Использование интерактивной доски на уроках технологии
методическая разработка по технологии на тему

Лукьянова  Екатерина Владимировна

Использование интерактивной доски позволяет учителю более полно принять такие основные дидактические принципы обучения, как научность, доступность, наглядность.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Все течет, и нет ничего более постоянного, чем постоянные изменения . Конфуций

Слайд 3

Пирамида обучения обучение других практические действия дискуссионные методы демонстрация аудиовизуальные методы чтение лекция 90% 70% 50% 30% 20% 10% 5%

Слайд 4

Классификация методов обучения Методы обучения (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) Пассивные Активные Интерактивные

Слайд 5

Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Пассивные методы

Слайд 6

Способы коммуникации Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием

Слайд 7

Формы воплощения Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание, просмотр фильма,) Индивидуальные (чтение документа или другого текста)

Слайд 8

Условия выбора недостаточно источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) отсутствие времени для поиска информации б ольш ое количество обучающихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения отсутствие у обучаемых базовых знаний фундаментального характера по рассматриваемым вопросам

Слайд 9

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Экономия времени Снижение мотивации Любое количество обучаемых Низкий уровень вовлеченности Не требуется дополнительных ресурсов Сужение источников информации Простота оценивания Отсутствие индивидуального подхода Высокая дисциплин а Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание

Слайд 10

Активные методы Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.

Слайд 11

Способы коммуникации Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно

Слайд 12

Формы воплощения Индивидуальные (индивидуальные вопросы и комментарии мозговой штурм) Общие или командные (консультирование при подготовке проекта, беседы, общие дискуссии) Групповые (вопросы от группы)

Слайд 13

Условия выбора Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность ведущего в рассматриваемых вопросах Однородность группы обучающихся по интересам, опыту, уровню подготовки

Слайд 14

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивации Опасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе

Слайд 15

Интерактивные методы Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка (" interactive ": " inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействи и . Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Слайд 16

Способы коммуникации Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием

Слайд 17

Формы воплощения Групповые (работа в группе) Общие или командные (обмен информацией, выработка общего решения)

Слайд 18

Условия выбора Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп

Слайд 19

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивации Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практику Ограниченное число обучающихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности

Слайд 20

Сущность интерактивных методов В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: « Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда»

Слайд 21

Структура интерактивного занятия Мотивация Объявление прогнозируемых результатов Предоставление необходимой информации Интерактивное упражнение Подведение итогов

Слайд 23

1 2 3 1 3 2 1 2 3 1 3 2 Как оценить ученика?

Слайд 24

1 2 3 1 3 2 1 2 3 1 3 2 Как оценить ученика?

Слайд 25

Нужно ли было вырубать деревья в парке р.п. Степное? Как оценить учителя?

Слайд 26

Критического мышления Учебно- исследовательские технологии ИКТ - технологии Игровые технологии

Слайд 27

Предложение «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» 1. Когда я иду в школу... ... каждый день. ...я иду учиться ... меня все бесит ... не хочу туда идти 2. На контрольной... ... все решают задания. ... я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь ... люди чувствуют себя дураками. ... даже если что-то знаю, сразу забываю 3. Наверно, на экзамене... ... все будет нормально. ... ничего особенного не случится ... я с треском провалюсь. ... люди могут умереть от страха

Слайд 28

Предложение «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» 4. Когда я отвечаю у доски... ... мне потом ставят оценку. ... всегда сам прошусь ... все надо мной смеются. ... неприятно, как в цирке 5. Если я получу «двойку»... ... потом исправлю. ... ну и что? ... мне обидно, потому что я стараюсь. ... меня будут ругать родители и не отпустят гулять 6. Когда учитель задает вопрос, я... ... отвечаю. ... почти на каждом уроке ... хочется залезть под парту. ... не люблю отвечать на уроке

Слайд 29

Предложение «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» 7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками... ... классно! ... а я с ними вижусь и на каникулах ... думаю: «Ну и уроды!» ... я их давно не люблю 8. Когда я жду родителей с родительского собрания... ... я готовлю ужин ... смотрю видик ... волнуюсь. ... ожидаю порки

Слайд 31

Банк идей, даже абсурдных (кто больше) В России ( в школах России) происходит старение нации. Ваши предложения по выходу из сложившейся ситуации

Слайд 32

Почему на берегу Атлантического океана возникла пустыня Намиб? Для чего нужна модернизация образования?

Слайд 33

Россия торгует своими полезными ископаемыми – это неверный путь. Предложите свои варианты решения проблемы

Слайд 34

Выбор лучшего предложения Кейс-метод (разбор ситуаций) Как остановить рост ругательных сленгов?

Слайд 35

Интерактивная игра " Тридцать три» Проводится во время изучения темы, например, "Признаки делимости на 3 и 9" в 5-м классе. (активизирует внимание, а также позволяет физически размяться). Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит – "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (например 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны вместо того подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.

Слайд 36

Интерактивный метод «Каждый учит каждого " Вопросы для повторения Блоки крупных тем ( вопросов столько, сколько участников в группе.) Вопрос включает одну тему. (У команд одинаковые вопросы)

Слайд 37

Метод "Мозаика» (ажурная пила) Пакет заданий по темам ( 4 темы) Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт

Слайд 38

Дискуссия «Почему я спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию,- а не говорю сам? Это делается ради беседы». Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут.

Слайд 39

Создание рекламы, выпуск газеты, оформление листовки по данной проблеме

Слайд 40

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНТЕРАКТИВНОЙ  ДОСКИ

НА  УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения, интерактивная доска, разработка интерактивных заданий.

  В  условиях развития глобальных информационных технологий резко возрастает роль современных аудиовизуальных средств обучения. Сегодня мы можем наблюдать эволюционное и интеграционное развитие аудиовизуальных средств обучения:

  • аудиовизуальная информация стала однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом в цифровом виде;
  • аудиовизуальную информацию легко получать (создавать), перерабатывать и сохранять;
  • персональный компьютер становится центральным техническим средством с возможностью присоединения к нему различных периферийных устройств: принтера, сканера, модема и т.д.;
  • появление нового вида представления аудиовизуальной информации — мультимедийного проектора, который заменил кино-, диа-, графопроекторы и телевизор;
  • развитие интерактивного режима работы с аудиовизуальной информацией через интерактивные доски.

Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные репрезентативные системы (преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира). Различают следующие основные репрезентативные системы: визуальная — опирается на зрительные образы; аудиальная — опирается на слуховые образы; кинестетическая — опирается на ощущения; дискретная — опирается на логическое осмысление информации.

Благодаря современным аудиовизуальным средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне. Но если на уроках учитель использует только персональный компьютер с мультимедийным проектором, учащиеся пассивно воспринимают информацию, что позволяет решать только часть поставленных учебных задач. Сегодня наиболее эффективным способом внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в среду обучении можно считать интерактивную доску.

Интерактивная доска является интегрирующим элементом интерактивной системы, это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Достаточно подключить интерактивную доску к персональному компьютеру и мультимедийному проектору, чтобы получить возможность работать с проецируемым изображением. Кроме  основных составляющих к интерактивной доске могут быть подключены: цифровой микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока.

Дидактические возможности интерактивной доски чрезвычайно широки. Применение ее не только позволяет представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и дает возможность учащимся непосредственно взаимодействовать с новым учебным материалом. На интерактивной доске учащиеся могут легко изменять информацию, создавать или передвигать объекты и т.д. У учеников повышаются мотивация и интерес к обучению, познавательная активность, концентрируется внимание, развивается зрительная память, улучшается восприятие информации. Использование интерактивной доски позволяет учителю более полно применять такие основные дидактические принципы обучения, как научность, доступность, наглядность.

Можно перечислить следующие виды деятельности, доступные при использовании интерактивной доски на уроках технологии:

  • демонстрация аудиовизуальной информации (изображения, текст, мультимедийные презентации PowerPoint и SMART Notebook, мультимедийные демонстрации Macromedia Flash, цифровые учебные аудио- и видеофайлы;
  • работа с аудиовизуальной информацией, редактирование и создание заметок с помощью специального маркера, возможность создания, изменения и передвижения объектов;
  • сохранение измененной информации для печати и передачи по электронной почте, размещение в Интернете;
  • моделирование технологических процессов, которые сложно представить в обычных школьных условиях;
  • работа с электронными учебными пособиями на CD-дисках по технологии;
  • создание различных схем, чертежей, таблиц в реальном времени;
  • коллективный просмотр Web-сайтов.

    Производством интерактивных досок занимается большое количество фирм-производителей электронной техники.

   В школах России наиболее   распространены следующие марки:  ACTIVboard,  SMART Board,  StarBoart, Interwrite Board и т.д. Любая модель интерактивной доски сопровождается диском  с программным обеспечением, которое служит для осуществления правильного функционирования, взаимодействия, настройки и управления интерактивной доской. Таким образом, каждая конкретная интерактивная доска работает как интерактивная только потому, что в персональный компьютер установлено специализированное, присущее только этой доске программное обеспечение. И удалять это программное обеспечение ни в коем случае нельзя.

      Однако каждое программное обеспечение имеет свои функциональные возможности для использования в учебном процессе. Как показал опыт нашей работы и анализ отзывов пользователей в Интернете, SMART Notebook 10 — наиболее подходящее программное обеспечение для создания и проведения разнообразных и интересных учебных занятий для учащихся любого возраста.

Программное обеспечение SMART Notebook 10 разработано фирмой SMART специально для интерактивных досок SMART Board. Одновременно его можно дополнительно использовать для разработки презентаций к учебным занятиям для интерактивных досок других производителей, имеющих собственное программное обеспечение. Презентация сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Готовить материалы к уроку можно на любом компьютере, где установлен SMART Notebook 10, затем созданную презентацию нужно переместить на персональный компьютер, непосредственно соединенный с интерактивной доской, и проводить урок.

В отличие от обычной презентации, выполненной в Microsoft Office PowerPoint, каждая страница SMART Notebook 10 интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики непосредственно на уроке, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.

Для создания интерактивных заданий учитель может использовать изображения, схемы, чертежи, таблицы, анимацию и интерактивные элементы, аудио- и видеофайлы. Учитель может воспользоваться уже готовыми аудиовизуальными учебными материалами или создать их самостоятельно с помощью современной цифровой аппаратуры.

      Приведем основные источники учебных материалов для разработки интерактивных занятий.

    1.        Личная коллекция изображений, аудио-,видеофайлов.

  1. Боковая закладка Галерея SMART Notebook 10.
  2. Интернет.

4.        Программные педагогические средства на CD- и DVD-дисках (мультимедийные энциклопедии, обучающие программы).

5.        Создание аудиовизуальных материаловс помощью современной цифровой аппаратуры: сканирование печатных изданий, запись аудиофайла на цифровой диктофон, съемка видеосюжета на цифровую видеокамеру, съемка фотоизображений на цифровой фотоаппарат.

6.        Запись теле- и радиотрансляций с помощью TV-тюнера.

  На уроке технологии с применением интерактивной доски важно не только демонстрировать учебную аудиовизуальную информацию и делать определенные записи на доске, но и стимулировать активную мыслительную деятельность учащихся с аудиовизуальной информацией, использовать интерактивные задания.

 При создании интерактивных заданий в SMART Notrbook 10 необходимо выполнить определенные действия: создать документ; сохранить документ; создать фон; разместить и форматировать объекты; вставить звуковой и видеофайлы: настроить навигацию; создать гиперссылки.

  Интерактивные задания в SMART Notebook 10 возможно создавать с помощью одного или группы инструментов. Варианты интерактивных заданий, применяемых на уроках технологии, могут быть различными, их содержание зависит от темы, дидактических целей, задач и этапов урока.

 Рассмотрим варианты использования инструментов программного обеспечения SMART Note-booklO для разработки интерактивных заданий по теме «Снятие мерок».

 При объяснении нового материала учителю необходимо выделить основные объекты или явления, раскрыть их сущность, сосредоточить внимание на содержании учебной информации, наглядно структурировать информацию, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Для этих целей можно использовать инструмент Волшебное перо, с помощью которого можно выделить, увеличить, приблизить участок рабочей области и создать исчезающие пометки (текст, написанный с помощью инструмента Волшебное перо, исчезнет через 10 сек).

           Для выделения определенной области необходимо очертить ее в форме круга или эллипса инструментом Волшебное перо. При этом видимую область можно передвигать по слайду, изменяя ее размер и форму (рис. 1). Для увеличения определенной области слайда необходимо очертить данную область в форме квадрата или прямоугольника (рис. 2).

   Инструмент Шторка позволяет затенять часть слайда или отдельный объект, что дает возможность последовательно представлять материал учащимся (рис. 3). Используя инструменты Вставить таблицу и Шторка, учитель может разработать интерактивное задание в виде таблицы, где ответы скрыты в каждой отдельной ячейке (рис. 4). При выполнении данного интерактивного задания ученику необходимо правильно произнести название мерки по указанному обозначению, а затем открыть шторку на соответствующей ячейке и проверить правильность ответа. Ученик может сам выбирать последовательность выполнения данного задания. На этапе закрепления, обобщения и контроля знаний на уроках технологии учитель может использовать интерактивные задания, разработанные с помощью инструментов: Перья, Художественные перья, Линии, Вставка.

Используя инструменты Вставить таблицу, Вставка и Текст, можно создать интерактивные задания (рис. 5, 6), при выполнении которых ученику необходимо вписать с помощью инструмента Перья соответствующий текст.

Как уже было отмечено, возможности интерактивной доски позволяют изменять и перемещать  объекты. Интерактивные задания на определение соответствия создаются с помощью инструментов Вставка, Текст и Таблица (рис. 7,8). Для выполнения одного задания ученику необходимо переместить каждое изображение в соответствующую ячейку таблицы (см. рис. 7), другого — переместить обозначение мерки к соответствующему изображению (см. рис. 8).

Полуобхват груди

Полуобхват бедер

Полуобхват талии

Полуобхват плеча

Примеры интерактивных заданий показывают, что учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: выделять и перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учеников, которые затем будут самостоятельно работать в малых группах. Важно  понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.              Рис.7

     Степень использования интерактивной доски на уроках технологии зависит от подготовленности и интересов учащихся, формы проведения занятий, ИКТ компетентности учителя и т.д.

Преимущества использования интерактивной доски для учителей:

  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время урока;
  • позволяет улучшить темп и течение урока;
  • экономит время на уроке (учитель заранее готовит интерактивные задания);

Оп    Дтс   Сг     Ст Сб

Рис. 8

  • позволяет организовать коллективную и групповую работу с учащимися.

                       Преимущества использования интерактивной доски для учащихся:

  • обучение становится современным, интересным и увлекательным;
  • появляется возможность понять более сложные идеи в результате наглядной, ясной и динамичной подачи материала;
  • учащиеся работают более творчески, чувствуют большую уверенность в себе.

                     Для учителя очень важны поиски эффективной методики применения интерактивной доски.

                     Урок технологии может быть насыщен учебной аудиовизуальной информацией и интерактивными заданиями, но желаемая результативность — возрастание качества знаний, умений и навыков — достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где интерактивная доска не используется.

                       Выделим следующие типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения интерактивной доски на уроках:

  •   недостаточная методическая подготовленность учителя;
  •   неправильное определение дидактической роли и места использования интерактивной доски на уроке;
  •   несоответствие выразительных возможностей интерактивных заданий, их дидактической значимости;
  •   бесплановость и случайность применения интерактивной доски;
  •   перегруженность урока аудиовизуальной информацией.

        Перед учителем, который хочет включить в практику своей работы использование интерактивной доски с программным обеспечением SMART Notebook 10, стоят следующие задачи:

  •   освоить практические приемы работы с интерактивной доской;
  •   научиться работать в среде SMART Notebook 10;
  •   знать функциональные возможности SMART Notebook 10;
  •   методически грамотно использовать функциональные возможности SMART Notebook 10 при подготовке интерактивных заданий;
  •   знать, где можно найти учебные материалы для интерактивных заданий;
  •   уметь пополнять наборы учебных материалов из разных источников;
  •   овладеть приемами создания интерактивных заданий;
  •   научиться оформлять презентацию;
  •   научиться разрабатывать общую структуру презентации и структуру каждой страницы;
  • научить учащихся работать на интерактивной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках информатики

Выступление на районном фестивале передового педагогического опыта; обобщение опыта по теме "Использование интерактивной доски на уроках информатики"...

Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках английского языка"

материал предназначен для учителей, начинающих осваивать интерактивную доску. Доклад содержит основную информацию о ИД. Практическая часть представлена файлом .notebook (для чего необходимо установить...

"Использование интерактивной доски на уроках математики при изучении темы "Проценты" в 5 классе"

До нынешнего года я на уроках пользовалась только мелом и доской. В этом году нам поставили интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки стали проходить интереснее, даже самые слабые ученики с...

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий

По данным  официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...

Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...