Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета
методическая разработка (9 класс) по теме
Данная работа представляет собой описание педагогической технологии изучения литературы как школьного предмета. Она опробована на практике в течение нескольких лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Таблицы на уроках литературы | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета
Устянина Злата Юрьевна, педагог дополнительного образования
…Литературу как вид искусства в современной школе преподавать невозможно. Восприятию, анализу и оценке произведения художественной литературы научить за 40 минут по 3 раза в неделю невозможно. Использовать школьный предмет как средство воспитания и приложение к классным часам – непрофессионально. Суть моей технологии преподавания литературы сводится к тому, чтобы выработать навыки самостоятельной работы с текстом и сформировать у учащихся представления о литературе. Особенность моего подхода – в использовании средств преподавания литературы, традиционно связанных в нашем представлении с предметами информационно-математического цикла, таких, как: таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Остановлюсь подробно на таблице.
Я считаю таблицу незаменимым способом активизации самостоятельной работы детей на уроках литературы, приемлемой формой систематизации изученного материала, точным инструментом контроля знаний учащихся и прекрасным средством формирования у детей навыков работы с информацией. В современном мире мы много работаем с систематизированной информацией, не отдавая себе в этом отчёта: когда изучаем прайс-листы турфирм, меню ресторанов, когда выбираем размер одежды по сетке, заполняем анкеты при трудоустройстве, общаемся в соцсетях и т.д. Во многих сферах деятельности, информация носит систематизированный характер. Технология изучения школьных предметов, даже гуманитарных, с помощью таблиц и графиков, несомненно, способствует систематизации знаний и адаптации школьников к жизни в информационном обществе.
Таблицы, используемые мною на уроках, я делю на три основные группы:
- Таблицы, заполняемые при работе с учебником,
- Таблицы, заполняемые при работе с текстами произведений,
- Таблицы, заполняемые при работе с дополнительной (критической и мемуарно-документальной) литературой и др. источниками информации (интернет, лекции учителя, дискуссия с одноклассниками, и пр.).
Вот традиционные аспекты изучения литературы в школе:
- Этапы биографии автора, формирования его мировоззрения.
- История создания произведения и его публикации в стране.
- Система персонажей.
- Образ отдельного героя.
- Сравнительная характеристика персонажей.
- Образы абстрактных и философских понятий (природа, Родина и пр.)
- Особенности сюжета, фабулы, строения композиции произведения.
- Особенности хронотопа произведения.
- Художественное своеобразие произведения:
- тропы и фигуры,
- авторский стиль речи,
- символика,
- детализация,
- поэтика названия,
- соотнесение с архетипами мировой литературы и искусства и др.
- Тематика и проблематика, авторская позиция.
- Критические отзывы, история общественного резонанса на произведение.
- Произведение в др. видах искусства (кино, театр, живопись и пр.).
Эту информацию по каждому произведению школьник просто не в состоянии усвоить, преобразовать, оценить и сделать частью своего образования в силу её масштабности и разрозненности. Таблица как форма работы с текстом заставляет школьника читать, отыскивая и фиксируя конкретную информацию, необходимую для самостоятельной интерпретации произведения в письменной работе или при устном ответе.
Использование таблицы предполагает выполнение учителем некоторых условий:
- Тема урока должна быть сформулирована в форме проблемного вопроса:
Традиционная тема урока | Тема урока с использованием таблицы |
Образ Обломова в романе И. Гончарова «Обломов» | Из чего складывается уникальный образ Обломова в романе И. Гончарова «Обломов»? |
- Работа на уроке должна строиться строго по плану, своеобразному алгоритму, который учащиеся запоминают и усваивают в течение нескольких месяцев:
№ | Алгоритм работы на уроке с заполнением таблицы | |
План урока | Содержание работы | |
1 | Повторение пройденного, проверка домашнего задания | Актуализация имеющихся у детей знаний, полученных на предыдущих уроках |
2 | Обсуждение темы урока | Выяснение семантики всех слов в теме, этап целеполагания, составление плана работы с текстом, определение граф будущей таблицы, обсуждение |
3 | Работа с текстом | Обсуждение текста, отбор цитат и эпизодов для отображения в таблице, заполнение таблицы |
4 | Подведение итогов; Д/з | Проверка содержания записей в таблице. Задание: закончить таблицу и (или) добавить свои примеры |
- Таблица – средство универсальное, поэтому учитель должен следить за единообразием и своевременностью заполнения таблицы всеми учащимися.
- Использование таблицы не должно исключать индивидуализацию обучения, поэтому учитель должен продумывать ряд индивидуальных заданий для наиболее одарённых и активных учащихся. Эти задания могут быть и не связаны с работой класса по таблице.
- При изучении объёмных произведений необходимо организовывать групповую работу учащихся, когда отдельная группа изучает один аспект произведения, а затем представляет итоги своей работы всему классу в виде заполненной таблицы, которую другие ребята получают в готовом виде. Происходит обмен информацией и взаимообучение.
- Самое важное условие при использовании таблицы на уроке – мотивация учащихся на её заполнение, которая заключается в выставлении отметки за заполнение таблицы на уроке или дома. При этом учитель легко может проводить дифференциацию выставления отметки.
«3» | «4» | «5» |
Заполнил таблицу в классе вместе со всеми, может дать по ней тематический ответ | Дополнил таблицу своими примерами, о которых не говорили в классе | После таблицы написал вывод о данном аспекте изучения произведения |
- Таблицы должна быть востребована учащимися, поэтому учитель должен задавать задания с обязательным использованием готовых таблиц. Например:
№ | Примеры использования таблиц для выполнения самостоятельной работы | |
Задание | Сноска на таблицу, которую следует использовать | |
1 | Напишите сочинение на тему «Роль семейного воспитания и уклада в формировании личности и характера человека» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») | Используйте таблицы: 1) «Характеристика семейного уклада и традиций дворянских домов Ростовых, Болконских, Курагиных» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), 2) «Сравнительная характеристика дворян – Н. Ростова, А. Болконского, А. Курагина, П. Безухова» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») |
2 | Подготовьте развёрнутое сообщение на тему: «Слово о полку Игореве…» - величайший памятник древнерусской литературы | Используйте таблицы: 1) «Загадка авторства «Слова», 2) «Оружие и обмундирование русичей», 3) Персонажи славянской мифологии в «Слове», 4) «Фольклорные мотивы и образы в «Слове», 5) «Образ русской земли в «Слове», 6) «Система персонажей «Слова» |
Определяя графы таблиц, учащиеся учатся определять главную информацию, выделять отдельные аспекты анализа текста. Заполнение таблиц на уроке не позволяет большей части класса предаваться праздности и лени, пока трое-четверо активно обсуждают произведение. Таблицы служат запоминанию учащимися значимых эпизодов произведений, усвоению цитат и крылатых фраз, которые показывают их уровень усвоения текстов. Если приучать детей работать с таблицами на литературе с 5 класса, то к окончанию школы они смогут самостоятельно определять тематику и проблематику произведения, тезисно определять свою интерпретацию произведения, соотнося её с авторской позицией, выделять ключевые эпизоды и отдельные грани художественного своеобразия произведений. При этом они смогут свободно и к месту цитировать русских и зарубежных классиков, сравнивать воплощения образов произведений литературы в других видах искусства, рассуждать о процессах развития литературы в разных эпохах, направлениях и течениях…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета
Данная работа представляет собой описание педагогической технологии изучения литературы как школьного предмета. Она опробована на практике в течение нескольких лет....
Мотивация в изучении школьных предметов
Материа к школьному педсовету....
Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...
Методическая разработка на тему:“Роль уроков-семинаров с профориентацией как мотивация учащихся к изучению школьных предметов и выбору дальнейшей профессиональной деятельности”.
Тип урока позаимствован у ВУЗов и в контексте СВУ МВД РФ ориентирован на дальнеший выбор профессии....
Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету
Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....