Интерактивные технологии в познавательной деятельности гимназистов
статья по теме

Кравченко Марина Викторовна

В статье раскрывается содержание понятий "педагогическая технология", "интерактивное обучение", описываются целевые ориентиры интерактивных методов и форм обучения, а также главные задачи интерактивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnie_technologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.Н. Лабикова, к.п.н.

КОУ «Тарская гимназия №1 им.А.М. Луппова»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИСТОВ

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В последнее время интерес педагогов (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева и др.) направлен на освоение интерактивных методов, форм и технологий обучения, что определяет возникновение различных подходов к трактовке их сущности, основных направлений и содержания.

Интерактивное обучение, по мнению Ю.Н.Емельянова, является одним из современных направлений активного социльно-психологического обучения и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.

Вслед за Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой под интерактивным обучением мы понимаем способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся (диалоговых (полилоговых) формах), когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие одноклассников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Так как, интеракция (от англ. interaction – взаимодействие) – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

Анализ определений категории «педагогическая технология» (А.Н.Алексеев, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Г.Ю. Ксензова, Г.К. Селевко и др.) позволяет сделать вывод о неоднозначности рассматриваемой дефиниции. Данный феномен имеет несколько линий проявления и развития, и, следовательно, различные варианты толкования. Е.В. Коротаева справедливо замечает, что само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики, технология может быть применима на самых разных учебных предметах (Коротаева Е.В., 2002).

В данном исследовании под интерактивной технологией обучения мы будем понимать совокупность способов организации учебно-познавательного процесса (форм, методов, приемов и средств) или последовательность определенных действий, операций, связанных с организацией совместной деятельности обучаемых, при осуществлении постоянной смены ее режимов и основанных на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением или учебной средой, в которой участник находят для себя область осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая предполагает «отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение» (Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, 2008). Опыт и знания участников воспитательно-образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения, так как организуемая совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый имеет право высказывать свое мнение, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, что позволяет обеспечить взаимообогащение и коррекцию собственной позиции: от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.

Интерактивные формы и методы (дискуссионные, игровые, тренинговые) нацелены на:

  • активное освоение учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • воспитание аналитического и критического мышления, развитие личностной рефлексии;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие толерантности.

Интерактивное обучение одновременно решает три задачи: (1) учебно-познавательную; (2) коммуникативно-развивающую; (3) социально-ориентационную и позволяет достичь следующих результатов и эффектов:

  •  интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач; позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний;
  • интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем; формирует способность мыслить неординарно;
  • интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков и способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей;

Таким образом, интерактивные технологии обучения имеют большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивают максимальную активность обучающихся в учебном процессе.

Литература

  1. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся. – М., 2002
  2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.звед. / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с., С.8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Процесс обучения невозможен без положительной мотивации. В работе раскрываются педагогические технологии, применяемые на уроках химии для активизации познавательной деятельности....

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Основная задача учителя химии, активизация познавательной деятельности учащихся, так как я считаю активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленнос...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

Проблемне обучение как технология активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС ООО.

Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и опр...

Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...