презентация - обобщение опыта учителя краеведения "Технология музейной педагогики как основа социализации личности"
презентация к уроку по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Обобщение опыта "Технология музейной педагогики как основа социализации личности". Основные цели и задачи музейной педагогики, направления и формы работы, результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besprozvannaya_t.v._muzeynaya_pedagogika.pptx | 286.32 КБ |
besprozvannaya_muzeynaya_pedagogika.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное образование делает акцент на усиление практической направленности обучения, развитие познавательной деятельности, способности адекватно понимать общественные вызовы в контексте современных мировых процессов. Проблема - большой объем знаний, получаемых учеников на уроке, часто не носит мотивированный характер. Не получившие личностной окраски знания, становятся багажом, в котором ученик не видит практической пользы.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями (педагогический словарь) это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи: Воспитание любви к школе; Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания становления активной жизненной позиции умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей предоставление возможности развиваться в соответствии со своими склонностями и интересами; Формирование детско - взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики
«ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ КОМПЛЕКСНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕЧИВАЯ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ» (ПУНКТ 2.5 СТАНДАРТА)
Фото школы
Поиск эффективных методов работы: теория + практика = творческое объединение «Искра» (дата создания: 2005 г) Основа работы - поисково-краеведческой деятельность. Экскурсии, встречи с интересными людьми, создание «Книги памяти о ветеранах ВОВ» и другие интересные формы работы дали возможность формирования и проявления личностных компетенций. На основании собранных материалов в школе появился мобильный музейный уголок. Именно «музей» как системообразующий фактор стал экспериментальной площадкой для апробации идей музейной педагогики в рамках учебной и воспитательной работы. Знания, умения и навыки, полученные через систему музейной деятельности, становятся важной основой для настоящей и будущей социализации гражданина Российской Федерации.
Школьный музей как открытая система имеет три уровня: первый уровень - это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе; второй уровень - интеграция музея в учебно-воспитательном процессе; третий уровень - связь музея с местным сообществом
Направления деятельности: Поисково-собирательское – ученик – исследователь Экспозиционное (оформительское) – ученик – оформитель Экскурсионное - ученик - экскурсовод Культурно-массовые мероприятия, дела – ученик - организатор
Формы работы Массовые Групповые Индивидуальные Ежедневные Еженедельные Ежегодные Периодические
Формы работы: Уроки памяти «Моя семья в истории Победы», «Живые голоса – Сталинград» Музейный урок «Возьми в пример себе героя» (День юного героя-антифашиста) Исторический час «Блокадная книга» Устный журнал Парламентский час «День Конституции» Флэшмоб «Пою тебе, моя Россия», «День Победы» (хоровое исполнение песен) Фестиваль вокального творчества «Память сердца – от поколения к поколению» история написания песен военных лет и их исполнение) Квест-игры «Русский солдат умом и силой богат», «Дослужиться до генерала» Онлайн-уроки по финансовой грамотности Виртуальные экскурсии Сайты музеев «Русский музей: виртуальный филиал»
Акции «Белый цветок», «С добрым сердцем» «Журавлики мира» (память о погибших на полях сражения, террористических актах) «Мы живем и помним» , «Согреем сердцем ветерана» (посещение на дому ветеранов ВОВ, узников концлагерей, тружеников тыла) «Синий платочек», «Блокадный хлеб» «Солдатский треугольник» (письма об участниках ВОВ, письмо в прошлое) «Мой ангел» (приобретение подгузников для детей с нарушениями ЦНС, канцтоваров для детей с онкозаболеваниями) «На могильную плиту положи свою конфету» (память о погибших в концлагерях – 11 апреля) «Георгиевская лента», «Бессмертный полк» «Сирень Победы» «Письмо солдату» - юношам, служащим в армии
Уроки мужества «Украденное детство» (Международный день несовершеннолетних узников концлагерей) «Воронеж, ты фронтовые годы помнишь?» «Пепел Хатыни» «Жаркое небо Афганистана» (встречи с воинами-интернационалистами) «Сталинград никем непокоренный» и другие
День молодого избирателя (посещение участковой избирательной комиссии) Участие в районном творческом конкурсе агитбригад по основам избирательного законодательства
Формы работы: Агитбригады «День Закона», «День Пионерии» Военно-исторические викторины Посещение музеев (Дворцовый комплекс Ольденбургских, Дом бабушки Куприянихи, дом-музей им.Веневитинова, музей «Эстафета поколений» и др.) Патриотические месячники Участие в предметных неделях, неделях финансовой грамотности Краеведческие конференции (защита исследовательских работ) Участие в работе районного Молодежного форума («Достижение молодых – Рамонскому району) Заседания районного краеведческого клуба «Истоки» (обучающие семинары для педагогов и учащихся по написанию исследовательских работ) Оформление экспозиций, выпуск буклетов, боевых листков, объявлений Ежегодная организация общепоселкового митинга «По праву памяти», посвященных Дню Победы Урок-встреча с интересными людьми (писатели, поэты –земляки, родственники ветеранов) «Детское книгоиздательство» (создание книжек-малышек) и т.д.
Результаты деятельности (2015 – 2018 гг): Учащиеся являются победителями и призерами районных и областных конкурсов 1 учащийся – победитель XIX районного Молодежного форума в номинации «Волонтер Победы» внесен в список «Достижения молодых Рамонскому району», сертификат на 3 тыс. руб. 1 учащийся – участник профильной смены «Юный краевед» на базе АУ ВО «Пансионат «Репное» Районный конкурс школьных музеев – победители в номинации «Музейный уголок – активный участник конкурсов»
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях школы: Школьный музей - одно из важнейших средств образования и воспитания. Потенциал музея - важнейшее средство приобщения подрастающего поколения к системе нравственных ценностей, отражающих богатую и неповторимую культуру своего народа. Потенциал музея - развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма. Музей - познавательная основа развития личности обучающегося, необходимая не только для успешной деятельности в школе, но и для последующей жизни.
Удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы: 1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках и вне школьной практики 2. Повышение гражданской активности учащихся через участие в организации массовых мероприятиях 3. Создание системы социального партнерства для самореализации учащихся.
ЛИТЕРАТУРА Гнедовский М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения // М.Б.Гнедовский, Н.Г.Макарова, М.Ю.Юхневич - М.: ВНИК «Школа». 1989. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Академия, 2004. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004. Фомина Н.Н. «Научная школа А. В. Бакушинского в современной педагогике искусства // Научные школы в педагогике искусства. - М.: Издательский Дом РАО. 2GG8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М., 2001.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Борская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района
Обобщение опыта по теме:
«Технология музейной педагогики как основа социализации личности учащегося»
Автор – учитель истории и обществознания
Беспрозванная Татьяна Васильевна
(первая квалификационная категория)
2019 г.
Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.
Гердер
Тема опыта
Технология музейной педагогики как основа социализации личности учащегося.
Условия возникновения и становления опыта
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предметов «История» и «Обществознание» согласно новым требованиям ФГОС ставится задача духовного и гражданского становления личности. Одновременно делается акцент на усиление практической направленности обучения, развитие познавательной деятельности, способности адекватно понимать общественные вызовы в контексте современных мировых процессов. Но в силу сложившихся условий я, как практик, столкнулась с проблемой, что большой объем знаний, получаемых учеников на уроке, часто не носит мотивированный характер. Не получившие личностной окраски знания, становятся багажом, в котором ученик не видит практической пользы.
Школа является малокомплектной. Количество учащихся – 40. Наполняемость классов – от 1 до 6 человек.
Данная проблема заставила искать более эффективные методы работы.
Выбор был сделан в пользу музейной педагогики. Обратилась к теории.
Музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи:
- Воспитание любви к школе;
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания становления активной жизненной позиции умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей предоставление возможности развиваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- Формирование детско - взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики
Следующий шаг – это соединение теорию и практику. С 2005 года в МКОУ Борской СОШ было организованно творческое объединение «Искра». Собрав неравнодушных ребят, мы начали строить свою работу на основе поисково-краеведческой деятельности. Экскурсии, встречи с интересными людьми, создание «Книги памяти о ветеранах ВОВ» и другие интересные формы работы позволили увлечь ребят, дать возможность формирования и проявления личностных компетенций.
На основании собранных материалов в школе появился мобильный музейный уголок. Именно «музей» как системо-образующий фактор стал экспериментальной площадкой для апробации идей музейной педагогики в рамках учебной и воспитательной работы. Знания, умения и навыки, полученные через систему музейной деятельности, становятся важной основой для настоящей и будущей социализации гражданина Российской Федерации. Практика показала, что данная технология позволяет решить сразу несколько задач:
- Развитие личностных компетенций учащихся;
- Интегрированность процесса образования и воспитания;
- Профессиональная ориентация и гражданская идентичность.
Школьный музей как открытая система имеет три уровня:
- первый уровень - это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;
- второй уровень - интеграция музея в учебно-воспитательном процессе;
- третий уровень - связь музея с местным сообществом
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях школы.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини - музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, походы, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются школьное объединение «Волонтер Победы», общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях школы заключается в следующем:
- Школьный музей - одно из важнейших средств образования и воспитания.
- Потенциал музея - важнейшее средство приобщения подрастающего поколения к системе нравственных ценностей, отражающих богатую и неповторимую культуру своего народа.
- Потенциал музея - развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма.
- Музей - познавательная основа развития личности обучающегося, необходимая не только для успешной деятельности в школе, но и для последующей жизни.
Удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы:
- Мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках и вне школьной практики
2. Повышение гражданской активности учащихся через участие в организации массовых мероприятиях
3. Создание системы социального партнерства для самореализации учащихся.
Описанный опыт может быть адресован учителям истории, обществознания, руководителям школьного музея, организаторам внеклассной деятельности, музейным работникам и всем тем, кто заинтересован в обучении и воспитании современного поколения.
Источники
- Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум, Москва, НП СТОиК, 2000г.
- Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – 2007.
- Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
- Кареонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002г.
- Нагибина А.В. Музей малочисленной школы, ж -л «Практика управления» №11, 2006 г.
- Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г
- Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.
- Троицкий Ю.Л. «Дети пишут историю», ж -л «Преподавание истории в школе» №1, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музейная педагогика как составляющая формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала»
Данная научно- практическая разработка адресована руководителям музеев ОУ, заместителям директоров ОУ по учебно-воспитательной и воспитательной работе и может быть использована в следующих общео...
Презентация обобщения опыта по теме "Развитие познавательной активности учащихся на основе использования приемов, методов и форм обучения активизирующих деятельность учащихся"
Обобщение опыта представлено в модульном варианте....
Презентация на тему: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика
Презентация на тему: Из опыта работы "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика"...
Музейная педагогика как фактор социализации и духовно – нравственного воспитания учащихся.
Методический материал, раскрывающий возможности школьного музея социализации обучающихся и духовно -нравственнго воспитания учащихся...
Обобщение опыта работы по музейной педагогике
С 2020 года в МБОУ Горковская СКОШ-И работает школьный проект "Артефакт - сохраним историю вместе". В рамках проекта создана и работает школьная музейная комната "Артефакт - сохра...
Методическое пособие "Музейная педагогика на основе литературного краеведения"
Методические рекомендации «Музейная педагогика на основе литературного краеведения» разработаны для использования в составе Программы внеурочной деятельности «Рыбинск литератур...
Музейная педагогика как средство социализации обучающихся с ОВЗ
Музейная педагогика как средство социализации обучающихся с ОВЗ...