Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.
статья на тему
Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.
ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Поэтому в своей внеклассной деятельности считаю, что становление ценностного сознания личности в современной ситуации является одной из наиболее важных и актуальных задач.
Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Учащийся не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание.
Под историческим сознанием целесообразно понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.
Историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я.Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.
Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмысление прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности.
Историческое сознание, как персональный способ ориентации, – это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:
Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого)
Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого)
Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).
Основными объектами отношений выступают Вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: Ценность Жизни, Бытия, Добра, Истины, Красоты, Гармонии, Свободы, Природы, Отечества.
Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.
П.Г.Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества:
Уровни | Их характеристика |
Базовый | Сформирована научная историческая картина мира Ученик: воспроизводит систему ценностей адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей |
Оптимальный | Ученик обладает: развитой культурой исторического мышления и речи определенным стилем исторического мышления устойчивым интересом к историческому опыту Освоена историческая культура как базовая основа развития |
Расширенный | Ученик: прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. Сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества Развиты потребности и механизмы самообразования в области истории |
Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания имеет внеклассная работа по истории.
Внеклассная работа носит характер внеурочной деятельности. Она осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных групп или часть группы.
В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же преподаватель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие учащихся является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Учащиеся выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения.
Внеклассные мероприятия позволяют выйти за рамки урока, в сферу практического использования знаний, в ту область, где эти знания подкрепляются и пополняются, обогащаются и где на основе более глубокого познания развивается интерес к предмету, проявляются творческие возможности личности
Внеклассная работа, являясь средством мобилизации познавательной активности учащихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Её основные задачи: привитие интереса к историческому прошлому нашей страны, развитие и совершенствование навыков учебно – исследовательской деятельности, развитие творческой активности учащихся, организация внеурочной деятельности в сочетании с патриотическим, гражданским и нравственным воспитанием. Особенно значима эта деятельность в современной ситуации, когда образовательно-воспитательный процесс основывается на принципах деятельностного метода и личностно-ориентированного подхода
Внеклассная работа создает условия для индивидуализации, дифференциации и творческого развития учащихся. Результаты внеклассной деятельности зависят от познавательной активности учащихся. Организовывая и проводя внеклассные учебно-воспитательные мероприятия необходимо вызвать интерес учащихся, только при таких условиях можно рассчитывать на ответные действия учащихся, выражающиеся в их желании быть активными участниками учебно-воспитательных мероприятий.
Варианты организации внеклассной учебно-воспитательной работы по истории разнообразны и зависят от возможностей каждого образовательного учреждения от творчества, личного интереса учителя и учащихся.
Следует выделить несколько направлений внеклассной работы по истории, решаемые в педагогическом колледже: патриотическое, гражданско – правовое, историко – гуманистическое, экологическое, здоровьесберегающее, профориентационное.
Во внеклассную деятельность могут, вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности.
В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Такая деятельность чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена.
Внеклассные занятия нужны, прежде всего, учащимся, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.
Значение внеклассной работы по истории в развитии исторического сознания будущих педагогов особенно значимо, так как полученные навыки проведения и организации внеклассных мероприятий выпускниками колледжа используются в практической деятельности.
тематические праздники, исторические вечера.
Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных учащимися на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской и взрослой аудиториями. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.
В педагогическом колледже есть музей истории образования г.Балея и Балейского района, что создает дополнительные возможности для организации внеклассной работы.
В осуществлении внеурочной деятельности по истории в колледже можно выделить два направления:
а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках,
б) получение новых знаний краеведческого характера.
Второе направление связано с изучением исторического материала по истории родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических газет, предметная неделя.
Основные направления и формы внеурочной работы по истории в педагогическом колледже.
Массовая | Групповая | Индивидуальная |
Исторические вечера | Лектории | Чтение исторической литературы |
Лекции | Выпуск газет | Написание рефератов |
Беседы | Факультатив «Музееведение» | Выполнение творческих заданий |
Исторические экскурсии | Экскурсии | Работа в музее |
Викторины | Походы | Работа в архиве. |
Конкурсы | ||
Олимпиады | ||
Конференции | ||
Просмотр фильмов | ||
«Неделя истории» |
Литература:
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. –М., 1981.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика.- 1996.- №2 4.Постников П. Г. Историческое сознание как методическая категория // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика: Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург: Банк культурной информации,2001.
5.Постников П. Г. Историческое образование: состояние и возможные варианты развития (к постановке проблемы) // Ученые записки НТГПИ. Гуманитарные науки. Вып. 2 / Отв. ред. О. С. Поршнева. Нижний Тагил, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях
Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу
Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...
Педагогическое исследование по внеклассной работе в области литературы.
В данной работе представлены формы организации внеклассных занятий по литературе....
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкого химико-технологического колледжа)
В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, ...
Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности в рамках реализации программы «Школа – культурно- образовательный центр»
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся....
Развитие экологического сознания учащихся
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально -...