Предупреждение неуспеваемости учащихся
статья по теме

Унаджева Найме Даутовна

По классификации психолога Н.И. Мурачковского выделены  три  типа неуспевающих :  1 тип – низкое  качество мыслительной деятельности сочетается  с положительным  отношением к учению; .                                      

 2  тип – высокое  качество  мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учителю;    .                                      

 3 тип -      низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Предупреждение  неуспеваемости учащихся

                                                          Из выступления  на  МО учителей  математики.

   Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.   Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные – акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности) – все попадает в причины.

В практической работе   основной целью  учителя в связи с обнаружением неуспеваемости отдельного ученика  является установление причин.  Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика.  Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

По классификации психолога Н.И. Мурачковского выделены  три  типа неуспевающих :  1 тип – низкое  качество мыслительной деятельности сочетается  с положительным  отношением к учению; .                                      

 2  тип – высокое  качество  мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учителю;    .                                      

 3 тип -      низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

  Причины  плохой успеваемости учащихся 1 группы  -- это  низкая  обучаемость,  слабое развитие  мыслительной деятельности, у них преобладает  репродуктивный  подход в решении задач .

Помощь:  формирование приёмов  познавательной деятельности, овладение навыками умственного труда. Главное  в работе с ними - учить учиться .  

Причины  плохой успеваемости учащихся II группы:  внутренняя  личностная  позиция   - нежелание  учиться, их интересы  находятся вне рамок  учебной деятельности.

Помощь:  воспитательная работа -  убедить  изменить  своё отношение к обучению, тогда резко возрастает  продуктивность учебной работы, вовлекать  в разнообразные  формы внеклассной работы по предмету.

Причины  плохой  успеваемости учащихся  III группы ( объективные  и субъективные ) : не  могут или  не  хотят учиться лучше , не  верят  в себя, низкая  самооценка.

Помощь:  помочь найти другую  сферу , где его  пока  не  известные  способности проявятся в полной  мере ( минута славы), тем самым  повысить  самооценку. « Было бы  не  верно  поддерживать  у них представления о том, что  высшей ценностью личности  является  только  превосходная  успеваемость»  В.А.Сухомлинский .              

   Составляя общую типологию школьников,  Блонский П.П. выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

3) не подмечает своих неудач и трудностей;

 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

 6) индифферентно относится к результатам работы.

Каковы  психологические причины отставания в учении?

Большим злом является учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью работы:  радость познания нового, удовлетворение от преодоленных трудностей, удовольствие от коллективного труда, — все заслоняется отметкой.   Цель получения отметки выступает как  удовлетворение самолюбия, средство для получения какой -либо награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы). Такая  внеучебная мотивация препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

Немаловажное значение имеет  влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, отмечаются такие частые причины , как разлад в семье, грубость отношении, алкоголизм , антиобщественное поведение родителей.

 Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Так, в работе Уайзмена изучалось влияние среды на способных и неспособных учеников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных.  Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты: уровень чтения родителей, количество книг в доме, выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.

Выяснено, что поддержка  родителей,  их внимание, ласка особенно важны   для неуспевающих детей, для способных же ,главное —положительное отношение родителей к образованию.

 Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников -  неправильное стимулирование учения детей .  Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. Получается, что  родители , вольно или невольно, создают у детей заниженную или завышенную самооценку,  вступают в конфликты со школой на этой почве.

 Проблему неуспеваемости школьников решали многие педагоги-учёные:  В.С.Цетлин, Ю.К. Бабанский, В.В. Воронов, СВ. Кульневич,  С.Д. Поляков, Н.Е. Щуркова, А.П. Савченко, Е.А. Осипова и др.

Мировая  школа накопила лишь  два  подхода к решению этой  «вечной»  проблемы: перевод в другой( коррекционный ) класс с  заниженными  требованиями  к обучению и « второгодничество».    Оба эти  подхода  сегодня   в школе  не  практикуются, не оправдывают себя , как  показало  время, ни  в психологическом, ни в педагогическом  смысле.

Как  же   педагогу   помочь  этим  школьникам?

 Некоторые  Правила в работе  со слабыми учащимися:

  1. Постоянно формировать  уверенность в своих силах, в возможности учиться, давать одобрительную оценку выполненной работе .
  2. Давать возможность готовиться к ответу на уроке, не ставить  в ситуацию неожиданного вопроса.
  3. Опрашивать по  сегодняшнему  материалу только  по желанию ученика.
  4. Практиковать  опросы в письменной форме.
  5. Практиковать разноуровневое обучение, адаптировать учебный  процесс к познавательным возможностям и способностям  каждого ученика.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...