Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания.
презентация к уроку по теме
Презентация к мастер-классу "Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.pptx | 581.52 КБ |
ispolzovanie_resursov_interneta_po_podgotovke_uroka_istorii_i_obshchestvoznaniya_1.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какими качествами должен обладать выпускник школы? духовно богатый, гуманный, честный, порядочный и самосовершенствующийся; мыслящий, творческий, эрудированный, с логическим мышлением, изобретательная, умный; трудолюбивый, предприимчивый, дисциплинированный, самостоятельный и т.д.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ? Активные методы обучения Интерактивные методы обучения
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ : ученик субъект обучения выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ : творческие задания, вопросы от учащегося к учителю и от учителя к ученику. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ – методы, построенные на взаимодействии всех обучающихся , включая педагога ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ: групповая работа, дебаты , моделирование , ролевые игры, дискуссии , индивидуальные и групповые проекты, обсуждения .
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Способствует повышению познавательной активности Повышение мотивации Формирование и развитие интеллектуальной деятельности Раскрытие практической ценности знаний Повышение успеваемости
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Положительная взаимосвязь Непосредственное взаимодействие Индивидуальная ответственность Развитие навыков совместной работы Оценка работы
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики . Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе Количество учащихся не должно быть не много ( не более 25 ). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах . Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их .. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности .
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Д искуссия Эвристическая беседа «Мозговой штурм» Тренинги Обсуждение видеоматериала Групповая работа Метод проектов Кейс-методы Ролевые, «деловые» игры
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ 1. Ситуация выбора, диспут или дебаты: 2. Ролевые игры: «Иван IV – фигура в истории России положительная или отрицательная?» или «Иван Грозный-тиран или…?» В 10 классе по истории России по теме: «Отечественная война 1812г», урок обобщения. Класс делится на группы: «Франция», «Россия» и исторические лица. Ребята работают в группах, затем обсуждение.
3. Соотнесите: 4. Беседа исторического лица Соотнесите события и даты. Соотнесите деятеля с его работой. Соотнесите деятеля и событие. Соотнесите термины с их характеристикой. «Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортерами, в основе которой лежит текст.
5. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, синквейн : 6. Лото, крассворды , ребусы 7. И другие… «Бизнес – это удел молодых, так как…», «Я, Владимир, ввел христианство на Р уси так как…» и д.р .
ВЫДЕЛИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания
«Расскажи- и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай сделать – и я пойму»
Вывод Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения .
Предварительный просмотр:
Использование ресурсов Интернета по подготовке урока истории и обществознания
При подготовке урока в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, учителю необходимо уметь отбирать средства обучения для реализации новых видов учебной деятельности.
К таким средствам обучения относятся:
— электронные образовательные ресурсы (электронные издания для поддержки и развития учебного процесса, электронные информационно-справочные источники, электронные издания общекультурного характера);
— образовательные интернет-ресурсы;
— необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доска, интерактивные планшеты и др.);
— средства телекоммуникации и др.
В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Это определяет потребности взятой за основу учителем определённой методики обучения в соответствующих электронных ресурсах. Следует учитывать тот факт, что электронные образовательные ресурсы обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.
Не стоит забывать, что использование средств ИКТ в рамках традиционной модели обучения не в состоянии в полной мере реализовать значительный дидактический потенциал этих средств, а главное — не даёт гарантии на получение принципиально новых образовательных результатов. В этой связи учителю необходимо чётко представлять себе возможности средств ИКТ на уроке, их дидактический потенциал. Совершенно точно можно констатировать, что применение средств ИКТ позволяет:
• усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;
• обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностью ориентированному обучению;
• повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;
• усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;
• расширить круг учебных задач, используемых в обучении;
• включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;
• создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);
• повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых;
• погрузиться обучаемым в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.
Выделим группы электронных образовательных ресурсов, которые обладают вышеперечисленными дидактическими функциями.
• Демонстрационные программы и компьютерные презентации служат для визуализации учебного материала, повышения наглядности в обучении.
• Тренажёрные программные средства применяются для тренинга типовых умений.
• Контролирующие программные средства обеспечивают оперативный контроль и оценку учебных достижений обучаемых, формирование электронного портфолио, анализ динамики изменения знаний и умений школьников.
• Информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и энциклопедии предназначены для ввода, хранения и предъявления учителям и учащимся различной информации.
• Средства компьютерных телекоммуникаций обеспечивают доступ к удалённым источникам знаний и системам обучения, организацию групповой учебной деятельности.
• Моделирующие программные средства служат для создания компьютерных моделей изучаемых объектов и процессов и для проведения учебных экспериментов с ними.
• Интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от её постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения с учётом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, в ходе которого может обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приёмы контроля. В ИОС на основе модели обучающегося осуществляется рефлексивное управление обучением.
Приступая к отбору средств обучения, учителю необходимо учитывать:
— вид используемых средств ИКТ;
— реальную целесообразность использования тех или иных средств ИКТ на конкретном этапе урока;
— методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов — обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, контролирующие, учебно-игровые и т. п.;
— работоспособность требуемых средств ИКТ;
— наличие и готовность к использованию программных средств;
— целесообразность использования образовательных сайтов Интернета;
— требуемое при использовании средств ИКТ время и гигиенические ограничения во время работы учащихся с ними.
Следует отметить, что при отборе электронных образовательных ресурсов для поддержки тех или иных видов учебной деятельности педагогам необходимо учитывать классификацию таких ресурсов по методическому назначению (табл. 2).
Таблица 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
Основные группы электронных образовательных ресурсов | Наименование | Цель использования по методическому назначению |
Электронные образовательные ресурсы для поддержки и развития учебного процесса | Электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины | Поддержка работы и расширение возможностей педагога, подготовка учителя и учащихся к уроку, а также самостоятельная работа учеников. |
Включают в себя все виды учебной деятельности: - приём/ передачу информации; - практические занятия в известных и новых формах; - аттестацию | ||
Электронные образовательные ресурсы информационно-справочного характера | Энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и др. (не связанные с определённым курсом, программой) | Исходный материал при решении учебных ситуаций, в том числе выходящих за рамки учебных программ |
Электронные образовательные ресурсы общекультурного характера | Виртуальные экскурсии по музеям мира, виртуальные путешествия по городам, странам и континентам; электронные издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки | Предоставление равных возможностей и доступа к ценностям общей культуры, расширение мировоззрения учащихся |
Для целенаправленного и эффективного подбора электронных образовательных ресурсов в соответствии с видами учебной деятельности учителю надлежит учитывать типологию таких ресурсов в соответствии с видами учебной деятельности (табл. 3.).
Таблица 3
ТИПОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ВИДАМИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Типы электронных образовательных ресурсов | Новые виды учебной деятельности |
Демонстрационные | Познавательная деятельность (получение мировоззренческих, ориентировочных, оценочных знаний) |
Информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и др. | |
Контролирующие программы | Регулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка |
Инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, электронные таблицы и т. д.) | Предметная деятельность (развитие способностей, умений и навыков в оперировании реальными предметами) |
Средства компьютерных телекоммуникаций | Коммуникационные (совместные) способы деятельности (пространственное и временное соприсутствие участников, обмен действиями, информацией и др.) |
Интегрирующие среды обучения | Проектно-творческая деятельность, основанная на выдвижении предположений, гипотез, идей, включающая планирование, сбор дополнительной информации, выполнение и защиту проекта |
Автоматизированные обучающие системы | Познавательная, регулятивная, предметная, коммуникативная, ориентировочно-исследовательская деятельность |
Кроме электронных образовательных ресурсов, важными дидактическими свойствами обладают и образовательные интернет-ресурсы. Их можно классифицировать по следующим видам:
— электронные библиотеки;
— энциклопедии и справочники;
— электронные учебники и учебные пособия, размещённые в Интернете;
— лекции в Интернете;
— web-квесты;
— презентации;
— дистанционные учебные курсы;
— контролирующие средства и тренажёры;
— методические сайты.
Отбор средств обучения, используемых на уроке в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, надлежит осуществлять с учётом форм их использования, а именно:
1. Самостоятельная работа учащихся с учётом их индивидуального темпа изучения определённой темы или части урока. Для школьника, владеющего умениями и навыками на уровне пользователя, автономная работа на уроке с электронным образовательным ресурсом может стать новой возможностью приобщения к изучению школьной дисциплины. В рамках автономной работы учащиеся по желанию могут объединяться в пары или малые группы. Такой вид организации учебной деятельности школьников возможен на уроке и на внеурочном занятии. При этом время на самостоятельную, автономную работу распределяется и планируется учащимся самостоятельно. Учитель помогает составить индивидуальный алгоритм работы, по необходимости поясняет задания, по окончании автономной работы отслеживает результаты выполнения упражнений. Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно, используя возможности компьютерной программы.
2. Работа с мультимедийным содержанием электронного образовательного ресурса отдельных групп учащихся в процессе изучения конкретной темы урока, когда остальная часть класса изучает материал по плану учителя.
3. Использование учителем мультимедийного материала электронного образовательного ресурса как одного из средств обучения в рамках комбинированного, интегрированного, проектного уроков.
4. Выборочное использование схем, таблиц, диаграмм, других дидактических элементов средств обучения при проведении урока.
5. Организация учителем лабораторно-практических занятий на основе текста, таблиц, диаграмм, видеофрагментов, имеющихся в данном электронном образовательном ресурсе. Данные занятия могут быть либо индивидуальными, либо групповыми.
Таким образом, подготовка урока в информационной образовательной среде представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:
• педагогическая ситуация;
• содержание обучения;
• техническое оснащение;
• программное обеспечение;
• организация обучения в информационно-образовательной среде урока.
При этом каждый урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.
Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:
- повышают и стимулируют интерес обучающихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности,
- позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);
- позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;
- позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропустивших занятия по болезни;
- предоставляют ученикам через информационную деятельность возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов;
- предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы, многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному
- тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).
Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий (КУТ).
КУТ позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии «персональный компьютер». Работа осуществляется только в режиме «один на один». Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: «Смог не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя. Развивают активность.
В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика-пользователя компьютера в происходящем, приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности. Развивают воображение и модельное видение.
Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, они всегда фактически двумерны, несмотря на то, что используется зачастую так называемая 3D графика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания для повышения мотивации учащихся.
В работе раскрывается роль интеактивной доски в повышении мотивации учащихся на уроках истороии и обществознания...
Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий
По данным официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...
«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Использование интерактивного обучения науроках истории и обществознания...
«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Использование интерактивного обучения науроках истории и обществознания...
Методическая разработка "Возможности использования интерактивных технологий на уроках истории и обществознания" (обобщение опыта)
Раскрыты приемы использования интерактивной доски на уроках....