Упражнения для тренировки памяти
методическая разработка (5 класс) по теме
Данный материал предназначен для тренировки памяти, увеличения ее объема, способности к непосредственному запоминанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и задания для тренировки памяти
Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что за помнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер.
\) украинец
2)экономика
3)каша
4)татуировка
5)нейрон
- любовь
- ножницы
- совесть
9)глина
10) словарь
11)масло
- бумага
- сладости
14)логика
15) социализм
16)глагол
- прорыв
- дезертир
- свеча
- вишня
Числа
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера, число правильных ответов умножается на 5.
1)43 6)72 11)37 16)6
2)57 7)15 12)38 17)78
3)12 8)44 13)86 18)61
4)33 9)96 14)56 19)83
5)81 10)7 15)47 20)73
Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.
Лица с именами и фамилиями
Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не мо жешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями.
Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные осо бенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.
Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эф фективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.
Логически связанный текст
Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно про честь упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.
Текст;
Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преоб разуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сде лавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изу чал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я мог бы обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим об разом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собран ного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудры ми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).
(Мишель де Монтень)
Среднюю продуктивность запоминания вы определите, если сложите проценты всех четырех упражнений и поделите на 4.
91 — 100% — отличная память;
71-90% — очень хорошая память;
51—70% — хорошая память;
31—50% — удовлетворительная память;
11—30% — плохая память;
0—10% — очень плохая память.
Тренировка памяти
Учащимся среднего звена можно предложить для пересказа короткие тексты.
Примеры текстов для пересказа:
- Двенадцатилетний Петя, ученик 412-й школы, проводил летние каникулы у бабуш ки в деревне. Как-то вечером, возвращаясь из леса, Петя заметил неисправность же лезнодорожных путей. Петя сообщил об этом железнодорожникам. Авария была
предотвращена. Мальчик проявил бдительность, поэтому был награжден премией. - Немецкий пассажирский пароход «Берлин» в среду вечером натолкнулся на мину
вблизи Калининграда. Все 70 пассажиров, включая 18 женщин и 9 детей, были спасе ны, несмотря на снежную бурю и мрак. Все пассажиры были доставлены в порт теплоходом «Россия». - Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать и
влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего. Он
упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь отошел, первый слез с дерева и смеется. «Ну, что, — говорит, — мед ведь тебе на ухо говорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
4. Корабль дошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек по шли в музей. 8 матросов решили просто погулять по городу. К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали. В 23 часа все вернулись на ко рабль. Вскоре корабль отправился в другой порт.
Развитие вербальной памяти
Для развития вербальной памяти подростков можно воспользоваться следующим
упражнением.
Инструкция подростку: следует записать как можно больше слов, относящихся к
теме:
- школа,
- математика (м. б., химия, физика, биология и т. д.),
- музыка,
- книга,
- искусство,
- времена года,
- этика,
- спорт,
- композиторы,
10)писатели, - ученые и т. д. На каждую из тем дается 5 минут. Эти темы можно давать не сразу все, а по 2—3.
Оценка результатов:
Если по теме «Музыка» учащиеся 8—9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15-летние подростки — уже 37 слов, по теме «Литература» этот показатель соот ветственно 3 и 28 слов, по теме «Живопись» — 3,7 и 20,5 слов.
Учитывая тот факт, что память человека устроена, как сосуд, количество входящей информации ограниченно. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уро вень успешности обучения.
Задача взрослых, и педагогов, и родителей увеличить запас слов подростков, отно сящихся к тем или иным областям знаний.
Игровой тренинг для развития памяти
Пословицы
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из иг роков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой.
Если кто-то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.
Запомним слова
Участники делятся на пары.
Условия игры: каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 20 любых слов.
Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени —
1 минута.
После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо
каждый из них запомнил записанные им самим слова.
Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий должен определить,
кто занял 1, 2 и 3-е место.
Предметы
Участники игры разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водяще му. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий
смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий дол жен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил. Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен высту пить каждый член команды.
Запоминаем, рисуя
Участники сидят за столами.
Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого назван ного слова он считает до 3. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.
Кто больше запомнит!
Участники игры сидят в кругу. Условия игры: первый участник называет любое слово, например карандаш, следу ющий должен повторить это слово и назвать любое свое, например лес. Третий уча стник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдаю щейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.
Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов относящихся к одной группе.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем первый называет слово, второй повторяет названное
слово и приводит свое и т. д. Например, тема «Фрукты». Первый называет яблоко.
Второй повторяет яблоко и называет апельсин. Третий участник повторяет яблоко и
апельсин и называет груша и т. д.Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
С одной буквы
Эта игра развивает память подростков. Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы. Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.
Города
Эта игра развивает память подростков, а также их мышление. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он назы вает Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т. д. Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начина ется название никакого города или не может вспомнить название города, он выбыва ет из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
Украшаем слова
Эта игра развивает память и мышление подростков. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участ ников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существитель ному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя. Побеждает тот, кто остается последним.
Добрые слова
Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств подростка. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые сло ва. На обдумывание дается 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может боль ше придумать доброе слово, выбывает из игры.
Картина
Эта игра может быть использована для развития памяти подростков.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: первый участник называет какое-либо существительное, например
сквер. Второй повторяет слово сквер и продолжает рисовать картину, называет
слово, например дерево. Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое, которое позволяет дольше рисовать картину.
Кто не сможет восстановить в памяти все названные до него детали картины, выбы вает.
Антонимы, или слова, противоположные по значению
Игра развивает память и мышление подростков. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какое-либо прилагательное, например холод ный. Игроки по кругу должны будут называть антонимы к этому слову. Повторять ся нельзя.
Тот, кто не сможет назвать антоним, выбывает из игры. Тот, кто остается последним, побеждает. Игру можно проводить несколько раз.
Антонимы и синонимы
Эта игра развивает память, мышление и внимание подростков.
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий называет прилагательное — горячий. Первая команда
называет синоним к данному слову, а вторая — антоним. Затем ведущий называет другое слово, теперь первая команда называет антоним, а вторая — синоним.
И т. д.
За каждое правильное названное слово команда получает 1 очко.
Если какая-либо из команд не может подобрать антоним или синоним, то такая возможность предоставляется команде-сопернице.
Пересказ по кругу
Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пере сказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют пе ресказ и исправляют сделанные ошибки.
Запоминаем текст
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают, при этом
на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации.
Затем команды восстанавливают тексты. Затем все обсуждают тексты, воспроизве денные обеими командами. Сравнивают результаты. Побеждает та команда, которая более точно воспроизвела текст.
Учим текст наизусть
Участники игры делятся на 2 команды. Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наи зусть. На работу с текстом дается 2 минуты.
Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сна чала выходит 1-й участник из команды № 1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-й участник из команды № 2 и т. д. Определяют игрока с самой лучшей памятью.
Зрительная память
Условия игры: пусть кто-то из участников игры будет изображать свой собственный портрет. Участники разбиваются на 2 команды. Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все дета ли. Затем ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше из менений в этот портрет.
Затем из каждой команды по очереди к портрету должны подходить игроки и по одному изменению должны приводить его в исходное положение. Какая команда больше поправит изменений, та и выиграла.
Двигательная память
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий просит участников игры определить двух представителей команд и жюри. Избранные представители команд танцуют в течение 1 5 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцоров как можно
точнее.
Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет победителя.
Скороговорки и считалки
Участники игры располагаются по кругу.
Условия игры: ведущий предлагает подросткам вспомнить известные им считалки и
скороговорки. Предупреждает о том, что повторять уже названные нельзя.
Например:
1 -и участник произносит скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла
украла кларнет».
2-й участник должен повторить, что сказал предыдущий, а затем вспомнить свою
скороговорку или считалку.
3-й участник опять-таки повторяет за предыдущим и произносит свою скороговорку
или считалку.
Кто не справляется с поставленной задачей, выбывает из игры.
Эта игра развивает память и внимание подростков.
Упражнения и задания
для тренировки
памяти.
Педагог-психолог
Пихтина О.А.
Упражнения на развитие логического мышления.
Задача. В некоторой семье 8 апреля отмечался большой праздник. В доме две сестры: старшая Вера, уже замужем, младшая, Надя еще школьница, обе родились в один день – 8 апреля.
Этот день рождения был необычным не только потому, что у обеих дата была «круглая». Сегодня Вера вдвое старше, чем была Надя тогда, когда Вере было столько, сколько Наде сейчас. Гости призадумались. Первой откликнулась догадливая Надя: «Верно! Так, что же больше такого никогда не будет?»
Вопрос; Сколько же лет сестрам и когда в следующий раз они отметят такой необычный «круглый юбилей? И отметят ли?»
Ответ: Сейчас Вере – 20 лет, а Наде – 15 лет. 5 лет назад Вере было 15 – столько, сколько Наде сейчас, а Наде – 10 лет, в 2 раза меньше, чем сейчас Вере. Такой юбилейной даты больше не будет.
Задание на развитие операций анализа и синтеза.
Дается буквенно-цифровой текст, после анализа и синтеза будет получено предложение, содержанием которого является общественное историческое событие:
А) 22 юиян 9114 огад анаяальс овнйна.
Ответ: 22 июня 1941 года началась война.
Б) Епврйы опелт в окмссо ыбл 21 паерял 9116 огад.
Ответ: Первый полет в космос был 12 апреля 1961 года.
Интеллектуальное развитие.
Даются предложения с переставленными словами, необходимо вернуть их на места.
- Поэтому Наташа в уроки ходила Маша кино приготовили не.
- Миша пойти футбол после в играть торопились Сергей уроков и домой чтобы.
- Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел.
Ответы: Наташа и Маша ходили в кино, поэтому не приготовили уроки.
Сергей и Миша торопились после уроков домой, чтобы пойти поиграть в футбол.
Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировка памяти
Существует немало препятствий, которые мешают нам учиться. Одна из причин низкого уровня усвоения материала - наша память. Существует немало способов развития и тренировки памяти....
Память, виды и методы тренировки памяти
Доклад для изучения развития памяти...
Мастер-класс «Тренировка памяти на уроках химии»
Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал. Следовательно, это значительно усложняет процесс усвоения знаний...
Мастер-класс "Тренировка памяти"
Тема мастер – класса «Тренировка памяти» выбрана не случайно. В огромном мире информации необходимо уметь рационально пользоваться ее, развивая при этом память, логику, мышление. Это то, что под...
«Тренировка памяти»
Память – это такой процесс, который направлен на запоминание. Каждый человек должен запоминать те или иные предметы, слова, события. Сегодня мы с вами столкнемся с таким понят...
Тренировка памяти
В данном классном часе мы попытаемся раскрыть сущность и важность одного из психических процессов человека - памяти; показать различные способы тренировки памяти; объяснить необходимость развития памя...
Советы родителям по тренировке памяти у детей
Советы психолога по тренировке памяти у детей....