Педагогическое исследование по внеклассной работе в области литературы.
статья по литературе на тему

Широкова Ольга Васильевна

В данной работе представлены формы организации внеклассных занятий по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.issledovanie_po_vneklassnoy_rabote_po_litre.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое исследование по внеклассной работе в области литературы.

Широкова О.В.

Внеклассная работа по литературе опирается, с одной стороны, на внеклассное чтение, а с другой стороны – на познавательный интерес учеников. Ввиду этого следует стимулировать именно процесс чтения за счет анализа круга ближайших интересов учащихся и их проекции на литературную основу. К сожалению, наш век информационных технологий, проецируется на неокрепшее сознание подрастающего поколения, не оставляя никаких шансов классической книге, на которую у современных подростков попросту не хватает времени, поскольку львиная доля их досуга является интернет – активной. А между тем, как говорил А.В. Луначарский, «детей, конечно, прежде всего нужно приучать наслаждаться не только содержанием, но и формой произведения (как только они вступают в возраст, допускающий подобный подход); останавливать их внимание на музыкальности, красочности, выразительности той или другой фигуры и показать, как и чем это достигнуто. Это входит в круг того учебного чтения классических произведений, которое должно иметь место в школе». Но о какой музыкальности и выразительности фигур может идти речь, если даже успевающие ученики унижают свое читательское достоинство очень кратким содержанием произведения из Интернета.

Вопреки всем попыткам учителей воспитать в детях гуманистические ценности, ученики предпочитают «альтернативную реальность», с головой погружаясь во «всемирную паутину» и даже переносить ее законы в человеческое общество. Согласно исследованиям американских социологов, 94,3% учеников походам в библиотеку предпочитают посещения интернет – сайтов данной тематики, а 91,8 % учеников в сети проводят больше времени, чем в условиях общения между живыми людьми, из них лишь 2,57 % в качестве темы для разговора выбирают обсуждение книг. В нашей стране, к сожалению, результаты не менее плачевны, и обвинять в этом можно кого угодно и сколько угодно: можно обвинять учебный план, не позволяющий в полной мере разъяснить красоту и увлекательность мира классической литературы; можно обвинять уроки внеклассного чтения в частности и несоответствии интересам большинства школьников; можно обвинять родителей, которые, из-за своей занятости, доверили воспитание детей телевизору, компьютеру и дворовым компаниям; можно обвинять средства массовой информации в разрушении морально-этических ценностей; можно, в конце концов, обвинять государство в отсутствии пропаганды классической литературы; можно обвинять общество в низвержении качественной литературы и воцарении паралитературного суррогата; можно обвинять самих детей в духовной скупости и нравственном опустошении. Но ведь дети – это всего лишь дети, всего лишь зеркальное отражение мира взрослых. И здесь важно найти к ним подход, важно учителю суметь, выражаясь словами В.В. Маяковского, «сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб», то есть установить контакт с учениками, прийти к диалогу, пусть даже и начнется он с монолога учителя, пусть не с первого, пусть со второго, с третьего, пятого. Ведь В.Г. Белинский однажды сказал: «Для полного истинного постижения искусства, а следовательно, и полного истинного наслаждения им необходимо  основанное изучение, развитие; эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием».

Заметим, что в педагогике самым действенным методом является наглядный. Так может быть стоит почаще его использовать? К примеру, когда человек подходит к зеркалу, он ведь собирается увидеть в нем себя, рассматривать свои достоинства и, возможно, заметить недостатки. А ведь как нельзя лучше «эффект зеркала» сочетается с литературой. Возможно, ученики просто не успели узнать то, что за долго до «всемирной паутины» их мысли и чувства, успехи и поражения, мелкие неурядицы и радужные мечты разделяли мудрые книги и их герои, которые также искали друзей, попадали в трудные ситуации, боролись, побеждали, находили, теряли, радовались, грустили, то есть жили, а вместо сайтов у них были просто страницы, - вот и вся разница, - это первое, на что полезно обратить внимание учеников. Следующий момент: литература – это не другая планета, это наша родная Земля. Надо лишь повнимательнее присмотреться, и каждый из нас найдет в себе что-то от героев Н.В. Гоголя, а может от героев А.С. Пушкина, а возможно, кого-то смогут понять, как мы понимаем «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Ведь, как искренне считал потомок всемирно известного композитора Иоганна Себастьяна Баха, летчик Ричард Бах, создавший повесть-притчу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», которая стала мировым бестселлером, «в каждом из нас живет своя Чайка». Таким образом, основываясь на действенности наглядного метода, полезно активизировать его использование в сфере проведения параллелей между литературой и жизнью.

Даже если к урокам внеклассного чтения у детей выработался «стойкий иммунитет», то именно с разработкой и привлечением нетрадиционных форм внеклассной работы по литературе в средней школе можно привлечь ребят в мир книги, ведь как считает В.С. Цейтлин, «внеклассная работа является естественным продолжением преподавания». Организуя внеклассную работу, мы продолжаем достигать одну из основных целей литературного образования: учить видеть в художественном тексте образы и воспринимать их эмоциональное значение, распознавать подтекст. Также продолжаем решать методические задачи. По словам М.А. Рыбниковой, «учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знаний и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой».

        Обобщая результаты эксперимента, остановимся на следующих моментах: в современных информационных условиях наиболее эффективными являются нетрадиционные виды организации внеклассной работы. В нашем исследовании мы апробировали такие нетрадиционные виды внеклассной работы, как интервью с литературными героями, выпуск новостей, литературное кафе, салон красоты, независимое расследование, честный детектив, круглый стол, литературная гостиная, программа максимум, их нравы, городское путешествие; ты супер-стар, фабрика звезд, музей поэта, народный артист, драматическая композиция, ток-шоу.

        Подытоживая экспериментальную работу, можно предложить такую классификацию нетрадиционных видов организации внеклассной работы:

  1. По фабулам телешоу,
  2. Проведение аналогий с профессиями,
  3. Театрализованные композиции.

Таким образом, нам удалось выявить наиболее актуальные и продуктивные формы и виды организации внеклассной работы по литературе  в средней школе. Вопрос о нетрадиционных видах внеклассной работы по литературе в средней школе является актуальным и весьма перспективным. Обширная база для дальнейшей работы заключается в вопросе детального структурирования классификации данных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе....

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Статья "Проектная деятельность как способ организации внеклассной работы по музыкальной литературе"

Уроки внеклассной работы по музыкальной литературе увлекательны, их дети ждут с нетерпением, и готовятся к ним. Каждый урок – совместное творчество педагога и ученика, и чем больше разнообразия, чем б...

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Сценарий мероприятия по внеклассной работе по предмету ( литература) "Поклонимся великим тем годам"

сценарий составлен на основе прозаических и поэтических текстов на тему "Битва под Москвой". Несёт сильную эмоциональную зарядку.Примечение:музыкальные файлы слишком большие для размещения н...