использование современных педагогических и информационных технологий на уроках истории
методическая разработка по истории на тему
В работе обозначена специфика работы учителя на упрках истории с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС, предложены активные методы и приемы обучения (из опыта учителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_i_informatsionnyh_tehnologiy.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе реализации системно-деятельностного подхода
(из опыта работы с детьми с ОВЗ)
А.А.Алексеев, И.Н.Логвинова, И.Е.Филимонова
Белгородская область
ГБОУ "Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23"
« Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра».
Джон Дьюи, американский философ.
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учителями истории ГБОУ "Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23" используются в планировании своих уроков следующие нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.;
2.Федеральные государственные образовательные стандарты;
3.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ»;
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей глухих и слабослышащих обучающихся инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню образования.
Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Основные требования в соответствии с ФГОС, которые предъявляются к уроку в коррекционной школе:
- реализация на уроке общедидактических и коррекционных принципов;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся, используя наглядность и образность при подаче учебного материала;
- эффективное применение педагогических средств воздействия на обучающихся с использованием достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
- учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
- соблюдение научности и достоверности усваиваемых знаний, с их практической направленностью;
- формирование необходимых умений и навыков, когнитивных функций.
Коррекционная работа на уроках истории и обществознания в классах глухих и слабослышащих учащихся предполагает использование учителями специальных приёмов обучении и организации процесса обучения. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется особое внимание.
Уроки истории в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ имеют свою специфику:
1. Замедленность темпа подачи учебного материала.
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
3. Применение различных приемов для интенсификации умственной деятельности обучающихся (решение познавательных задач, закрепление темы многократным повторением, практическая работа с историческими источниками и т.д.).
4. Решение задач социализации обучающихся с максимальной опорой на его личный опыт.
Глухие и слабослышащие обучающиеся, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно их применять. При умственном напряжении они подчас отказываются дальше работать. Скорость мыслительных операций у них замедлена, навыки коммуникации неразвиты, и вследствии этого глухие и слабослышащие дети не могут определить границы между знанием и незнанием. Они не в состоянии поставить цель и затрудняются подвести итог (сделать обобщение, вывод), забыв какие задачи ставились в начале урока. Возможность вероятностного прогнозирования событий, извлекаемых как из памяти так и из внешней среды у таких обучающихся слабо выражена.
Реализация коррекционно-развивающих задач предполагает включение в урок специальных упражнений для совершенствования базовых психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер. На уроках практикуется включение заданий с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный). Используются следующие активные методы и приёмы обучения:
- сигнальные карточки при выполнении заданий с информацией (плюс– минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами, датами…);
- использование интерактивной доски при выполнении творческих заданий (составление кроссворда; карт-схем; ассоциативного ряда…);
- смена вида деятельности в ходе урока снижает психо-эмоциональную перегрузку детей;
- формирование коммуникативной функции обучающихся на уроках позволяет активнее развивать устную речь: монологическую, диалогическую (дискуссии, эвристические беседы, постановка вопросов, пополнение активного словаря…);
- активные методы рефлексии (настроения, эмоционального состояния, деятельности).
Использование ИКТ на уроках истории облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия. Эмпатия содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Так готовясь к уроку, учителя истории готовят разнообразные задания, исходя из учебных возможностей учащихся, индивидуального темпа работы и способов проработки учебного материала:
- мультимедийные презентации;
- видеоуроки, фрагменты видеофильмов, аудиоматериалы;
- наглядно-иллюстративный материал (портреты, предметы быта, памятники культуры), электронные карты, схемы сражений;
- дидактический материал, тесты и задания к занятиям.
Итак, современный урок истории для детей с ОВЗ - это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход в обучении.
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок комфортный для каждого ученика;
- урок, где происходит стимулирование познавательной активности обучающихся;
- урок взаимного сотрудничества и взаимопонимания.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Литература:
- Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
- Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos.
Источник:
- http://pedsovet.org/content/view/24927/251/
- http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета
Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...
Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.
В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...
Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...
Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике
Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...
Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...
Использование современных педагогических и информационных технологий в проектировании урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Данная работа была представлена как итогово-значимый проект на курсах повышения квалификации....
Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"
В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...