Подвижные игры сдидактической напрвленностью о спорте.
материал по теме

Подвижные игры с дидактической направленностью положительно влияют на развитие умственных способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дидактические игры оспорте.71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр  

в работе с дошкольниками

Младший дошкольный возраст

Чей домик?

Цель. Упражнять в различных видах ходьбы, ползания, прыжков. Активизировать словарь (названия домашних животных). Развивать речь, память, внимание.

Материалы. Обруч - на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Разучивание на занятиях движений, имитирующих повадки животных.

С одной стороны зала раскладываются обручи - домики животных (птиц). Дети по показу воспитателя, передвигаясь, по игровой площадке, выполняют имитационные движения.

Воспитатель. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку» (идут, высоко поднимая колени).

Гуси гогочут: «Га-га-га» (передвигаются в полуприседе).

Собака лает: «Гав-гав-гав» (ползут на высоких четвереньках).

Кошка мяукает: «Мяу-мяу» (ползут на средних четвереньках).

Мышка пищит: «Пи-пи-пи» (ползут на низких четвереньках).

Лошадка ржёт: «Иго-го-го» (бегут прямым галопом).

Козочка блеет: «Ме-е-е, ме-е-е» (бегут с подскоками).

Корова мычит: «Му-у-у, му-у-у» (идут, слегка согнувшись и приставив к голове указательные пальцы).

По сигналу воспитателя дети встают в обручи. Подходя к каждому ребёнку, воспитатель спрашивает: «Чей это домик?». Ребёнок отвечает, используя звукоподражания и соответствующие движения.

Собери пирамиду

Цель. Развивать ловкость, моторику рук. Упражнять в различении цветов, учить группировать предметы по цвету.

Материалы. Мягкий цилиндрический модуль - на каждого ребёнка. Торцы каждого модуля имеют жёлтый, красный или синий цвет. Обручи жёлтого, красного и синего цвета.

По сигналу воспитателя дети, стоящие в кругу, подбрасывают модули вверх так, чтобы они раскатились по площадке, и бегают между ними.

Воспитатель.

Раз, два, три.

Пирамиду собери!

Дети останавливаются, поднимают лежащие рядом с ними модули, относят их в обруч соответствующего цвета и ставят один на другой так, чтобы получилась пирамида.

Живое домино

Цель. Упражнять в беге врассыпную, построении в шеренгу, полукруг; развивать ловкость, самостоятельность. Закреплять знание цветов. Продолжать учить действовать по словесной инструкции взрослого.

Материал. Кубики двух основных цветов - по два на каждого ребёнка.

Примечание. При проведении игры в средней группе используются кубики трёх цветов, в старшей и подготовительной к школе группах - четырёх цветов.

Дети стоят перед воспитателем, который разбрасывает по полу кубики.

Воспитатель. Раз, два, три.

Кубики цветные

Скорее собери!

Дети поднимают по два кубика и произвольно бегают по площадке, обращая внимание на кубики других детей.

Воспитатель.

Кубики цветные

Друг к другу мы приставим,

И живое домино

Мы из них составим!

Дети должны встать полукругом или в шеренгу таким образом, чтобы цвет кубика в руке одного ребёнка совпадал с цветом кубика в руке его соседа

Поезд

Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве игровой площадки. Развивать память, внимание, воображение. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал. Карточки с изображением цветов, грибов, ягод - по три на каждого ребёнка. Гимнастическая скамейка.

На полу раскладываются карточки с изображением цветов, грибов, ягод. Дети друг за другом садятся на гимнастическую скамейку.

Воспитатель.

Едет наш паровоз

Между ёлок и берёз.

Чух-чух-чух-чух.

Мчится поезд во весь дух.

(Притопывают ногами и выполняют круговые движения согнутыми в локтях руками).

Вот и станция, привал.

Чух-чух-чух-чух.

(Замедляют движения.)

Поезд подаёт сигнал:

-У-у-у-у-у.

(Продолжительно произносят звук [у].)

Пар пускает паровоз:

- Ш-ш-ш-ш, с-с-с-с.

(Поднимают руки вверх и продолжительно произносят звуки [ш.] и [с].)

Он до леса нас довёз.

(Встают со скамейки.)

Выходите на опушку и соберите ягоды.

Дети собирают карточки с изображением ягод, отдают их воспитателю и садятся в «поезд». При повторном проведении игры дети собирают грибы или цветы.

Старший дошкольный возраст

Подбери по форме

Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту, самостоятельность. Продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр и др.). Развивать произвольное внимание, воображение.

Материал. Геометрические тела (шар, куб, цилиндр, параллелепипед и др.) для показа и разнообразные предметы, похожие по форме на данные фигуры.

Воспитатель называет и показывает какую-либо геометрическую фигуру. По условному сигналу дети находят в групповом помещении предметы заданной формы.

Угадай спортсмена

Цель. Закреплять знания о различных видах спорта. Развивать память, произвольное внимание, мышление.

Материал. Карточки с изображением людей, занимающихся разными видами спорта.

Воспитатель описывает спортивное снаряжение, инвентарь и качества, характерные для человека, занимающегося тем или иным видом спорта. Например: «Этот спортсмен ловкий, хорошо владеет мячом. Он быстро передвигается по площадке, рукой отбивая мяч об пол (ведёт его), перебрасывает его товарищу по команде или забрасывает в корзину». Спрашивает: «Кто это?». Ребёнок, первым ответивший правильно, получает приз - кубик, а воспитатель показывает детям карточку с изображением баскетболиста.

Кто найдёт - пусть возьмёт

Цель. Закреплять знание различных материалов, из которых сделаны предметы. Развивать произвольное внимание и умение ориентироваться в пространстве.

Материал. Предметы, сделанные из различных материалов.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают задание.

Воспитатель. Найдите в зале предметы, сделанные из дерева (резины, пластмассы, ткани и т.п.).

Начинаю я считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три - предмет ищи.

(Дети открывают глаза, осматриваются, находят нужные предметы.)

Четыре, пять – успей на коврик встать!

(Берут предметы и встают на коврик.)

Посмотри, покажи, отгадай

Цель. Упражнять в выполнении разнообразных физических упражнений.

Учить имитировать движения, характерные для различных видов спорта. Развивать воображение, мышление, внимание. Активизировать словарь.

Материал. Карточки с изображением людей, занимающихся различными видами спорта.

Каждый ребёнок получает карточку с изображением спортсмена, который выполняет какое-то движение (ведение мяча, прыжки, метание и т.п.). Дети поочерёдно показывают движения, изображённые на их карточках. Задача остальных - отгадать и назвать вид спорта, который ребёнок имитирует

Отгадай спортивный предмет

Цель. Закрепить умение правильно называть спортивный инвентарь. Развивать воображение, память, мышление, внимание.

Материал. Карточки с изображением спортивного инвентаря и оборудования.

Воспитатель составляет описательный рассказ о предмете, изображённом на карточке. Например: «Это тяжёлая палка. Её бросают одной рукой. Задача игрока - выбить этой палкой построенную из деревянных чурок фигуру из заданного места. Что это?» (Бита для городков.)

Независимо от того, правильно ли дети ответили, воспитатель показывает изображенный на карточке предмет и называет его.

Нужно - не нужно

Цель. Упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками (в паре с воспитателем), в сохранении равновесия при одном приставном шаге вперёд. Развивать ловкость, Закреплять названия элементов снаряжения и предметов, используемых в различных видах спорта. Развивать память, внимание.

Материал. 6-8 шнуров (длина 2,5-3 м), большой мяч (диаметр 20-25 см).

На полу на расстоянии 50-60 см друг от друга параллельно раскладывают шнуры (при проведении игры на улице чертят параллельные линии) - это классы. Дети встают за первым шнуром - в «первом классе».

Воспитатель (поочерёдно бросает мяч детям). Для игры в футбол нужны ворота (мяч, лыжи, поле, клюшка и т.п.)?

Дети ловят мяч двумя руками, отвечают на вопрос и бросают мяч обратно воспитателю. Если ребёнок отвечает на вопрос правильно, он делает шаг вперёд к следующему шнуру - переходит во «второй класс», если неправильно, то остаётся на месте.

Дидактическая игра «Парные картинки»

На картинках изображены: спортивный инвентарь, спортивная одежда и обувь. Игра может проводиться воспитателем в утренние часы или во второй половине дня в групповой комнате с одним ребенком или с небольшой группой детей (от 2 до 6 человек). Парные картинки складываются в центр стола изображением вниз.

Первый вариант игры. Всем детям раздается по четыре—шесть карточек. Ведущий берет со стола карточку и, обращаясь к игрокам, просит назвать, что изображено на картинке. Если у кого-то из детей имеется картинка с таким же изображением, то он откладывает образовавшуюся пару картинок к себе в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут образованы все пары картинок.

Второй вариант игры. Каждый игрок получает по четыре—шесть (количество можно увеличить) карточек. Игроки по очереди описывают картинку, не показывая ее. Ребенок, у которого, по его мнению, есть описываемая картинка, предъявляет играющим свою картинку. Если его ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый игрок еще раз описывает картинку, но более подробно. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Воспитатель подбирает иллюстративный материал с изображением разных видов спорта, разрезает картинки на определенное количество частей и предлагает ребенку сложить из них целую картинку, следуя образцу.

Постепенно ребенок должен научиться собирать картинку, не прибегая к образцу, то есть он должен научиться «увидеть» картинку в деталях, удержать ее в памяти и составить изображение самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя составные части.

Если ребенок с легкостью собирает одну картинку, взрослый перемешивает детали двух картинок, затем трех и более. Если то или иное задание окажется ребенку не под силу, необходимо вернуться на один уровень сложности назад.

В процессе игры следует обращать внимание ребенка на цвета, которые он видит, на детали рисунков.

Разговаривая с ребенком в процессе игры, необходимо использовать слова: левая, правая половинка, середина; верх, низ картинки; верхний правый угол, нижнии левый и т. д.

Постепенно необходимо переходить к сборке головоломок-пазлов.

В процессе сборки картинок с ребенком целесообразно спросить у него о том, кто изображен на картинке, каким видом спорта занимается спортсмен, что требуется спортсмену для занятия этим видом спорта и т. п.

Дидактическая игра «Пазлы»

Воспитатель может наложить пазловую сетку на картинки с изображением разных видов спорта, а затем разрезать ее на мелкие детали. Детям предлагается сложить из частей целую картинку, при этом обращается внимание на то, что сначала лучше собрать рамку, крайние детали картинки, то есть провести сортировку по форме. Потом пазлы группируются по признаку возможной принадлежности их к определенной части изображения — например, по цвету. Легче всего это сделать, пользуясь образцом.

Пазлы можно разбирать и собирать снова и снова, можно наклеивать их на большие листы картона, оформлять в рамку, тем самым украшая спортивный уголок в групповой комнате.

Дидактическая игра «Отгадай вид спорта»

Материалом для игры служат комплекты карточек, каждый представлен набором из трех картинок, на которых изображены спортсмен, спортивные атрибуты и инвентарь, относящиеся к определенному виду спорта. В игре могут участвовать 1—4 человека. У каждого из детей от 1 до 5 комплектов карточек. По сигналу ведущего игроки начинают поиск трех карточек, относящихся к одному виду спорта. Когда игрок собрал первую цепочку, он приступает ко второй и т. д. Побеждает тот, кто больше всех соберет цепочек.

При организации и проведении физкультурного досуга в группах детей старшего дошкольного возраста руководитель физвоспитания может включить содержание дидактических игр о спорте в игры-эстафеты.

Эстафета «Найди пару»

Задачи

Совершенствовать у детей навык бега в прямом направлении.

Развивать ловкость, быстроту движений.

Закреплять знания о спортивном инвентаре.

Воспитывать выдержку и чувство ответственности.

Атрибуты

2 больших куба (стола) стоят перед линией старта, на каждом — комплект парных картинок с изображением спортивного инвентаря. 2 куба — на линии финиша, на каждом — такой же комплект картинок.

Ход

Две команды детей стоят на линии старта. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — беги!» — дети, стоящие первыми, берут со столов одну из карточек, бегут до столов, на которых лежат парные картинки, находят нужную и образуют пару картинок, откладывая их в сторону лицевой стороной вверх. После выполнения задания бегут обратно, передают эстафету следующему игроку хлопком по ладони, затем бегут в конец колонны.

Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Эстафета «Собери картинку»

        Задачи

Совершенствовать у детей навык бега в прямом направлении.

Развивать ловкость, быстроту, глазомер.

Расширять представления детей о видах спорта.

Воспитывать настойчивость, целеустремленность.

Атрибуты

Двое воротиков, по 2—3 комплекта разрезных картинок с видами спорта на каждую команду.

Ход

Дети разделены на две команды. По сигналу воспитателя: «На старт, внимание, марш!» — капитаны команд бегут до воротиков, пролезают под ними, бегут до черты и начинают собирать одну из картинок, выкладывая 2—3 нужные части. Затем бегут обратно и передают эстафету следующему игроку. Следующий игрок может начать движение только после хлопка по ладони предыдущим игроком. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание — соберет целостное изображение.

Эстафета «Собери спортивную цепочку»

Задачи

Совершенствовать у детей умение преодолевать разного рода препятствия.

Развивать ловкость и быстроту.

Продолжать учить детей составлять логические цепочки из карточек.

Воспитывать целеустремленность, наблюдательность.

Атрибуты

6 воротиков; 3—5 комплектов логических цепочек (комплект состоит из 3 карточек, на которых изображены: (спортсмен, атрибуты, инвентарь, относящиеся к одному виду спорта)). Размер карточек взрослый выбирает по своему усмотрению.

Ход

Создаются две равные по силам команды. Игрок, стоящий первым, бежит до воротиков, пролезает под ними, добегает до стола, на котором лежат комплекты карточек, и начинает собирать одну из логических цепочек, выбрав первую карточку с каким-либо спортсменом. Затем бегом возвращается, передает эстафету хлопком по ладони и становится в конец колонны. Игра-эстафета продолжается, при этом следующие игроки выбирают атрибуты, инвентарь, относящиеся к определенному виду спорта.

                                            3-4 метра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казахские национальные виды спорта и подвижные игры.

Национальные спортивные и подвижные игры Казахстана. ...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Подвижные игры на занятиях физической культурой и спортом в школе. Методические материалы.

В методических материалах приведены подвижные игры народов бывшего Союза Советских Социалистических Республик, которые могут быть использованы в школе на занятиях физической культурой и дополнительног...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...