Из опыта организации экспериментальной работы по формированию учебной мотивации познавательной компетентности учащихся
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_konferencii_v_licee_18.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта организации экспериментальной работы по формированию учебной мотивации познавательной компетентности учащихся
Лузянина И.П., Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 7 Г. Сарапула |
Ускорение темпов развития современного общества, рост глобальных проблем, расширение возможностей социального выбора выдвигают новые требования к качеству общего образования. Российскому обществу нужны люди, не только знающие, но и способные применять полученные знания при решении широкого спектра проблем и задач, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, готовые брать на себя инициативу и работать в кооперации, продуктивно взаимодействуя с другими. Иными словами, у выпускников современной школы должны быть сформированы как ключевые, так и предметно-специфические компетентности.
Однако традиционные методы школьного обучения не вполне обеспечивают формирование у школьников указанных качеств, поскольку ориентированы преимущественно на пассивное, некритическое усвоение предметных знаний.
Таким образом, налицо противоречие между новыми требованиями к качеству общего образования (компетентностный подход) и старыми подходами к организации образовательного процесса (знаниево-ориентированныый подход), которое усугубляется низким уровнем учебно-познавательной мотивации у значительного числа учащихся общеобразовательной школы.
Необходимость разрешения указанного противоречия продиктована также и требованиями Концепции модернизации российского образования, где среди приоритетных задач школы рассматривается необходимость формирования ключевых компетентностей учащихся.
Указанное противоречие определило идею эксперимента – создание и реализация модели образовательного процесса, обеспечивающего положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности, важнейшим результатом которой станет формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
17 апреля 2007 года решением заседания научно-методического совета ИПК и ПРО УР на базе МОУ СОШ № 7 г. Сарапула была открыта экспериментальная площадка по теме «Формирование у школьников положительной мотивации учебной деятельности, ключевых и предметно-специфических компетентностей с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо» под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогических инноваций ИПК и ПРО Удмуртской Республики Блиновой Елены Рудольфовны.
Замысел эксперимента заключался в использовании технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП) для реализации указанной идеи, т.к. разработанные в рамках данной технологии методы, приемы, формы обучения достаточно полно и адекватно реализуют цели и идеи компетентностного подхода в обучении.
Предметом эксперимента было влияние технологии РКМЧП на учебно-познавательную мотивацию школьников и на формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей обучающихся 6-х,8-х классов.
Педагогической целью эксперимента стало создание положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование ключевых и предметно-специфических компетентностей.
Цель эксперимента заключалась в разработке и апробации модели образовательного процесса, базирующегося на технологии РКМЧП и направленного на повышение мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности и формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
Эксперимент в МОУ СОШ № 7 г. Сарапула был рассчитан на три учебных года и делился три этапа. На I (подготовительном) этапе предполагалось изучение теоретической и методической литературы по проблеме эксперимента; разработка программы эксперимента, подготовка нормативно-правовой базы, создание соответствующих материально-технических условий; подготовка контрольно-измерительных материалов. На II (формирующем) этапе - масштабное внедрение технологии РКМЧП в учебно-воспитательный процесс и мониторинг результатов эксперимента. На III (обобщающем) этапе - подведение итогов эксперимента: оценка результатов внедрения технологии РКМЧП в образовательный процесс, обобщение опыта учителей-экспериментаторов в виде методических разработок, рекомендаций, проведения городских и республиканских семинаров, мастер-классов, подготовки экспозиции для республиканской выставки инновационных проектов «Школа 2009» и др.
В качестве формы представления результатов эксперимента для массовой практики предполагались
- ежегодный письменный отчет о проведении эксперимента для Научно- методического совета ИПК и ПРО УР;
- публикации из опыта работы участников эксперимента;
- проведение районных, городских, республиканских педагогических семинаров;
- ежегодные отчетные выступления на родительских собраниях;
- ученические проекты, смотры, конкурсы, конференции и т.д.
- пропаганда личностно-ориентированной технологии развития критического мышления среди педагогической общественности.
Результаты эксперимента:
Для диагностики уровня сформированности первого параметра – положительная динамика учебно-познавательной мотивации – мы использовали методику Т.Д. Дубовицкой «Диагностика значимости учебных предметов для развития личности обучающихся». Данная методика представляет собой личностный тест-опросник. Ученики должны оценить утверждения, отражающие их отношение к учебным предметам с точки зрения личностной значимости, т.е. с точки зрения того, какую роль играют эти предметы в жизни учащихся, в развитии их личности. По результатам диагностики значимости учебных предметов для развития личности учащихся можно сделать вывод, что использование в преподавании этих предметов личностно развивающей технологии (ТРКМЧП) положительно влияет на учебно-познавательную мотивацию и ценностное отношение учащихся к изучаемым школьным дисциплинам.
В ходе эксперимента повысилась оценка значимости таких учебных предметов как русский и иностранный языки; особенно существенными и статистически значимыми являются результаты в показателях по литературе, истории, математике. Имеет место позитивная динамика и по другим предметам, преподаватели которых участвовали в эксперименте. Что касается предметов, не задействованных в эксперименте (биология, география), показатели по ним остались практически неизменными.
Для диагностики уровня сформированности второго параметра – познавательная компетентность учащихся – были использовали учебные задания, направленные на актуализацию умений, образующих данную компетентность: умение видеть проблему и задавать вопросы; умение работать с текстом, структурируя информацию в различных графических формах, адекватных содержанию и структуре текста; умение делать выводы и обобщения; умение оценивать информацию, выражая свою точку зрения на содержащуюся в тексте проблему.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся, участвовавших в эксперименте, активно развивается умение задавать вопросы, прежде всего «толстые» - требующие размышления, анализа, интерпретации и оценки информации; что умение структурировать информацию существенно улучшилось в результате формирующего эксперимента как у учащихся 6-х, так и у учащихся 8-х классов; что уровень развития умения делать самостоятельные выводы, высказывать собственную точку зрения существенно повысился в результате формирующего эксперимента у учащихся и 6-х, и 8-х классов. Все различия в показателях уровня сформированности данного умения являются статистически значимыми.
Таким образом, полученные в результате проведенного эксперимента данные свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза об эффективности технологии развития критического мышления для становления таких личностных качеств учащихся, как учебно-познавательная мотивация и познавательная компетентность, полностью подтвердилась.
Положительные результаты экспериментальной работы проявились не только в учебной деятельности обучающихся, но и в воспитательной работе, во внеурочной деятельности в рамках научно-исследовательской деятельности обучающихся, а также в реализации проекта по профориентации и профессиональному самоопределению выпускников школы (83% выпускников 11 классов обучаются в ВУЗах страны по профилю класса, выбранному ими на третьей ступени обучения в общеобразовательной школе).
Цель эксперимента, заключавшаяся в разработке и апробации модели образовательного процесса, основанного на технологии РКМЧП и направленного на повышение мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности и формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей, также достигнута.
Экспериментальная работа педагогического коллектива МОУ СОШ № 7 г. Сарапула по теме «Формирование у школьников положительной мотивации учебной деятельности, ключевых и предметно-специфических компетентностей с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо» способствовала не только масштабному внедрению личностно-ориентированной технологии РКМЧП в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, но и позволила создать в школе новую образовательную среду, в которой осуществлялась и вся методическая работа. На протяжении трех экспериментальных лет с применением этой технологии РКМЧП в школе проводились педагогические советы (на тему «Преемственность в обучении при переходе на третью ступень обучения» с использованием приема «таблица ЗХУ» 13.11.2007 г.; педсовет-конференция на тему «Урок в личностно-ориентированных технологиях» с использованием стратегии «Шесть шляп мышления», 04.03.2008 г.), семинары, совещания, заседания предметных школьных методических объединений в русле и с использованием технологии развития критического мышления. Все это способствовало росту профессиональной компетентности самих педагогов, повышению у них профессиональной мотивации, развитию аналитических, исследовательских умений и навыков, формированию у них профессионального интереса к достижениям современной педагогической науки. Результатами экспериментальной работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 7 г. Сарапула можно считать:
- 76% учителей школы прошли курсовую подготовку по технологии развития критического мышления;
- 31% учителей активно участвовали в экспериментальной работе по внедрению технологии РКМЧП в учебно-воспитательный процесс;
- в ходе экспериментальной работы учителя-экспериментаторы практически освоили технологию РКМЧП, научились анализировать урок и грамотно организовывать учебное взаимодействие учащихся в процессе обучения;
- 60% учителей школы повысили свою квалификационную категорию;
- 60% учителей-экспериментаторов приняли участие в создании методических разработок уроков, классных часов, педагогических советов в технологии развития критического мышления;
- лучшие методические разработки уроков и педсоветов учителей МОУ СОШ № 7 были рекомендованы редакцией журнала «Новое образование» к публикации и были опубликованы в разных номерах журнала в 2007, 2008 годах;
- учитель русского языка и литературы Порываева Г.В. стала соавтором методического пособия Блиновой Е.Р. «Зачем учить грамматику?», где использованы разработанные ею контекстные задачи;
- учителя-экспериментаторы активно участвовали в различных районных, городских, республиканских педагогических семинарах и конференциях, пропагандируя технологию РКМЧП и обобщая свой опыт работы; на базе МОУ СОШ № 7 18.11.2008г. была проведена республиканская конференция по теме экспериментальной работы школы «Формирование познавательных компетентностей и учебной мотивации посредством технологии развития критического мышления», где был представлен опыт освоения технологии РКМЧП и качество ее внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы;
- учителя-экспериментаторы успешно участвовали в различных профессиональных конкурсах (учитель немецкого языка Л.Н. Маркова создала систему уроков немецкого языка для учащихся 8 класса, приняла участие в российском конкурсе «Современный урок» в 2008 г. и получила Диплом II степени; учителя Г.В. Шокурова и О.Н. Мыльникова стали победителями конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...
Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников
Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...
Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...
Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»
laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.) В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...