Метод интеллект-карт Моделирование как универсальное учебное действие
методическая разработка на тему
Одним из основных положений Федерального Государственного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Одной из форм представления учебной информации с учетом принципов системно - деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод интеллект -карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_intellekt_m.a._r.g._na_emd.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод интеллект-карт
Моделирование как универсальное учебное действие
Материалы представлены Богдановой Марией Андреевной, учителем истории и обществознания I квалификационной категории
Одним из основных положений Федерального Государственного стандарта является формирование универсальных учебных действий (далее – УУД).
УУД – совокупность способов действий учащихся, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Основным показателем развития знаково – символических УУД становится овладение моделированием. Моделирование – это построение моделей, раскрывающих в обобщенном и систематизированном виде отношения предметов, явлений, событий. Моделирование предполагает применение разных знаково-символических средств: предметно-конкретных, условно-образных, буквенно-цифровых.
Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является МЕТОД составления интеллект-карт. Значимость моделирования, очевидна, т. к, способствует успешному усвоению учащимися новых знаний, формирует компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивая тем самым условия формирования универсальных учебных действий.
Формирование навыков моделирования предполагает прохождение нескольких этапов:
кодирование
декодирование
построение моделей (моделирование)
Моделирование при помощи интеллект-карт формируют универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сериации и классификации объектов;
выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Такая работа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.
Интеллектуальные карты помогают создать представление о предмете, понять происхождение терминов или понятий.
Представленный вам метод моделирования ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ эффективен, так как:
в его основе лежит системно-деятельностный подход
учит планировать учебные действия
метод практический
Ментальные карты (в оригинале Mind maps, интеллект - карта) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги «Работай головой». 21 апреля 1995 года в Королевском Альберт-холле состоялся большой праздничный прием по случаю выхода в свет второго издания «Супермышления», автором которого был Тони Бьюзен.
В рамках единого методического дня был представлен видео – фрагмент урока истории в 6 классе с использованием метода интеллект-карт.
В ходе комментария фрагмента были раскрыты определенные законы составления интеллект-карт.
Используйте эмфазу
Всегда используйте центральный образ.
Как можно чаще используйте графические образы
Для центрального образа используйте три и более цветов.
Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
Ассоциируйте
Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
Используйте цвета.
Используйте кодирование информации.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей
Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
Используйте печатные буквы.
Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
Делайте главные линии плавными и более жирными.
Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
Старайтесь располагать слова горизонтально.
Вырабатывайте собственный стиль.
Законы структуры
Соблюдайте иерархию мыслей.
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.
Желаю Вам и вашим ученикам удачи в освоении нового метода!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра (драматизация) как метод развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет при обучении иностранному языку
В статье рассматривается такая форма работы как театрализованная игра, которая способствует формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, анализируется опыт внед...
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: • эффективно структурировать и обрабатывать информацию; • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
статья " Моделирование как универсальное учебное действие"
В статье рассматривается моделирование как метод обучения, раскрывается ценность математической модели...
Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»
Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...
Тема «МЕТОД ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
Тема : «МЕТОД ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ10 КЛАССОВ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»...