Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.
статья на тему

Нестерова Марина Георгиевна

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.

ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Поэтому в своей внеклассной деятельности считаю, что становление ценностного сознания личности в современной ситуации является одной из наиболее важных и актуальных задач.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Учащийся не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание.

Под историческим сознанием целесообразно понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.

Историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я.Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмысление прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности.

Историческое сознание, как персональный способ ориентации, – это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого)

Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого)

Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

Основными объектами отношений выступают Вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: Ценность Жизни, Бытия, Добра, Истины, Красоты, Гармонии, Свободы, Природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

П.Г.Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества:

Уровни

Их характеристика

Базовый

Сформирована научная историческая картина мира

Ученик:

воспроизводит систему ценностей

адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни

решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей

Оптимальный

Ученик обладает:

развитой культурой исторического мышления и речи

определенным стилем исторического мышления

устойчивым интересом к историческому опыту

Освоена историческая культура как базовая основа развития

Расширенный

Ученик:

прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей

выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации.

Сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества

Развиты потребности и механизмы самообразования в области истории

Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания имеет внеклассная работа по истории.

Внеклассная работа носит характер внеурочной деятельности. Она осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных групп или часть группы.

В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же преподаватель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие учащихся является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Учащиеся выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения.

     Внеклассные мероприятия позволяют выйти за рамки урока, в сферу практического использования знаний, в ту область, где эти знания подкрепляются и пополняются, обогащаются и где на основе более глубокого познания развивается интерес к предмету, проявляются творческие возможности личности

Внеклассная  работа, являясь средством мобилизации познавательной активности учащихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Её основные задачи: привитие интереса к историческому прошлому нашей страны, развитие и совершенствование навыков учебно – исследовательской деятельности, развитие творческой активности учащихся, организация внеурочной деятельности в сочетании с патриотическим, гражданским и нравственным воспитанием.            Особенно значима эта деятельность в современной ситуации, когда образовательно-воспитательный процесс основывается на принципах деятельностного метода и личностно-ориентированного подхода

Внеклассная работа создает условия для индивидуализации, дифференциации  и творческого развития учащихся. Результаты внеклассной деятельности зависят от познавательной активности учащихся. Организовывая и проводя внеклассные учебно-воспитательные мероприятия необходимо вызвать интерес учащихся, только при таких условиях можно рассчитывать на ответные действия учащихся, выражающиеся в их желании быть активными участниками учебно-воспитательных мероприятий.

               Варианты организации внеклассной учебно-воспитательной работы по истории разнообразны и зависят от  возможностей  каждого  образовательного  учреждения от творчества, личного интереса учителя и учащихся.
   Следует выделить несколько направлений внеклассной работы по истории,  решаемые в педагогическом колледже: патриотическое, гражданско – правовое, историко – гуманистическое, экологическое, здоровьесберегающее, профориентационное.

Во внеклассную деятельность могут,  вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности.

В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Такая деятельность чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена.

Внеклассные занятия нужны, прежде всего, учащимся, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.

Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.

Значение внеклассной работы по истории в развитии исторического сознания будущих педагогов особенно значимо, так как полученные навыки проведения и организации внеклассных мероприятий  выпускниками колледжа используются в практической деятельности.

  тематические праздники, исторические вечера.

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных учащимися на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской и взрослой аудиториями. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.

 В педагогическом колледже есть музей истории образования г.Балея и Балейского района, что создает дополнительные возможности для организации внеклассной работы.

В осуществлении внеурочной деятельности  по истории в колледже можно  выделить два направления:

а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках,

б) получение новых знаний краеведческого характера.

Второе направление связано с изучением исторического материала по истории родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.

  По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических газет, предметная неделя.

Основные направления и формы внеурочной работы по истории в  педагогическом колледже.

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лектории

Чтение исторической литературы

Лекции

Выпуск газет

Написание рефератов

Беседы

Факультатив «Музееведение»

Выполнение творческих заданий

Исторические

экскурсии

Экскурсии

Работа в музее

Викторины

Походы

Работа в архиве.

Конкурсы

Олимпиады

Конференции

Просмотр фильмов

«Неделя истории»

        

Литература:

  1. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
  2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. –М., 1981.
  3. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика.- 1996.- №2 4.Постников П. Г. Историческое сознание как методическая категория // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика: Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург: Банк культурной информации,2001.
     5.Постников П. Г. Историческое образование: состояние и возможные варианты развития (к постановке проблемы) // Ученые записки НТГПИ. Гуманитарные науки. Вып. 2 / Отв. ред. О. С. Поршнева. Нижний Тагил, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях

Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу

Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...

Педагогическое исследование по внеклассной работе в области литературы.

В данной работе представлены формы организации внеклассных занятий по литературе....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкого химико-технологического колледжа)

     В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, ...

Развитие экологического сознания учащихся

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально -...