ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья по технологии на тему

Троицкая Ольга Кирилловна
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: • эффективно структурировать и обрабатывать информацию; • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Учитель технологии МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска

Троицкая Ольга Кирилловна

 Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Области применения Интеллект-карт:

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703211628430.gif

Обучение 

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

 

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703211628500.gif

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

 

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703211631200.gif

Презентации 

  • вы за меньшее время даете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.

 

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703211631280.gif

Планирование 

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

 

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703211631560.gif

Мозговой штурм 

  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.

 

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703211632050.gif

Принятие решений 

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение.

Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Как рисовать от Тони Бьюзена

Законы содержания и оформления

  1. Используйте эмфазу. 
  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте. 
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. 
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.
  1. Вырабатывайте собственный стиль. 

 Законы структуры

  1. Соблюдайте иерархию мыслей. 
  1. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. 

 Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные– универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, однако, их формированию уделяется недостаточное внимание, хотя именно познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира.

Как известно, ядром рационального познания мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ. Именно предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, должен приучать детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовить их к освоению основ знаний в основной школе. Однако несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно получать, анализировать, систематизировать и хранить приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения . Данные умения называются познавательными учебными действиями. Современная педагогическая литература, методики преподавания, образовательные технологии предлагают учителю большой выбор способов формирования универсальных учебных действий. Однако на практике обнаруживается отсутствие целостного подхода к выбору оптимальных приемов для обеспечения успешной адаптации и развития высокого уровня учебных действий младших школьников.

Рождение данного метода связано с именем Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта, который, в свое время, стараясь ответить на вопрос: «Как научить учиться?», заинтересовался возможностями мозга. В итоге соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал «интеллект-карты» («mind-maps»).По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал .Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:

  • Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается .

Адаптирование метода интеллект-карт в обучении младших школьников процесс длительный требующий немалых усилий, в первую очередь со стороны педагога. Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно. На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания. Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен.  Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся. В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.

Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);
  • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

А также осуществлять:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений .

Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по окружающему миру, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета. В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

29.01.2016                                                                             О.К. Троицкая 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение интеллект - карт в проектной деятельности . У читель технологии МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска Троицкая Ольга Кирилловна

Слайд 2

Концептуальность – примение техники радиантного мышления по системе Тони Бьюзена. Целевые ориентиры: Формирование представления о целостной структуре проектной деятельности, посредством создания интеллект – карты. Применение интеллект- карт в проектной деятельности.

Слайд 3

Уникальность интеллект-карт в том, что они могут применяться практически в любой человеческой деятельности без исключений и ограничений .

Слайд 5

Проще разрабатывать проект Образно представить проект Систематизировать материал Увидеть весь проект целиком

Слайд 6

Развивает мышление: ассоциативное, образное, иерархическое. Стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения проблемы.

Слайд 7

Формирование регулятивных УУД Формирование коммуникативных УУД

Слайд 8

Создание интеллект карты по системе Тони Бьюзена

Слайд 11

Преимущества: Проще разрабатывать проект . Легко дополнить пл ан . Легко увидеть первоочередный фронт работ . Удерживать всю картину целиком . Легко отслеживать , что сделано , а что нет . . . .

Слайд 12

Искусственное создание ситуации успеха Задание легкое и занимательное (не обращая внимание на важность) Индивидуальный образова т ельный маршрут Закрепление ситуации успеха

Слайд 13

Формирование УУД Личностные : Овладение основами создания интеллект-карт ; Проявление познавательных интересов и активности в проектной деятельности Метапредметные : Регулятивные – определять общую цель и пути ее достижения ; ориентироваться в своей системе знаний и умений . Коммуникативные - участвовать в обсуждении и представлении работы ; задавать вопросы и отвечать на них .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: "Учебная мотивация, как фактор развития познавательных способностей детей".

Качество подготовки учащихся по ИЗО во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой......

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...

Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"

В методические рекомендациях  "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся" представлены задания для диагностики уровня сформированность позн...

Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"

В материале представлены диагностические материалы для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  легкой степенью умственной отсталости (5-6  клас...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся.

ФГОСы нового поколения направлены на формирование компетентности обучающихся.Урочная деятельность направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, ...

Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"

В материале представлены диагностические материалы для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  легкой степенью умственной отсталости (7 - 8  кл...