Условия формирования математического творчества в деятельности педагога
статья по теме
Данная статья размещена в сборнике научно-методических материалов предназначенного для широкого круга педагогических работников: учителей общеобразовательной школы, методистов, студентов педагогических университетов, педагогов системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В сборнике " Личность педагога в формировании инновационной культуры учащихся " размещена статья "Роль учителя в формировании личности ученика " в которой рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности педагога при формировании инновационной культуры учащихся, при внедрении стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya_matematicheskogo_tvorchestva_v_deyatelnosti_pedagoga.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования математического творчества в деятельности педагога.
Дубровская Т.И., учитель математики ГБОУ СОШ № 322
То, что знаем – ограничено, а то , что мы
не знаем – бесконечно.
П. Лаплас
Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой духовно и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям, уметь реализовать себя в сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам.
Многое меняется , но одно остается неизменным – это наши дети , наши ученики, которых мы воспитываем и обучаем. Основное право учителя – эффективное и счастливое преподавание. Чтобы реализовать это право , надо быть эффектным учителем, разрабатывая технологии превращения детей в хороших учеников.
Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство _ ученики не одинаковы_ налагает на учителя требование _ быть гибким, восприимчивым к нашим детям , искать все новые и новые подходы. Для того , чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, несомненно, желательно понять: кто он, мой ученик; какие они , мои дети ? Преподаватель должен, несомненно, обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.
В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия , базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать, - вот тогда и возможно привлечь его внимание. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок-игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.
Применение дидактических игр на уроках резко повышает интерес к предмету , и , как показывает опыт , ребята начинают заниматься математикой не только на уроках , но и во внеурочное время, что положительно влияет на их общее развитие.
В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки (урок –ролевая игра , урок- семинар, урок –семинар ,урок –деловая игра, урок с элементами театра , урок-конференция, урок – научное открытие, применение компьютерных технологий, интегрированные уроки и др.) В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики и информатики. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи , где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.
При организации совместных внеклассных мероприятий кустовых школ (на базе опорной ОУ № 441) следует отметить развитие интереса к предмету через удивление ,восторг , общение детей разных школ ,наблюдение за тем , как и что делают другие , чем они лучше или хуже нас. На таких встречах переплетаются и математика , и поэзия , и музыка, и любовь, и многое-многое другое.
Процесс развития науки ,техники, экономики предъявляет все более высокие требования к преподаванию математики , разъяснению ее роли в применении математических методов , развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Содержание школьного курса математики позволяет показать борьбу идей и мировоззрений ,ее место в системе наук и практической деятельности человека. Развитию познавательного интереса способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий , а также организация внеклассной работы по предмету.
Следует отметить , что внеклассная работа предоставляет огромные возможности для формирования научного мировоззрения учащихся , воспитания навыков самообразования , расширения общего и политехнического кругозора, различные формы внеклассной работы и работы на уроке позволяют преподавателю находить новые и новые пути достижения воспитательных целей.
Любой вид работы с учениками требует творческого подхода , серьезной и тщательной подготовки учителя . Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся , незаметно помогая им.
Цель учителя математики заключается в том , чтобы ученик овладел математикой , он должен нечто знать , на некоторую глубину понимать , объяснять , почему так , а не иначе. Ученик должен уметь применять изученную им математику.
Для достижения этих целей – знать , понимать, уметь применять- необходимо изучать математическую теорию и решать задачи , так как решая задачи , мы применяем теорию и тем самым познаем ее. Учитель обучает ученика математике, пользуясь как одним из важнейших средств, решением задач. Главное, чтобы при решении задачи ученик получил пользу от этой задачи, то есть продвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи , а не в ответе. Ученик , решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.
Ошибки , допущенные учеником , дают учителю нужную информацию о знаниях , умениях и навыках ученика. Следует отметить , что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то , чего не понял один ученик , но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике .
Математическое творчество существует на всех ступенях обучения. Поэтому учитель должен стремиться к тому , чтобы задача была решена творчески, из нее взять как можно больше пользы для математического развития учеников и сделать нужные выводы. Для тренировки надо решать много задач, а каждую задачу надо полностью использовать.
Одной из многих целей преподавания математики является выработка навыков. Для этого надо решать много задач, но это задачи иного рода , особого рода. Они не требуют никакой инициативы , но дают прочные навыки. При изучении математики, например надо твердо и прочно заучить таблицу умножения. Следует также уделять максимальное внимание простым задачам . Учитель должен помнить и понимать , что задачи решают для того , чтобы научиться думать.
Путь учителя к ученику будет ближе , короче, если ученик станет понимать математическую речь учителя. Умение логически мыслить , правильно рассуждать есть необходимое условие для глубокого и сознательного усвоения математики- все это надо старательно передать ученику. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. Речь учащегося на уроках математики должна быть подчинена общим законам , которые учащиеся изучали на уроках родного языка. И очень эффективным средством для развития речи учащихся в процессе изучения школьного курса математики может служить выработка у них правильной письменной речи. При решении текстовых задач учитель приобретает очень действенное средство и широкое поле деятельности для развития правильной письменной речи учащихся . Пояснения при решении текстовых задач и краткая запись условия задачи должны быть написаны вполне грамотным и притом конкретно связным языком , а не в виде отрывочных и сокращенных предложений , весьма непонятно и неточно выражающих мысль.
Это могут быть теоретические ошибки , неправильное употребление и искажение терминов , грамматические ошибки, стилистические ошибки и недочеты, небрежные , неясные выражения , неправильное ударение в словах.
Полезно помнить , что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно поэтому воспитывать каждого школьника в убеждении важности математики и ее методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться , чтобы ученик видел за вычислениями , формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума» , но и их реальные возможности как методы познания , пусть даже в самой простой форме.
Каждый учитель математик имеет множество возможностей сделать свой предмет интересным , увлекательным , доставляющим радость. Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса , для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать , какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения . Каждый из нас понимает , что одним из важнейших прав человека , пожалуй , является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов , препятствующих его реализации . А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...
Информатизация образовательного процесса – условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов
Цель: эффективное использование единой школьной образовательной информационной среды.Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практической разработки и использовани...
Педагогические условия формирования умения планировать учебную деятельность
Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.Ускорен...
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога
Педсовет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога». На педсовете обобщен инновационный опыт школы в условиях перехода на нов...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Статья на тему "«Условия формирования и развития психологической компетенции педагога»
Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие психологической компетентности педагога выражает е...
Комментарии
Эта статья поможет широкому