Воспитание. Роль учителя в духовно-нравственном становлении учащихся
презентация к уроку по литературе (6, 8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом». К. Ушинский …Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести… (Вадим Шефнер «Слова»)
« Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». Словарь С.И. Ожегова Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Урок русского языка Работа с пословицами и поговорками при изучении орфографии и пунктуации: Задание 1: Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните ь в глаголах 2-го лица ед. числа. Какая из пословиц вам особенно понравилась и почему? Ответ аргументируйте. 1) Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь. (Русская.) 2) Плывешь по реке – следуй ее изгибам, входишь в дом – следуй его обычаям. (Вьетнамская.) 3) Любишь жизнь – дорожи временем. (Эстонская.) 4) Изучая старое – узнаешь новое. Японская) 5) Толку зерно я, а пыхтишь ты. (Курдская.) 6) Покупаешь коня – смотри на его зубы; заводишь друга – смотри в его сердце. (Китайская.) 7) Помашешь косой – будет сладок покой. (Болгарская)
Задание 2: Восстановите пословицы при списывании. В записанных предложениях подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания. В каких случаях вы поставили тире? Почему? Каковы причины отсутствия тире в остальных предложениях? 1) Доброе дело… 2) Ум одежда… 3) Дружба с хорошим человеком свет… 4) Длинный язык это лестница… 5) Москва…6) Мир что огород… Материал для справок: …половина дела; … дружба с плохим человеком змеиный яд; … по которой в дом входят несчастье; … которая никогда не износится; … всем городам мать; …в нем все растет.
Самая большая це ( н,нн )ость народа — это язык, — язык, на котором он пиш_т , говорит, дума_т . Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся с_знательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоц_и , ощущения — только окрашивают то, что мы дума_м , или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умстве ( н,нн ) ое развитие, его моральный облик, его характер — прислушат_ся к тому, как он говорит. Если мы замеча_м манеру человека себя держать его походку его поведение и по ним судим о человеке иногда впрочем ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. (Д.С. Лихачёв) Комплексный анализ текста
1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. 2. Озаглавьте текст. 3. Составьте тезисный план (озаглавьте каждый пункт плана цитатами из текста). 4. Выпишите 5 ключевых слов (в которых сосредоточен основной смысл текста). 5. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?» Задания к тексту:
Подберите к фразеологизму первого столбика: 1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы (синонимы) 2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы (антонимы) Золотые руки с глазу на глаз Капля в море смотреть сквозь пальцы Один в поле не воин мастер на все руки Закрывать глаза кот наплакал Брать себя в руки воспрять духом Засучив рукава рукой подать За тридевять земель спустя рукава Повесить голову выходить из себя
Отрывки из сочинений «…Просить прощения – это проявить уважение к человеку, который вам дорог. Ведь эти слова идут от сердца, с искренностью и любовью…» Ульяна К., 8 кл . «Прощение – это умение переступить через себя, признать свои ошибки и не стыдиться этого… Из-за глупой гордыни и неумения извиняться можно навсегда потерять тех, кто очень дорог…» Таисия М., 8 кл . «Прощение – это необходимая функция общения, ведь у каждого человека есть своя точка зрения на происходящее, и часто эти точки зрения не сходятся, становясь причиной разлада в отношениях… Обязательно нужно уметь просить прощения, ведь иначе можно разрушить крепкую дружбу. Лучше побороть своё «Я» и извиниться…» Захар Х., 8 кл .
Отрывки из сочинений «…Я думаю, обязательно нужно уметь прощать и просить прощения…Если мы прощаем, то отпускаем все обиды, все плохие эмоции и начинаем жить в гармонии с самим собой… Даже если нам трудно простить или просить прощения, мы должны научиться делать это…» Алиса Б., 8 кл . «… Иногда прощать очень сложно, ведь обида бывает сильной… Просить прощения обязательно нужно и важно, так как лучше быть с чистой душой, чем знать, что на тебя до сих пор держат обиду…» Эллина Л., 8 кл .
Нравственное воспитание на уроках литературы: Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» – учитель воспитывает у учащихся чувство долга, справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этих чувств в других людях, благодарность за сделанное добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», насилию. Рассказ А.П. Платонова «Юшка» заставляет задуматься о милосердии, сострадании, ответственности, человечности. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» затрагивает важнейшее достоинство человеческой души – совесть. Почему «чистая совесть» является величайшим благом для человека»?
Девочка пишет Здания-карандаши, книги Книги, будильник, линии Мудрый филин и сова, рамка Рамка Ученик делает уроки Школа, деревья, здания На момент создания шаблона все ссылки являются активными Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/ © Полшкова В.В., 2019 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников (выступление на педагогическом совете учителей МОБУ лицей №4 в 2013-2014 году)
Выступление на педагогическом совете...
Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...
ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»
Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания
Выступлепние на конференциях, семинарах о роли краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания...