Исследовательские проекты учащихся при изучении иностранного языка
статья по теме
В статье даётся понятие проектно-исследовательской деятельности учащихся и опыт применения её на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
"Исследовательские проекты учащихся при изучении иностранного языка"
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, принимать решения в ситуации выбора, ставит перед современной школой новые задачи: развитие творческих способностей, инициативы, стремление к самореализации. Приоритетным направлением в работе педагогов стало создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе полученных знаний и социального опыта.
Важное место в реализации этих задач занимает проектно - исследовательская деятельность школьников, способствующая раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей учащихся, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Эти качества в последние годы стали определять как ключевые компетенции.
Задача педагогов - подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить. Реализуя данную задачу, педагогу необходимо использовать в своей педагогической деятельности наиболее эффективные формы работы.
В настоящее время огромное внимание уделяется изучению иностранного языка. Тем не менее, большинство российских школ испытывает сегодня немало трудностей при обучении. Не имея возможности использовать полученные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. У большинства школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными затруднениями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей. Поэтому возникла необходимость в применении новых педагогических технологий. Одной из них стала проектно – исследовательская деятельность.
Если в традиционной образовательном процессе основная функция учителя – преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Учитель превращается в консультанта, помощника начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим, ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме; уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей; уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановку проблемы,
- ознакомление с литературой по данной проблеме,
- овладение методикой исследования,
- сбор собственного материала, его анализ,
- обобщение;
- выводы.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Я считаю, что проектно - исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творчестве, в самообразовании.
Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт.
В нашей школе обучаются дети из разных социальных слоёв, национальностей и с неодинаковым уровнем учебной мотивации. Кроме того, сегодня на рынке труда востребован человек, способный овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, не только имеющий энциклопедические знания, но и умеющий их применять в конкретных ситуациях. Раскрывая сущность данной темы, хочу представить два пути формирования проектно - исследовательских навыков в своей педагогической деятельности. Это использование проектно - исследовательского метода:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочной деятельности учащихся.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, учащиеся не только учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт научно-познавательной и учебной деятельности, но и реализуют свой интерес к предмету через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты.
В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:
1. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Проектно-исследовательская деятельность должна иметь свой собственный итоговый продукт. Под продуктом подразумевается любой вид отчётности.
Хочу поделиться своим опытом применения проектной методики на уроках немецкого языка. Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа учащихся, их общение с учителем и между собой осуществлялось на немецком языке. В начале работы, четко определив учебные задачи, я продумываю, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Затем планирую всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. На уроках используются различные виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая формы работы. Четко распределяю роли и подробно объясняю учащимся цель данного задания.
На первом этапе продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны хорошо владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы. На своих уроках я часто использую грамматические упражнения, такие, как «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Уточни информацию», «Переведи предложения с русского на немецкий», «Продолжи предложение» и т. д.
Второй этап подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. При работе на данном этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяют специальную
лексику, отвечают на вопросы учителя и учащихся. Таким образом, дети готовятся к рассказу по изучаемой теме. Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время. Большую помощь в этом оказывает учащимся Интернет. Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
Третий этап – это заключительный этап, где каждая группа защищает перед классом свой проект. Форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности учащиеся выбирают сами. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, реклама, деловая игра, учебное пособие, модель одежды, карта и др.
Четвертый этап - контроль. После презентации проектов предлагаю общую дискуссию, которую заранее продумываю. Прежде всего, предварительно просматриваю готовые проекты. Кроме того, заранее предлагаю ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта. В конце урока учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект. Организуя процесс обсуждения, стараемся ответить на следующие вопросы: 1) достигнута ли цель проекта? 2) Что ты узнал, понял, чему научился? 3) Какой из этапов запомнился тебе больше всего и почему? И т. д. Я, разумеется, анализирую высказывания ребят; слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры; оцениваю ответы ребят.
Покажу это на конкретном примере.
Тема проекта: «Добро пожаловать в Гарц!»
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся в ходе проектно-исследовательской работы о месте и способах летнего отдыха подростков в Германии.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать практическому применению языкового и речевого материала в нестандартной ситуации;
- воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения, развитию потребностей в знаниях о стране изучаемого языка, воспитанию уважительного отношения к её культуре, ответственности за результаты труда;
- развивающая: развивать самостоятельность, умение анализировать и сравнивать, мышление через выделение узловых моментов единого целого, воображение через представление понятий страноведческого характера.
Форма работы над проектом: групповая.
Предполагаемый результат:
1. Приобретение новых знаний о стране изучаемого языка.
2. Воспитание толерантного восприятия иной культуры.
3. Обогащение лексического и речевого запаса учащихся.
4. Осуществление коммуникации на немецком языке.
5. Обеспечение динамики качества знаний.
6. Формирование коммуникативной компетентности.
Подготовительный этап.
О работе над проектом я объявила учащимся за месяц до окончания учебной темы. На первом занятии мы выработали следующие шаги:
* Согласование состава групп: учащиеся 8 класса, изучающие немецкий язык, были поделены на 2 группы с учётом их способностей и интересов.
* Выбор ответственных в группах.
* Выделение проблем при изучении учебной темы: в беседе с учащимися я выяснила, что из встречающихся в ходе темы мест отдыха немецких подростков в Германии (лагерь отдыха, спортивный лагерь, молодёжная турбаза, кэмпинг, отдых у родственников, в деревне и др.) им наиболее интересны кэмпинг и молодёжная турбаза, так как они не типичны для России, непонятны учащимся и поэтому вызывают их живой интерес. Они хотели узнать о них больше. Так объект изучения был определён - «Летний отдых группы на молодёжной турбазе в Германии» (в кэмпинге – для 2-й группы).
* Выбор темы проекта: из упоминающихся на страницах учебника излюбленных мест отдыха немцев (Шварцвальд, Гарц, Тюрингия, Северное море и др.) учащиеся выбрали Гарц, так как, по их мнению, именно сюда можно быстрее всего добраться из России. Так была определена тема проекта –
«Добро пожаловать в Гарц!»
* Сроки выполнения проекта: один месяц.
Первичное обсуждение и выбор источников информации: учащимся был предложен список литературы, имеющейся в распоряжении кабинета немецкого языка и проработанный мною заранее, а также рекомендации по использованию Большой Советской Энциклопедии в школьной библиотеке и поисковых сайтов Интернета.
*Второе занятие было полностью посвящено отбору материала для содержания проекта.
Алгоритм действий был такой:
1) просмотровое чтение выбранных материалов,
2) отбор материала,
3) чтение отобранного материала с полным пониманием,
4) выбор формы и средств изложения содержания проекта,
5) прогноз его результатов,
6) структурирование содержания теоретической части проекта,
7) составление информации по теме проекта с учётом логики на родном или иностранном языке,
8) перевод информации на иностранный, если она была составлена на родном,
9) первичная апробация проекта.
* На последующих занятиях мы доводили свой проект до совершенства. В итоге на защиту проектов первая группа приготовила презентацию проекта в форме творческого отчёта с иллюстрациями и рисунками, 2-я группа —электронную презентацию.
* Последний этап - Подведение итогов. Рефлексия
Вывод. Метод проектов дал возможность каждому ученику эффективно реализовать себя в разных аспектах. Так, на подготовительном этапе при отборе материала учащиеся научились ориентироваться в информационном диапазоне. Исследуя тему проекта, они научились выделять главное, актуальное, интересное, а значит, развивали исследовательские способности анализировать, сравнивать, прогнозировать. На основном этапе они научились излагать результаты своего исследования на иностранном языке, а значит, реализовали себя в языковом аспекте, развивая лексический и речевой потенциал. Выше сказанное подтверждает решающую роль методически грамотной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся для её успешной реализации в процессе обучения школьников.
Перспективы исследования. Содержание данной темы тесно связано с будущей темой «Путешествие по Германии», поэтому исследования учащихся (в особенности информация о Гарце) найдёт применение в этой теме, а также в последующем проекте.
В заключение хотелось бы сказать, что одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:
- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
- увеличение умственной нагрузки;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
- существование риска неудачного выполнения работы;
- повышение эмоциональной нагрузки;
- нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
Тем не менее, я считаю, что, если в школе создать условия для развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни. Конечно, трудности при работе с проектами неизбежны. Не всегда дети готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки, не хватает дополнительной литературы на языке, часто приходится брать информацию из русских источников, а затем ее переводить. Поэтому роль и участие учителя в работе велики: в некоторых случаях перед разработкой проблемы необходимо ввести и отработать лексико – грамматический материал, в других можно только подсказать направление поиска, обеспечить источниками, дать опоры. Можно и нужно привлекать к работе родителей учеников. От самого преподавателя требуется высокая профессиональная подготовка, знание психологических особенностей и творческих наклонностей детей.
Но данная форма организации учебной деятельности приносит удовлетворение от полученных положительных результатов.
Список литературы
- Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003.
- Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.
- Концепция коммуникативного" обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001.
- Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008.
- 2. Палаева Л.И. Подготовка учителя к организации проектной деятельности // Метод проектов: теория и практика. Материалы видеоконференции – электронный адрес – http://www.ioso.ru/distant.
- Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка
В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентирова...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...
Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, знач...
"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"
quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...
Научно-исследовательская работа как повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Научно-исследовательская работа как повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка Посредством организации исследовательской деятельности учащихся повышаетс...