Проектирование урока географии на системно-деятельной основе Дидковская Елена Петровна, учитель географии ГБОУ школа №135 Статья отнесена к разделу: Преподавание географии
Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий, обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций. Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела. В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в “передаче” знаний, а в проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее управлении. При этом ясное определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы обучающихся, превращения их в сознательных участников образовательного процесса. Основными требованиями к уроку, построенному на поиского -деятельностной основе, являются: - Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов ;
- Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия;
- Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;
- Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;
- Создание комфортной обстановки на уроке;
- Принцип мини-макса и вариативность домашнего задания;
- Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.
В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме “Использование водных ресурсов в жизнедеятельности человека”. Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний. Цель урока: формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных УУД в процессе решения жизненных ситуаций на материале темы “Внутренние воды РФ”. Методическая цель: презентация первичного опыта учителя по конструированию урока с позиций ФГОС. Оборудование и средства обучения: мультимедийный комплекс, настенная карта, учебники, географические атласы, карточки-задания, листы рефлексии. ИКТ-ресурсы: мультимедийная презентация. Виды, формы и методы работы на уроке: - Самоконтроль и самооценка и взаимооценка результатов деятельности;
- Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;
- Работа в группах (виды заданий: прогнозирование последствий, анализ данных с целью принятия решения, составление рекламных слоганов, проектирование);
- Диалог, полилог;
- Индивидуальная и коллективная рефлексия.
Содержание деятельности на уроке: 1. Мотивационно-целевой этап урока (обсуждение задач урока, значимости изучаемого для жизни и хозяйственной деятельности человека). В ходе обсуждения определяются задачи: – Учиться решать жизненные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов; – Учиться определять способы познания как методы достижения результата, осуществлять их выбор. Инструктаж учителя по работе с листом рефлексии: Ф.И. обучающегося_____________________________________________ - Знаю понятия на отметку_____ (до проверки).
- Знаю понятия на отметку_____ (после проверки).
- Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (до проверки).
- Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (после проверки)
- Умею отвечать на вопросы: легко, отвечаю на отдельные вопросы, затрудняюсь.
- Умею составлять вопросы: могу, не понимаю, как это делать.
- Умею применять полученные знания на практике: свободно, с трудом, не могу.
2. Организационно-деятельностный этап урока. Первый уровень “знаю”. Самоконтроль по узловым вопросам изученной темы “Водные ресурсы РФ”. 2.1.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения основных понятий изученной темы по критериям: Знаю отлично – “5” Знаю хорошо – “4” Знаю посредственно – “3” Знаю плохо – “2” Заполнить лист рефлексии (строка 1). 2.2. Практическая задача: выполнить тест из 10 заданий (4 варианта), осуществить самопроверку по ключам, оценить свою работу по критериям: 10 верных ответов – “5” 8–9 верных ответов – “4” 6–7 верных ответов – “3” 5 и менее верных ответов – “2”. Заполнить лист рефлексии (строка 2). 2.3. Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения географической номенклатуры по изученной теме, заполнить лист рефлексии (строка 3). 2.3. Практическая задача: нанести на контурную карту 10 водных объектов по заданию учителя (4 варианта), осуществить взаимопроверку с помощью атласа, оценить выполнение работы по критериям, названным в пункте 2.2. Второй уровень “понимаю”. Ответы на вопросы и составление вопросов по изученной теме. Виды вопросов: “ вопросы– понятия” (начинаются со слова ЧТО), “вопросы-суждения” (начинаются со слов ПОЧЕМУ, ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, В СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО). Второй вид вопросов побуждает человека задуматься, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи Учебная задача: научиться компетентно и красиво отвечать на вопросы. Практическая задача: ответить на 5 вопросов из предложенного списка (фронтальная работа) Примеры вопросов: - Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?
- Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
- Почему в европейской части России , несмотря на большое количество осадков, меньше внутренних вод по сравнению с азиатской частью страны?
- Почему в северных озерах страны меньше соли?
- В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?
Правило ответа на вопрос: убрать вопросительное слово, перестроить фразу. Например, Волга разливается весной, а Амур – летом, так как… Практическая задача: составить три собственных вопроса по изученной теме. Рефлексия: оцените свои умения составлять вопросы и отвечать на них, заполните строки 5 и 6 в листе рефлексии. Третий уровень “применяю”. Решение практических задач. Учебная задача: научиться применять знания на практике. Практическая задача: решить проблему на основе анализа информации, определить способ нахождения пути решения (работа в группах). Задание № 1. Вы – экологи. В 20 веке был очень популярным “проект поворота северных рек на юг”, суть которого состояла в том, чтобы из р. Обь направить воду в Казахстан и другие страны Средней Азии, где вода – дефицит. Для этого планировалось строительство канала “Обь – Средняя Азия” (смотрите карту). Задача: Дайте экологическую оценку проекту (+, –). При ответе используйте речевые формулы: “При ответе мы исходили из того, что…”, “Мы считаем, что…” Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.) Анализ – это разделение целого на части. Синтез – это соединение частей в целое. Прогнозирование – предположение, предвосхищение ожидаемого результата. Сравнение – это мыслительная операция, в основе которой лежит выделение сходства и различий чего-либо. Выделение главного – определение отличительного признака. Воображение – способность создавать образы, идеи, представления. Задание № 2. Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода. Геологи, проведя изыскания, предложили вам 3 участка для бурения скважины. Задача: Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для бурения? Свой выбор обоснуйте
При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …” Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.) Задание № 3. Вы – работники туристической фирмы. Для привлечения туристов в разные регионы страны Вы используете слоганы (рекламные лозунги). Например: “Приглашаем посетить уникальное чистое Телецкое озеро – жемчужину горного Алтая”, “Добро пожаловать порыбачить в дельте самой крупной реки Европы – Волге”. Задача: составьте 3–5 слоганов о водных объектах России, отражая их неповторимые особенности. При ответе используйте речевую формулу: “При выполнении задания мы использовали сведения…” Какие главные способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? Задание № 4. Вы собираетесь провести каникулы в горах (Средний Урал и Саяны). При восхождение на какие горы нужно взять спецснаряжение, помогающее выжить в условиях ледников и снежников? Задача: составьте схему логических рассуждений, используя слова и стрелки. При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задания мы использовали знания о …”, “Мы думаем, что…” Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? Задание № 5. Известно, что ГЭС дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается наша страна. Перед вами схема реки Енисей:
Задача: Определите, на каком участке Енисея (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего построить ГЭС. При ответе используйте речевую формулу: «Для выполнения задания мы воспользовались …», «Мы пришли к выводу…». Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? Проверка выполнения задания. Обсуждение результатов. Рефлексия (заполнить строку 7 в листе рефлексии). 3. Рефлексивно-оценочный этап урока. Проанализируйте свой лист рефлексии, определите уровень собственной компетентности в освоении изученной темы, выделите проблемы и их причины. Какие методы познания помогали нам в выполнении заданий? 4. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Водные ресурсы Российской Федерации» с учетом выявленных проблем в усвоении темы.
|