темы проектов, мы исходили из того, что продукт, получившийся в ходе выполнения работы, должен принести практическую пользу. Так как в лицее обучаются только дети старшего школьного возраста, то актуальной была подготовка выпускников к итоговой государственной аттестации. Поэтому было принято решение создать проекты, которые имели бы практическую направленность и сформировали базу теоретических и практических материалов, которыми мог бы воспользоваться каждый выпускник. Я работаю в гуманитарном и физико-математическом классах. Интересно было наблюдать, как выбиралась тема проекта в зависимости от профиля и типа интеллекта. Дети с логико-математическим интеллектом обладают отличными аналитическими навыками и навыками решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Конечно, большинство таких детей обучались в 11 физико-математическом классе. Они предложили создать электронные тренажёры для отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ, вызывающих наибольшие затруднения. Создали сайт, на котором разместили теоретические материалы, таблицы, алгоритмы, образцы заполнения бланков, ссылки на сайты , информирующие об изменениях в ЕГЭ. Также было предложено создать электронные словари, например, орфоэпический словарь. Дети, обладающие визуально-пространственным интеллектом, нуждаются в зрительных образах. Они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, сильны в рисовании, черчении, проектировании, моделировании. Такие учащиеся выбрали для себя создание буклетов, брошюр, опорных конспектов, помогающих повторить правила. Они решили создать папку с дидактическими материалами для своих одноклассников, включив в неё и базу аргументов для написания части С. Дети с преобладающим телесно-кинестетический интеллектом с энтузиазмом взялись за создание учебных роликов, социальной рекламы. Интересно было наблюдать, как происходило деление на творческие группы. Обратила внимание на то, что ученики физико-математического класса в большей степени обладают межличностным интеллектом. Они с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими лидерскими и дипломатическими качествами. А вот в гуманитарном классе оказалось несколько детей с внутриличностным интеллектом, которые были с обострённым чувством собственного достоинства, не желали работать в группах, хотели всю ответственность за процесс работы взять на себя. Интересно проходила защита проектов, на которую были приглашены учащиеся других классов, администрация лицея, учителя. Некоторые работы я выложила на своей странице на портале учителей http://www.proshkolu.ru/user/puch49/folder/261997/ и получила немало положительных откликов. Презентации учеников участвовали во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе презентаций "ТопСлайд.
В этом году мы работаем над проектами по литературе, взяв в качестве общей темы поэзию Серебряного века. Учитывая типы интеллекта, мы выбрали разные виды деятельности: создание музыкальных клипов, постановка спектакля «В кафе «Бродячая собака», создание тренажёров для оценки теоретических знаний, написание сценария заседания дискуссионного клуба «Пощёчина общественному вкусу» и многое другое.
Таким образом, теория множественности интеллекта помогает учителю по-новому взглянуть на учеников и увидеть индивидуальность в каждом.
Зная, в чем сила и слабость учащихся, мы можем спланировать как групповые, так и индивидуальные проекты для каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода интеллект-карт на уроке немецкого языка
методика построения интеллект -карт....
ПРОЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ.
Аннотация: урок разработан для обучающихся 7 класса с целью обучения пересказу текста с использованием метода интеллект карт. Интеллект – карты помогают разнообразить урок и задействовать ...
Пример использования Метода интеллект-карт на уроках ОБЖ
Пример использования Метода интеллект-карт на уроках ОБЖ в 5 классе. Тема "Безопастность дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие". Экспериментальная работа для написания диплом...
Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоя...
Использование метода интеллект-карт при организации проектной деятельности учащихся
Из опыта работы...
Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы
Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы. В материале содержится краткое представление системы работы по организации работы обучающихся ста...
«Использование метода интеллект - карт на уроках музыки»
Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются творческие способности детей, активизируется память и мышле...