Деятельностный подход в процессе обучения математике
материал по теме
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Учитель математики ГОУ СОШ № 1416
Гуреева И. Л.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.
Новые цели образования
|
В стандартах нового поколения в основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- формирование ключевых компетенций и надпредметных способностей, позволяющих выпускнику «самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение всей дальнейшей жизни» (А.Фурсенко);
- включение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность;
- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- формирование умения учиться.
Сущность деятельностного подхода в обучении
«Великая цель образования -это не знания, а действия!» Герберт Спенсер. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
- учёт интересов учащихся;
- учение через обучение действию;
- познание и знание-следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:
- деятельности
- непрерывности
- целостности
- минимакса
- психологической комфортности
- вариативности
- творчества
Осуществляя деятельностный подход, необходимо организовать работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности:
- сами осознали и вычленили проблему;
- поставили цель изучения;
- сформулировали задачи;
- решили их;
- сумели применить полученные знания на практике;
- смогли, преобразовывая их, получить новые знания.
Метод проектов один из способов обучения, позволяющий реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки ее к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин.
Проектная деятельность делится на следующие этапы:
- выдвижение идей, выбор темы и планирование работ
- оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта
- сбор и обработка информации
- поэтапное выполнение проекта
- оценка проекта
- презентация проекта
Особенностью проектного метода обучения является реализация межпредметных связей.
Интегрированный урок по теме «На наших глазах творится история»
Тип: Развивающий урок - презентация
Цели: Познакомить учащихся с новым направлением в математике – фрактальной геометрией, научиться распознавать фракталы в окружающей среде.
Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, физикой, информатикой, географией, историей, биологией, литературой, музыкой.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учащиеся 10 класса представляют презентации:
- Бенуа Мандельброт «Фрактальная геометрия природы».
- Что такое фракталы.
- Фракталы в геометрии.
- Фрактальная теория хаоса.
- Фрактальное сжатие.
- Практическое применение фракталов.
- Фракталы в музыке.
- Хаос-Музыка Форекса.
- Фракталы в литературе.
- Фракталы в архитектуре города.
- Фракталы вокруг нас.
- Красота фракталов.
- Фракталы в природе.
Подведение итогов
На уроке учащиеся узнали, что:
- Фрактал (лат. fractus —дробленый) - термин, означающий геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, то есть составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, строго большую топологической.
- Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 70-х, с середины 80-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал предложено Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он занимался.
- Многие объекты в природе обладают фрактальными свойствами, например побережья, облака, кроны деревьев, кровеносная система и система альвеол человека или животных.
- Фракталы, особенно на плоскости, популярны благодаря сочетанию красоты с простотой построения при помощи компьютера.
Так же на уроке учащиеся познакомились с историей фракталов, фракталами в природе и их практическим применением. Узнали, что:
- Природа зачастую создаёт удивительные и прекрасные фракталы, с идеальной геометрией и такой гармонией, что просто замираешь от восхищения. От гигантских гор, до того, что мы кушаем за обедом, везде можно увидеть идеальную гармонию.
- Nautilus является одним из наиболее известных примеров фрактала в природе. Прекрасная иллюстрация последовательности Фибоначчи (ракушки).
- Молнии ужасают и пугают и одновременно восхищают своей красотой. Фракталы созданные молнией не произвольны и не регулярны.
- Особый вид брокколи, крестоцветный и вкусный двоюродный брат капусты - является особенно симметричным фракталом. Можете его приготовить для своего любимого учителя по математике.
- Папоротник является хорошим примером фрактала среди флоры.
- Павлины всем известны своим красочным опереньем, в котором спрятаны сплошные фракталы.
- Ананас - необычный плод это есть, фактически, фрактал.
- Посмотрите сейчас в окно. Практически в любой момент вы можете увидеть фракталы на небе.
- Лёд, морозные узоры на окнах это тоже фракталы.
- Горные расщелины, береговые линии хоть и произвольны по линиям, но так же фрактальны.
- От увеличенного изображения листочка, до ветвей дерева - во всём можно обнаружить фракталы.
- Отдельные фрагменты побережья создают фрактальность.
Прошло всего несколько десятилетий с тех пор, как Бенуа Мандельброта заявил: «Геометрия природы фрактальна!», на сегодняшний день мы уже можем предположить намного больше, а именно, что фрактальность – это первоочередной принцип построения всех без исключения природных объектов.
Фракталы - это не просто привлекательные картинки, которые могут приносить чисто эстетическое наслаждение. Фракталы интересуют нас не сами по себе, сколько как часть огромной области математики и кибернетики, так называемой нелинейной динамики.
Фракталы - странные объекты, взглянув на которые трудно отвести взгляд. Магическая и в чем-то таинственная красота, основанная на однообразии и бесконечном самоподобии.
Именно необычная правдоподобность, сходство с вещами из обычной жизни и привлекает к ним внимание. Ведь перед вами - не отсканированная фотография и не рисунок, над которым долго корпел художник. Ведь этот сложный объект определенным образом «запакован» в небольшой набор чисел. Изображения фракталов производят потрясающий эмоциональный эффект.
Век линейной алгебры закончился, и теперь в физике, математике, химии, а также на стыке дисциплин есть множество нелинейных задач. Среди них есть и нелинейная оптика, и колебательные реакции, и нелинейная оптимизация, но одна из самых перспективных возможностей применения нелинейных систем – фрактальное сжатие изображений. И в решении этих задач может принять участие каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...
Компетентностно-деятельностный подход технологии проектного обучения математике.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Ребенок должен быть полноценным субъектом обучения, решающим вопросы целеполагания, планирования...
Компетентностно-деятельностный подход технологии проектного обучения математике.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Поэтому в основе формирования компетенций на уроках находится деятельностный подхо...
Статья по теме «Использование дифференцированного подхода в процессе обучения математике"
В современных условиях важно осознать и принять принципиально новую педагогическую установку- каждый у4ченик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного тр...
Отчет о работе ОЭП«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку в условиях перехода к ФГОС»
Отчёт о работе ОЭП за 2014-2015 учебный год...
Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию
В статье рассматривается роль алгоритмизации учебного процесса в контексте деятельностного подхода, описываются виды учебной деятельности по обществознанию, актуальные в парадигме современного о...
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усво...