"Музыкальная литература"
календарно-тематическое планирование по теме

Лапина Светлана Александровна

Программа и поурочное планирование для учащихся ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей   «Детская музыкальная школа»

г.Павлово, Нижегородской области

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
программа   для учащихся 4-7 классов фортепианного отделения

20   – 20     учебный год

Составитель:  преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин

 МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа г.Павлово»

Перевезенцева Светлана Игоревна

г.Павлово

Нижегородская область

2012


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
  5. СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
  6. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВНЫМИ

ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ     

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ
  2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  рабочая программа для 4-7  классов по 7-летней программе обучения и для 2-5 классов по  5-летней программе   обучения  по   предмету «Музыкальная литература» (далее  – программа) разработана в соответствии  со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7  Закона «Об образовании»  Российской  Федерации, Уставом школы.  

  Рабочая программа  составлена  на основе Примерной программы  и методических рекомендаций для детских  музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература»   НМЦХО – 2002 г. (автор А.И. Лагутин)  и сборника  Примерных образовательных программ   для детских музыкальных школ и школ искусств, подготовленный методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства РТ «История, теория и сочинение музыки».

            Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Предмет «Музыкальная литература» вводится в учебный план со 2 класса для обучающихся с 5-летним сроком обучения и с 4 класса для обучающихся с 7-летним сроком обучения. В соответствии с учебным планом на предмет «Музыкальная литература» отводится 34  часа в год, из расчета  - 1 час в неделю. Наполняемость групп по предмету составляет от 6-12 человек.

Содержание программы направлено на развитие  слушательского  интереса и формирования слухового внимания, а так же на усвоение  информативных  и понятийных знаний, умений и навыков начального уровня  эстетического восприятия      музыки.   Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер. Формирование умения анализировать музыку происходит на всех уроках в ДМШ. Умение рассказывать, говорить о музыке – учит размышлять  о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями, приобщает к просветительской деятельности.                  

Цель программы обучения: развитие навыка сознательного и эмоционального слушания  музыки.

Задачи программы обучения: 

   - формирование  слушательских умений и навыков обучающихся;

   - обучение грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

   - развитие музыкального мышления и памяти;

   - расширение кругозора детей.

Основные учебные пособия, используемые при реализации  программы:

  1. Лисянская Е.Б.   Музыкальная литература : Методическое пособие.  – М.:Росмэн, 2001. – 80 с.
  2. Музыкальная литература: учебники: для IV-VII  кл. ДМШ / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. –  М. : Музыка, 1988. –  156 с.
  3. Учимся слушать музыку. Пособие по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ. Первый год обучения / Л.Ю.Акимова. – Москва, 1996. – 36с.

Основополагающим критерием преподавания  данной  программы является принципы проблемной методики, активизирующих самостоятельное мышление учащихся при знакомстве с произведениями  мировой художественной культуры. Необходимо стремиться к достижению основной задачи учебных занятий  – процесс слушания музыки должен не только вызывать у учащихся желание разобраться в конкретном произведении, но и пробуждал  необходимость к выражению своего собственного мнения по поводу прослушанного.

Основная форма классной работы  – слушание музыки (активное восприятие музыкального произведения) должна дополняться и иными формами работы: лекции,  дискуссии, беседы.

Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит жанровый, а не хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству большого числа авторов в различных жанрах искусства разных эпох и национальных школ.

Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально – педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатое содержание и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов – классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучение учащихся в детских музыкальных школ.

Для решения задач музыкально – эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков, и прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользоваться при этом необходимой музыкальной терминологией.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой систему знаний и умений, адресованных подростками, усвоение которых должно обеспечить решение воспитательных и дидактических задач. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально – общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При этом изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей.

         Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, оно должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений и благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведенное время в  соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.

         Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения – вводный, содержащий предварительный круг знаний. Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен – к театральным видам музыки. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении.

          Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более  сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Темы «Знакомство с музыкальными инструментами»  и «Музыкальные формы» включены в данную программу из методических рекомендаций по преподаванию музыкальной литературы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств и примерных тематических планов МК.  М. -2001  (составитель Е.Б.Лисянская).

Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии, характеристика содержаний, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторов, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдение и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложной вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Начиная со второго года обучения, программа строиться на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема - монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия и разбор отдельных произведений.

Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение  биографий композиторов имеет большое идейно – воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально - теоретического характера. На таких уроках возможно использования фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминанием современников.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И.С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Жанровое разнообразии произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно–симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В этой связи тему «И.С. Бах», которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-теоретические понятия, лучше изучать в конце года, т.к. темы о венских классиках не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при изучении темы «И.С. Бах», и сами в свою очередь содержат много нового и сложного.

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского.  Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы.

Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, с романсами  и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

Курс музыкальной литературы завершается изучением музыки советского и постсоветского периодов. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Возросший уровень развития познавательных способностей учащихся старших классов позволяет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изучаемых произведений позволяет относительно глубоко анализировать выразительные особенности музыки, структуру сочинений, что полезно для совершенствования музыкальной культуры школьников. Полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь», организовать выпуск специальных бюллетеней, или иметь в школе постоянный стенд «Хроника музыкальной жизни». Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви учащихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране.

Данная программа выделяет и позволяет использовать межпредметные связи музыкальной литературы с другими специальными музыкальными дисциплинами и общеобразовательными предметами (история, литература, изобразительное искусство и др.)

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

          Изложение теоретического материала:

Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается  проведение новых форм:

  1. Урок - воспоминание;
  2. Урок – исследование;
  3. Урок – состязание;
  4. Урок – игра;
  5. Урок – повторение;
  6. Урок – путешествие;
  7. Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.

Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по записям в тетради и рабочим тетрадям по музыкальной литературе Г.Ф.Калининой.

Примерные формы домашних заданий:

  1. Выявить особенности мелодии, ритма, фактуры и других средств выразительности в произведениях, выученных и исполняемых  в классе специальности или предложенных  педагогом;
  2. Составление краткого музыкального словаря;
  3. Сочинение небольшого музыкального фрагмента (например, мелодия в объеме 8 тактов с

кульминацией во второй половине);

  1. Решение кроссвордов;
  2. Составление собственных кроссвордов;
  3. Решение тестов;
  4. Исполнение музыкальных фрагментов изучаемых произведений;
  5. Составление презентаций (для учащихся владеющих ИКТ технологиями).

         Домашняя работа  учащихся имеет отличный от классной характер:  задания могут быть понятийными (раскрытие содержания какого-либо понятия, термина), обзорными (знакомство с небольшими статьями о музыкальных и художественных направлениях, об истории создания произведения, о ряде произведений одного жанра, о музыкальных театрах мира…), биографическими (найти краткие сведения об исполнителях, их творческом пути, прочитать очерк о значении  конкретного персоналия в истории мировой художественной культуре).

          Поощряется посещение учениками  концертов, участие самих учащихся в концертных выступлениях на школьной  и  городских сценах,   чтение  популярных книг о музыке и музыкантах,  просмотр  музыкальных телепередач по каналу “Культура”.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Программа предназначена для учащихся инструментальных отделений по 5-летнему и по 7-летнему обучению.

Курс музыкальной литературы изучается в детских музыкальных школах в течение четырех лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Первый  и второй год обучения – по 1 часу в неделю, третий и четвертый год обучения – по 1,5 часа в неделю.  Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся.

Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополнятся его закреплением, а повторение пройденного – служить проверкой усвоения знаний и умений.

Главные требования, предъявляемые к уроку музыкальной литературы – единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями. Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении каждого урока, и стремиться преодолеть неравномерность в усвоении знаний отдельными учениками индивидуализацией обучения. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно осваивать содержание учебного материала.

Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и собственно музыкального, при разборе произведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приемы повествования, описания, рассуждения и могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, а так же при повторении пройденного и проверке усвоения. Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разнообразные иллюстрации, применение которых возможно не только на биографических уроках, но и при изучении музыкальных произведений (особенно театральных, а так же вокальных и инструментально-программных). Наглядные методы обучения отвечают своеобразию восприятия подростков и повышают качество усвоения учебного материала.

Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения ряда учебных задач в курсе музыкальной литературы. Вне прослушивания становится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных, прежде всего с выразительными особенностями музыкальной речи. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем воспроизведения с помощью технических средств. Оба способа должны дополнять друг друга, т.к. каждый из них имеет свои незаменимые достоинства. Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с её наблюдениям по нотам, используя для этой цели специальные хрестоматии. Такая форма работы хорошо концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки.

Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехом в классе игры на инструменте.

Обращение к техническим средствам воспроизведения музыки не исключает необходимости проигрывать на фортепиано темы и отдельные эпизоды из сочинений в процессе их разбора при объяснении выразительных средств и композиции.

В качестве практических методов обучения можно рекомендовать различного рода работы с нотным текстом произведений по хрестоматии, обдумано пользоваться в процессе урока с учебником, обращаясь к его тексту, нотным примером и практическим заданиям.

Постоянного внимания преподавателя требует и процесс усвоения знаний, т.к. их глубина и прочность – обязательное требования к школьному обучению. Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения и в конце урока, при повторении пройденного, и при самостоятельной работе дома.

Задания на дом должны быть целесообразными, продуманными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, в котором наибольшую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в единстве с текстом. Учащихся следует научить видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте и представлять внутренним слухом общий характер звучания. (Исполнять примеры в классе при проверке задания следует лишь выборочно, возможно в облегчённом виде и только по нотам). Вспомогательным материалам при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся, если преподаватель считает необходимым в учебных целях организацию краткой записи содержания урока.

Помимо устных целесообразны и учебно-практические задания по хрестоматии, которые способствовали бы закреплению умения работать с нотным текстом произведений. Исполнение же музыкальных фрагментов из хрестоматии ввиду их сложности не может быть видом обязательных заданий. Специальным учебно-практические заданием может явиться и разбор сочинений, исполняемых в классе игры на инструменте, выбор которых определяется содержанием программного материала. Но такие задания следует давать редко и строго индивидуально. Ограниченно должны применяться и письменные виды заданий, т.к. их выполнения связанно с дополнительной затратой времени. Наиболее целесообразны те из них, которые дадут наглядную систематизацию знаний, способствующую их усвоению.

В музыкальной школе может быть организована внеклассная работа, задача которой расширять представления учащихся о музыкальном мире, знакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни, давать простор для проявления интересов и творческой инициативы школьников. С этой целью полезно устраивать музыкальные вечера, посвященные памятным датам, встречи с музыкантами, прослушивание музыки в звукозаписи в исполнении выдающихся артистов и музыкальных коллективов, выпускать специальные бюллетени и т.п. вся эта работа проводиться на добровольных началах, должна быть хорошо организована, спланирована и иметь поддержку со стороны администрации школы и родительского комитета. Желательно, чтобы ею непосредственно руководил преподаватель музыкальной литературы, т.к. ему легче будет связать содержание внеклассных мероприятий с задачей и программой обучения подростков на занятиях по музыкальной литературе.

Наиболее развитых учеников старших классов можно привлекать к посильному участию в музыкально-просветительской деятельности вне школы. Приобщение к ней будет способствовать решению одной из задач, поставленных ныне перед музыкальными школами: формировать у подростков в процессе обучения потребности и умений быть пропагандистами музыки. Полезно, если базой музыкального просвещения будет общеобразовательная школа, где дети получают среднее образование. Преподавателю музыкальной литературы важно заинтересовать ребят подобной работой, убедить их в ее пользе и доступности, оказывать им всемерное содействие. Выступление перед своим классом с небольшим рассказом о событиях музыкальной жизни, о великих композиторах, иногда об отдельных произведениях классической музыки – наиболее доступный вид подобной деятельности. Следует предусмотреть поощрение для учащихся, проявивших себя в этом.

СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

     Отслеживание результата - сопоставление  полученного  результата с  предполагаемым  или заданным,  качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль  проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей.  Он может быть в форме  собеседования  или тестирования. В качестве промежуточного контроля используются викторины,  мультимедиаигры в рамках итоговых занятий по той или иной теме.

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны явиться: наличный уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, а также динамика их музыкального развития.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы – устная выборочная проверка. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала по средствам его пересказа, ответов на вопросы, усваивания музыки на слух. фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения её отдельных фрагментов и т.п. если при проверке знаний биографии композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, тот при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления подростков, умение передавать  словами выразительность музыки. По ходу ответа в таких случаях возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, но такие, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знания музыки, играя различные примеры для всей группы (возможна специальная подготовка магнитной ленты с записью фрагментов музыки для контрольной проверки). Письменные работы позволяют осуществлять контроль, равнозначный для всех учащихся группы, а сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, дает педагогу не мало ценных сведений об усвоении отдельными учащимися программного материала.

Контроль за учебной работой учащихся по музыкальной литературе предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. Под контролем должно находиться усвоение всего программного материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения учащихся, что снимает необходимость в дополнительном итоговом контроле в виде годовых зачетов или заключительного экзамена. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления знаний не позволяют сделать итоговый экзамен в его традиционной форме эффективным по своим дидактическим результатам. Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний, полученных учащимися как в классе, так и в самостоятельном общении с музыкой, можно рекомендовать для итогового контроля вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, покидающих музыкальную школу. Этот могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Такая итоговая проверка не потребует специальной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а скорее своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а в призовой форме. Выносить же на заключительный контрольный урок большой материал по конкретным знаниям программы (биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, узнавание музыки, пройденной задолго до контрольного урока и т.д.) и проводить его в индивидуальной форме, превращая по существу в экзамен, не следует.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Осуществляя контроль за учебной деятельностью учащихся, оценивая достижения каждого ученика, преподаватель ведет соответствующий учет. Оценочные баллы выставляемые за ответы, целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями преподавателя о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся, но и качество учебной работы в классе. На основании всестороннего наблюдения и выявления результатов этой работы целесообразным может быть выведение поурочного балла, что сделает контроль всесторонним и облегчит четвертную аттестацию. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.

Данная  программа является адаптированной  и педагог имеет право на вариативность при изучении материала в зависимости от условий.  Учет успеваемости и  контроль  за выполнением программы проводится несколькими способами. Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок. В конце каждой четверти проводятся повторно – обобщающие уроки и  контрольные уроки.

Требование к контрольному уроку:

-        Изложение темы в устном или письменном виде (тестовые задания).

-        Музыкальная викторина по материалу четверти, полугодия или учебного года

Механизм оценки:

  1. Фронтальный опрос (Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий

        уровень подготовки и усвоения материала);

  1. Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить

        материал прошлого урока);

  1. Беглый текущий опрос;
  2. Музыкальная викторина;
  3. Систематическая проверка домашнего задания;
  4. Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным

         карточкам;

  1. Контрольные уроки в конце каждой четверти (форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинение на тему «Мой любимый музыкальный инструмент»,  музыкальные викторины, командные игры и т. д.).

Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов, музыкальные викторины. Контроль  за усвоением учащимися содержания предмета осуществляется посредством наблюдения, поурочного опроса и на четвертных контрольных уроках.

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВНЫМИ

ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ     

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок

 - оценка «5» выставляется, если ученик:

  1. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
  2. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания: сыграл тему наизусть  грамотно - в темпе, ритме, со знаками, без ошибок;
  3.  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,  сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  4. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
  5. возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

  1. ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  2. допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  3. допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или при исполнении тем, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

  1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  1. в темах при исполнении были допущены текстовые ошибки, не соблюдался ритм, знаки при ключе;
  2. при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков;

- оценка «2» выставляется, если:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминов, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Тесты и Музыкальные викторины, состоящие  из 10 вопросов оцениваются:

 «5» – без ошибок; 1 – 2 негрубые ошибки;

 «4» – 2-3 ошибки;  3-4 негрубые ошибки;               

 «3» – 4-5 ошибки; 5-6 негрубые ошибки;

 «2» – 7 и более ошибок.

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

  1. Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу;
  2. Соблюдение межпредметных связей;
  3. Сотрудничество с    музыкальными учебными заведениями города, обмен опытом;
  4. Активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы,  самообразование педагога.

           Автор  Рабочей  программы  не претендует на  полное освещение огромного мира музыкального искусства и оставляет за собой право на дальнейшее уточнение и дополнение программы в аспекте информационно-иллюстративного обновления учебного материала  по причине  появления новейших данных по указанным выше тематикам на основе обновленных источников  информации, появляющихся  в процессе познания данного предмета  и дальнейшего изучения  истории мировой художественной культуры на основе  современных методов изучения и образования.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Наличие учебного материала;
  2. Портреты композиторов;
  3. Наличие учебно-дидактического  иллюстративного материала (авторские разработки);
  4. Наличие фоно- и аудиотеки (авторские разработки);
  5. Наличие видео – и медиатеки (авторские разработки);
  6. Наличие аудио-теле-видео - CD, DVD - аппаратуры, компьютера, ноутбука.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

            Для разработки  образовательной программы были использованы следующие  материалы:

  1. Лисянская Е.Б.   Музыкальная литература : Методическое пособие.  – М.:Росмэн, 2001. – 80 с.
  2. Музыкальная литература: учебник: для IV кл. ДМШ / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. –  М. : Музыка, 1988. –  156 с.
  3. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения: учеб. пособ. / М.Шорникова. – Ростов н/Д: Феникс,2004. – 195с. и цв.ил.
  4. Осовицкая З.Е. Музыкальная литература. Первый год обуч. : Учебник для ДМШ. – М. : Музыка, 2010. – 224 с.
  5. Учимся слушать музыку. Пособие по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ. Первый год обучения / Л.Ю.Акимова. – Москва, 1996. – 36с.

        Справочные пособия

  1. Балет / К.Касл; пер. с англ.Е. Мамонтовой. – М.:ООО «Издательство Астрель»,2001. – 64 с.:ил. – (Детская энциклопедия).
  2. Музыкальный энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с.:ил.
  3. Музыкальный детектив. Занимательное пособие по музыкальной литературе в вопросах и ответах /Столова Е.Ю., Кельх Э.А. – С-П.: «Композитор», 2009.- 180с.
  4. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3.Музыка.Театр.Кино /глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+,2001. – 624 с.:ил.
  5. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. СПб.:, 1997. – 86с.:цв.ил.
  6. 100 великих композиторов / Д.К. Самин. – М.:Вече, 1999. – 624 с.
  7.  25 оперных шедевров / Крунтяева Т.С., Розанов А.С.  – Л.: Музыка, 1980. – 192 с.:цв.ил

Учебные пособия

  1. Газарян С.С.  В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1989. – 192 с. : ил.
  2. Калинина Г.Ф. Игры по музыкальной литературе. Выпуск 1. Вводный курс. М.,2003. – 17 с.
  3. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып.1. М., 2007 – 32с.
  4. Музыкальная литература. Экспресс-курс. Учебное пособие для детских музыкальных школ и детских школ искусств/Столова Е.Ю., Кельх Э.А., Нестерова Н.Ф./ «Композитор»-Санкт-Петербург, 2009.- 180с.
  5. Музыкальная литература в таблицах: полный курс   обучения. Учебное пособие для ДМШ / Д.Сорокотягин. – Ростов н/Д: Феникс,2009. – 221с.: ил.
  6. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель,2009. – 205с.: ил.
  7. Музыка. 8 класс: поурочные планы/ Самигуллина В.М. – Волгоград: Учитель,2005. – 187с.
  8. Федор Шаляпин / «Наша история. 100 великих имен» выпуск №15, 2010. – 31с.
  9. Чайковский П. Детский альбом. М.: Музыка. – 1992. – 40 с.
  10. Чайковский П.И. Времена года. – М.: Музыка, 1986. – 56 с.
  11. Шуман Р.Альбом для юношества. Л.: Музыка. – 1984. – 78 с.

                                            Дополнительный методический ресурс

           Для более полного освоения тематических разделов и более качественного изучения  представленного теоретического материала  автор использует в  учебной работе  свои методические разработки, что является необходимым дополнением к перечню рекомендованной и использованной литературы в курсе изучения всей тематики представленной образовательной  программы. Предлагаемый перечень музыкального, дидактического  иллюстративного материала способствует расширению музыкального кругозора и развитию познавательного интереса учащихся. Это:

  1. «Фонохрестоматия  к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включающая в себя образцы произведений (их фрагментов) по изучаемому курсу на 20 аудиокассетах и 20CD дисках. Аудио материал собран в виде Фонохрестоматии к учебной  программе, с составленными автором  музыкальными викторинами  по пройденным темам, а также  общие  музыкальные угадайки отдельно по каждому курсу  данной дисциплины.
  2. «Видеохрестоматия  к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включает  в себя образцы произведений (их фрагментов) по изучаемому курсу на 20 видеокассетах  и 10  DVD дисках).  Видео материал помогает получить целостное представление о творчестве композиторов и времени, в котором они жили. Задача такого материала – показать связь выразительности исполнения певцов и инструменталистов  с содержанием и настроением исполняемого  произведения. Художественные и документальные фильмы позволяют рассматривать творчество выдающихся личностей в контексте эпохи, таким образом,  расширяя кругозор и пробуждая интерес к искусству.
  3. «Иллюстративный дидактический материал к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включающая в себя методические пособия с    портретами  композиторов, полиграфический материал о композиторах, исполнителях, репродукции художников различных эпох и стилей, которые можно использовать как дополнительный материал. Это альбомы: «Исполнители», «Опера. Балет», «Дирижеры», «Оркестры», «Музыкальные инструменты».
  4. «Медиахрестоматия  к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включает в себя различные виды презентаций, видеороликов, слайдшоу, викторин, познавательных игр. Данное пособие является ярким иллюстративным и дидактическим материалом в процессе освоения учащимися новых знаний.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (первый год обучения)

I полугодие (16 часов)

№ урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

1

Введение. Легенды о музыке (Садко, Орфей, состязание Аполлона и Пана)

Римский-Корсаков «Садко» (п.садко с хором «Высота»); Глюк «Орфей и Эврид» (пляска и хор фурий, ария Орфея)

Иллюстрации к опере «Садко»

1

2

Особенности музыкального языка: мелодия, гармония.

Крылатов «Крылатые качели», Бах прелюдия

Портрет Баха, ноты «Крылатые качели», ноты прелюдий.

1

3

Ритм, лад

Прокофьев «Паника», Свиридов «Весна и осень».

Партитура «Египетские ночи», ноты «Весна и осень».

1

4

Григ сюита «Пер Гюнт» («Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры»)

Григ  «Пер Гюнт», «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры»

Портрет Грига, ноты сюиты.

1

5

Григ «В пещере горного Короля», «Песня Сольвейг».

Григ «В пещере горного Короля», «Песня Сольвейг».

Ноты, рисунки горного короля.

1

6

Викторина

Григ «Пер Гюнт»

1

7

Симфонический оркестр

Равель «Болеро», Бородин симфония №2

Схема расположения музыкальных интервалов, их иллюстрации

1

8

С. Прокофьев

«Петя и волк».

С. Прокофье

в «Петя и волк».

Портрет, иллюстрации и ноты

1

9

Римский – Корсаков

«3 чуда»

Римский – Корсаков

«3 чуда»

Портрет Римского-Корсакого, иллюстрации

1

10

Чайковский «Детский альбом», «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Похороны куклы».

Чайковский «Детский альбом», «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Похороны куклы».

Портрет Чайковского, ноты детского альбома.

1

11

Чайковский «Вальс», «Новая кукла», «Русская песня», «Камаринская», «Мужик на гармони играет»

Чайковский «Вальс», «Новая кукла», «Русская песня», «Камаринская», «Мужик на гармони играет»

ноты детского альбома.

1

12

Чайковский «Неаполитанская», «Старинная французская», «Немецкие песенки», «Нянина сказка», «Баба-Яга», «Сладкая греза».

Чайковский «Неаполитанская», «Старинная французская», «Немецкие песенки», «Нянина сказка», «Баба-Яга», «Сладкая греза».

ноты детского альбома.

1

13

О музыкальном материале и его свойствах. Викторина по «Детскому альбому»

Чайковский «Детский альбом».

1

14

Музыка и слово в фольклоре. Веснянки, былины, колядки, исторические песни

Русские народные песни, колядки.

Иллюстрации народных костюмов, изображение былин.

1

15

Лирические песни, шуточные, плясовые, колыбельные.

Лирические песни, шуточные, плясовые, колыбельные (рус.нар.)

Изображение скоморохов, иллюстрации народных праздников.

1

16

Речит. и мел. в романсе. Мусоргский «Детская», Глинка «Ночной смотр», Шуберт «Форель».

Мусоргский «Детская», Глинка «Ночной смотр», Шуберт «Форель».

Портреты композиторов, иллюстрации к «Детской», ноты.

1

II полугодие (18 часов)

№ урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

17

Повторение.

По выбору педагога.

1

19

Кантилена Беллини «Ария Нормы», повтор о предыдущих интервалах (с ур. №16,17)

Беллини «Ария Нормы»

Портрет Беллини

1

20

Из истории оперы. Перголези «Служанка- госпожа».

Перголези «Служанка- госпожа».

Портрет Перголези, клавир. оп., иллюстрации «Ла Скала»

1

21

Глюк «Орфей и Эвредика»

Глюк «Орфей и Эвредика»

клавир., иллюстрации оп.

1

22

Чайковский «Иоланта»

Чайковский «Иоланта»

Портрет Чайковского, клавир, иллюстрации

1

23

Марши, походные, траурные, церемониальные

Агапкин «Прощание славянки», Шопен соната №2 3 ч., Верди марши из «Аиды».

Иллюстрации военных оркестров, ноты

1

24

Марши в детской музыке, сказочные, песни-марши

Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Глинка «Марш Черномора»

Иллюстрации маршей, изображение Черномора.

1

25

Танцевальная музыка, народные танцы

Страв «Весна свящ.», Чайковский б/т «Щелкунчик» - «Трепак».

Изображение старинных костюмов, изображение русского хоровода.

1

26

Старинная сюита. Сюита в творчестве композиторов 18 в.

Флобергер сюита , Бах «Английская сюита № 3»

Ноты сюит, портреты композиторов.

1

27

История западно-европейских танцев, менуэт, гавот

Моцарт менуэт, Люлли гавоты

Портреты композиторов, иллюстрации танцев.

1

28

Полонез, мазурка, вальс.

Огинский – полонез, Шопен – мазурка ,

Глинка – вальс-фантазия.

Ноты

1

29

Музыка и изобразительность. Лядов «Кикимора», Сен-Санс «Карнавал животных»

Лядов «Кикимора», Сен-Санс «Карнавал животных»

Портрет Лядова, ноты, портрет Сен-Санса, иллюстрации.

1

30

Жанры виртуозной музыки. Этюды Черни, Паганини, Шопена, Листа

Паганини – Каприсы №9, №24; Шопен этюд №1, №12,13. Лист этюд №12- «Метель»

Портреты композиторов, ноты этюдов Шопена.

1

31

Из истории виртуозной музыки

И.С.Бах  токката и фуга ре минор, Ф.Э. Бах «Сольфеджио»

Ноты, фото органа и клавесина

1

32

Скерцо, скерцино, токката, прелюдия. Опрос.

1

33

Детская музыка композиторов 19-20вв. Дебюсси «Детский уголок», Свиридов «Детский альбом».

Дебюсси «Детский уголок», Свиридов «Детский альбом», Равель «Матушка- гусыня»

Портреты Равеля, Дебюсси, Свиридова, ноты

1

34

Контрольный урок.

1

5 класс (второй год обучения)

I полугодие (16 часов)

№ урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

1

Введение. История музыки до 17в. Барокко.

Рамо, Куперен, Вивальди «Времена года», Гендель «Сюита»           (увертюра, жига, пассакалия).

Иллюстрации, картинки инструментов (орган, клавикорд, клавесин).

1

2

И.С.Бах биография и обзор творчества.

«Шутка».

Портреты, иллюстрации

1

3

Органное творчество.

ОХП,

органная токката и фуга .

Картинки органа

1

4

Клавирная музыка.

ХТК.

Инвенции.

Французская  Сюита.

Месса.

Картинки  клавесина.

1

5

Знакомство с хоровой музыкой.

1

6

Опрос по творчеству И.С.Баха. Обзорная лекция «Венский классицизм».

Соната Моцарта.

Портреты 3-х классиков.

1

7

И.Гайдн биография и обзор творчества.

«Лондонская симфония», оратория «Времена года».

Портреты, иллюстрации.

1

8

Знакомство с сонатно-симфоническим циклом.

Соната.

1

9

Крупная инструментальная форма.

Симфония.

Состав симфонического оркестра Гайдна

1

10

Хоровая музыка.

Оратория

«Времена года».

1

11

Опрос по творчеству И.Гайдна

1

12

В.А.Моцарт биография и обзор творчества.

«Реквием».

Портреты, иллюстрации из жизни.

1

13

Фортепианное творчество.

Соната.

1

14,15

Повторение.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

16

Контрольный урок.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

II полугодие (18 часов)

урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

17

Симфоническое творчество. Общая характеристика сонатно-симфонического цикла.

Симфония

отрывок из «Маленькой ночной серенады».

Ночной пейзаж, цикады.

1

18

Опера комедия «Свадьба Фигаро».

Увертюра, ария Фигаро, Керубино, ария Барбарины.

Сцены из оперы.

1

19

Викторина

по творчеству В.А. Моцарта.

Фрагменты  знакомых музыкальных произведений.

Презентация

1

20

Л.В. Бетховен биография и обзор творчества.

Соната №14

Симфония №7

Портреты, иллюстрации из жизни.

1

21

Фортепианное творчество.

Соната №8

1

22

Симфоническое творчество.

Симфония № 5

Симфония №9

(финал)

1

23

Увертюра, как образец програм. музыки.

Увертюра «Эгмонт».

1

24

Конкурс исследовательских работ  по творчеству Бетховена.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

25

Обзорная лекция – романтизм (в сравнении с классицизмом).

Мендельсон «Сон в летнюю ночь», Шуберт «Аве Мария».

1

26

Ф. Шуберт биография и обзор творчества. Вокальное творчество.

Баллада «Лесной  царь», песни: «Маргарита за прялкой», «Серенада»,

«Форель», «В путь» (из цикла «Прекрасная мельничиха»); «Весенний сон» (из цикла «зимний путь»).

1

27

Симфоническое творчество.

«Неоконченная симфония».

1

28

Фортепианное творчество.

Музыкальный момент

№ 3;

Экспромт №2;

вальс.

1

29

Повторение.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

30

Фр. Шопен биография и обзор творчества.

Прелюдия.

Портреты, иллюстрации из жизни.

1

31

Мазурки, полонезы, как национальный польский танец.

Мазурки:

1

32

Ноктюрны, этюды, прелюдии.

Ноктюрны

Этюд «Революционный»,

Прелюдии.

1

33

Обобщение.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

34

Контрольный урок.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

6 класс (третий год обучения)

I полугодие (16 часов)

№ урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

1

Русская музыка 18 и

1-ой половины 19 в.

1

2

Песня и романс. Алябьев, Варламов, Гурилев.

Алябьев «Соловей», Варламов «Вдоль по улице», Гурилев «Колокольчик».

Портреты композиторов.

1

3

М.И. Глинка биография и обзор творчества.

Портреты,

дом, где  родился.

1

4,

5,

6

Опера «Иван Сусанин».

1)Интродукция,

2) Квартет и рондо Антониды

3) терцет «не томи родимый»

4) танцы из 2-ого действия

5) песня Вани «Кои мать уб»

6) Ответ Сусанина полянам и прощание с дочерью

7) Женский хор «Разгулялися, разливалися воды вешние»

8) Романс Антониды «Не о том скорб.»

9) Речит и ария Сусанина

«Ты взойдешь»

10) Хор «Славься»

Сусанин из оперы, исполнители главных ролей, декорации, клавир оперы.

1

7

Произведения для оркестра.

«Камаринская», «Вальс- фантазия».

Партитура для оркестра.

1

8

Понятие «Увертюра».

Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Иллюстрации к опере.

1

9

Романсы Глинки.

«Жаворонок», «Попутная песня»,

«Я помню».

Фотография жаворонка, паровоз.

1

10

А.С. Даргомыжский биография и обзор творчества.

Портреты (родных).

1

11,

12,13

Опера « Русалка».

1)ария Мельника

2)ар. Нат. «Ах прошло то вр.»

3)х. Крес. «заплетися плетень», «ком на горе»

4) хор «Сватушка»

5) п.нат. «По камушкам»

6) песня Ольги

7)каватина Князя

Сценки из оперы, декорации, костюмы, исполнители, клавир оперы.

1

14

Романсы Даргомыжского.

«Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк».

1

15

Беседы о «Могучей кучке».

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

Схема с годами жизни композиторов, входивших в «Могучую кучку»

1

16

Контрольный урок.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

1

II полугодие (18 часов)

№ урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

17

Русская музыка 2-ой половины 19 в.

Балакирев

«Песня золотой рыбки».

Портреты Стасова, Балакирева, Кюи.

1

18

М.П. Мусоргский биография и обзор творчества.

«Слеза»

Портреты, иллюстрации местности.

1

19,

20,

21

Опера «Борис Годунов».

1)Вступлен.к 1к-не пролога

2) Хор «на кого ты нас»

3) 2 картина пролога (вся)

4) монолог Пим. 1к Iд.

5) Песня Варлаама

6) монолог Бориса из II действия

7) хор «Расходилась, разгулялась» 4 д.

Презентация.

1

22

Вокальное творчество Мусоргского.

Песня «Сиротка», «Колыбельная Еремушки», «Семинарист», «Козел», цикл «Песни и пляски смерти»: 1-2 песни, 1-2п. из «Детской».

Презентация.

1

23,

24

Цик

л «Картинки с выставки».

«Прогулка», «Богатырские ворота».

Картины Гартмана.

1

25

А.П. Бородин биография и обзор творчества.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

Портреты.

1

26,

27,

28

Опера «Князь Игорь».

1)хор из пролога «Солнцу»

2) эпизод затмения

3) песня Галицкого

4) хор девушек

5) хор бояр «Мужайся княгиня» 2к. 1д.

6) Ария Игоря

7) Ария Кончака

8)половецкие пляски

9)плач Ярославны

10) хор поселян

Сценки из оперы, иллюстрации декораций и костюмов, исполнители, клавир.

1

29

Романсы Бородина.

«Спящая княжна», «Для берегов отчизны», «Спесь»

Презентация.

1

30,

31

Вторая симфония «Богатырская».

Партитура симфонии.

1

32

Второй квартет

(        )

1

33

Повторение.

Фрагменты знакомых музыкальных произведений.

Презентация.

1

34

Контрольный урок по теме  «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Бородин)

Отдельные номера из опер «Борис Годунов», «Князь Игорь».

Портреты композиторов.

1

7 класс (четвертый год обучения)

I полугодие (16 часов)

№ урока

Дата

Тема

Фонограмма

Наглядные пособия

часы

1

П.И.Чайковский. Биография и обзор творчества.

«Детский альбом», «Времена года».

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

1

2

Симфоническое творчество.

Симфония № 1 «Зимние грезы».

Ноты

1

3

Оперное творчество.

Опера «Евгений Онегин».

Партитура нот.

1

4

Устный опрос и музыкальная викторина по творчеству П.И.Чайковского.

1

5

Музыкальная жизнь России в конце 19 –начале 20 веков.

М.Мусоргский. Симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе».

Портреты М.П.Беляева, С.И.Мамонтова, С.Дягилева.

1

6

А.К.Лядов.  Биография и обзор творчества.

Творчество А.К. Лядова.

«Музыкальная табакерка», «Кикимора», «Баба – Яга», «Волшебное озеро», «Про старину».

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

Ноты прослушанных произведений.

1

7

Опрос и музыкальная викторина по творчеству А.К. Лядова.

В.С.Калинников. Биография и обзор творчества.

Симфоническое творчество.

Симфония № 1 – g moll.

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

Ноты симфонии.

1

8

А.К.Глазунов. Биография и обзор творчества.

Краткий обзор творчества А.К.Глазунова.

Симфония № 5

(1 часть).

Концерт для скрипки с оркестром e moll

 (1, 2 части).

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

Ноты прослушанных произведений.

1

9

С.В.Рахманинов. Биография и обзор творчества.

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

1

10

Творчество С.В.Рахманинова.

Прелюдия cis moll, D dur ор.23;

Мелодия E dur;

Муз. момент e moll ор.16;

Этюд – картина a moll ор.39, es moll.

Ноты прослушанных произведений.

1

11

Продолжение темы: «Симфоническое творчество»:

Симфония № 3 (1ч.).

Концерт для фортепиано с оркестром № 3( 1ч.).

Концерт для фортепиано с оркестром № 2( c moll).

Ноты произведений.

1

12

Романсы С.В.Рахманинова.

«Не пой, красавица, при мне».

«Весенние воды».

Вокализ.

Ноты романсов.

1

13

Устный опрос и музыкальная викторина по творчеству С.В.Рахманинова.

Знакомые  детям музыкальные произведения.

Таблица

 «Найди пару».

1

14

А.Н.Скрябин.

Биография и обзор творчества.

Портреты композитора, иллюстрации.

1

15

Фортепианное творчество А.Н.Скрябина.

Прелюдии е moll, D dur, es moll, a moll;

Этюд dis moll.

Ноты знакомых детям произведений.

1

16

Симфоническое творчество А.Н.Скрябина.

Симфония № 3

«Божественная поэма»

Ноты.

1

II полугодие (18 часов)

17

Устный опрос по творчеству А.Н.Скрябина. Музыкальная викторина.

«Поэма огня» - «Прометей».

Партитура.

1

18

И.Ф.Стравинский.

Биография и обзор творчества.

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

1

19

Творчество И.Ф.Стравинского.

Устный опрос по пройд. материалу. Музыкальная викторина.

Балет «Петрушка».

Иллюстрации, картины.

1

20

«Весна священная».

1

21

Обзор русской музыкальной культуры 20-го века.

Портреты Р.М.Глиэра,

Н.Я.Мясковского,

Г.Г.Нейгауза,

А.Б.Гольденвейзера,

Шостаковича,

Кабалевского, М.Коваля.

1

22

С.С.Прокофьев.

Биография и обзор творчества.

Портреты композитора, иллюстрации и картины из жизни.

1

23

Творчество С.С.Прокофьева.

Кантата «Александр Невский» (отд. №) –

2,3,4,5ч.

Клавир  кантаты.

1

24

Симфония № 7 – cis moll.

Клавир  симфонии.

1

25

Балет «Ромео и Джульетта» (отд. сцены).

Клавир  балета.

1

26

Устный опрос и музыкальная викторина по творчеству С.С.Прокофьева.

1

27

Д.Д.Шостакович.

Биография и обзор творчества.

Портреты композитора, иллюстрации из жизни.

1

28

Творчество Д.Д.Шостаковича.

Симфония № 7 – C dur «Ленинградская».

Ноты симфонии.

1

29

Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича.

«24 прелюдии и фуги»:

C dur

h moll

d moll

A dur

D dur

Ноты прослуш. произв.

1

30

А.И.Хачатурян.

Биография и обзор творчества.

Балет «Гаянэ» (отд. № ).

Концерт для скрипки с оркестром.

Портреты композитора,

ноты произв.

1

31

Русские композиторы 2-й половины 20 века:

Свиридов

«Поэма памяти Сергея Есенина».

Муз. иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Ноты прослуш. произвед.

1

Щедрин

Концерт для оркестра «Озорные частушки».

32

Представители российского музыкального авангарда:

Денисов

Пьеса для фортепиано «Знаки на белом».

Портреты композитора,

Ноты произв.

1

Губайдуллина

Vivente – non vivente.

Шнитке

Симфония № 1 – 2 часть – скерцо.

33

Искусство джаза.

1

34

Контрольный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ

Внутренняя рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ...

Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии

Данная авторская адаптированная программа предназначена для использования в курсе восьмилетнего начального музыкального образования: в музыкальных школах, музыкальных отделениях гимназий. 1 год обучен...