Использование метода интеллект-карт при организации проектной деятельности учащихся
статья по биологии
Предварительный просмотр:
Использование метода интеллект-карт
при организации проектной деятельности учащихся
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития памяти и мышления. Т.е. это инструмент для структурирования идей, для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и многих других.
Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мыслительные карты", "умственные карты" и т.д.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: "Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т.е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".
Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Исследования Тони Бьюзена подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию. Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы. Т.е., левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.
При создании обычных заметок человек использует только левое полушарие, а при создании интеллект-карт задействует оба полушария. С позиций нейрофизиологии изучение информации через интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в целое, следовательно, идет более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала. Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между книгой и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т.д.
Как создать карту мыслей? Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2016» или нарисовать картинку, символизирующую ее. Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете карту для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано! Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета! Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме! Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками. Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение. Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн.
Принципы рисования очень просты. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Интеллект-карта включает в себя несколько систем понятий, каждую из которых можно использовать отдельно, учитывая тему урока.
Для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз. По Тони Бьюзену после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
- Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
- Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
- Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
- Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
- Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти. Повторение подразумевает, что ученик пробует по памяти воссоздать карту и лишь потом сравнивает то, что вспомнил с оригиналом.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Методу интеллект-карт учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Можно применять метод интеллект-карт и в проектной деятельности. При помощи этого метода решается задача – дать систему обобщённых знаний. В результате применения интеллект-карт у учащихся формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и присвоения информации.
В виде мыслительной карты можно изобразить либо весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта. Любой проект разбивается на этапы. Эти этапы разбиваются на подэтапы… Если информация по проекту прописана в виде текста или таблицы, то часто в этих этапах и подэтапах легко запутаться. Представление проекта в виде интеллект-карты позволяет увидеть и удержать в голове всю картину целиком.
Любой проект складывается из пяти «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
План в виде Интеллект-карт дает нам ряд преимуществ:
- Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем текстовыделителем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали.
- Легко дополнять план. Если нужно добавить новый шаг – просто рисуем новую ветку и план становиться более подробным.
- Легко увидеть первоочередной фронт работ. Когда все шаги перед глазами – то меньше шансов, что завязнем в мелких, второстепенных шагах. И не выполним самые важные!
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении.
Информационные источники:
1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.: "Попурри", 2007, С. 54-55. (в оригинале «The mind map book»).
2. Бершадский М.Е. Психолого-педагогические основания метода карт понятий (http://tip.psychology.org/ausubel.html).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллект-карта (mind maps) — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал . «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума», «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта» «Карты разума» «Карты сознания» «Карты представлений» «Умственные карты» Тони Бьюзен
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Обучение · создание ясных и понятных конспектов лекций; · максимальная отдача от прочтения книг/учебников; · написание рефератов, курсовых проектов, дипломов. Запоминание · подготовка к экзаменам; · запоминание списков: что сделать/кому позвонить/… Презентации · вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; · проведение деловых встреч и переговоров. Планирование · управление временем: план на день, неделю, месяц, год… · разработка сложных проектов: нового бизнеса,… Мозговой штурм · генерация новых идей, творчество; · коллективное решение сложных задач. Принятие решений · четкое видение всех «за» и «против»; · более взвешенное и продуманное решение.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 . FreeMind 2. SciPlore MindMapping 3. Vym View Your Mind 4. chartr 5. Labyrinth 6. kdissert 7. Psycho 8. XMind для разных платформ: Windows, Mac OS X, Debian / Ubuntu , Debian / Ubuntu x64 9. Mind Genius 10. Concept Draw MIND MAP 11. Mind Manager X5 Pro 12. Mindjet MindManager 8.Ink 13. iMindMap 14. Nodemind 15. TheBrain
Примеры
Применение интеллект-карт в образовании
Проект - это «пять П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация
Строительство бани
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...
Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики
Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики...
Использование интеллект-карт при организации проектной деятельности учащихся.
Использование интеллект-карт при организации проектной деятельности учащихся....
Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий
В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...
Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы
Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы. В материале содержится краткое представление системы работы по организации работы обучающихся ста...
Использование метода интеллект-карт при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку
Мастер- класс для учителей русского языка и литературы...
Интеллект карта_План организации проектной деятельности учащихся по теме: "Фонтаны"
Интеллект карта_План организации проектной деятельности учащихся по теме: "Фонтаны"...