Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе"
статья (8, 9, 10, 11 класс)
В статье описаны дидактические задачи ИКТ. Освещены основные направления применения ИКТ на уроке. Положительные моменты использования ИКТ в работе преподавателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе»
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер. Образовательная сфера подвержена влиянию современных информационных и коммуникационных технологий. ИКТ в разной степени используются на всех уровнях обучения, поскольку позволяют решить следующие дидактические задачи:
− улучшить качество и организацию процесса преподавания, повысить уровень индивидуализации обучения;
− повысить качество и продуктивность самостоятельной работы учащихся;
− повысить мотивацию к обучению;
− активизировать процесс обучения, привлечь учащихся к исследовательской деятельности;
− обеспечить гибкость процесса обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, а так же взаимодействия между педагогом и обучаемым, как в прямом, так и в обратном порядке в системе современного образовательного процесса.
Каждый педагог должен владеть, как минимум, простейшими навыками в сфере ИКТ и уметь применять их на практике, а в перспективе стремиться овладевать всевозможными знаниями в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Б. Паскаль говорил о том, что «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». ИКТ позволяет уроку быть насыщенным, разнообразным и всегда интересным. Возможность активизировать изучение нового материала, проверку домашнего задания, выполнения практических, самостоятельных работ, контрольных и проверочных работ, творческую работу. Применение ИКТ позволяет эффективно использовать время на уроке. При объяснении нового материла ИКТ дает возможность сократить время на освоение нового материала, повысить прочность и глубину изучаемого материал. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся. Применение ИКТ сегодня на уроке стало особенно актуально.
Очевидно, что применение ИКТ — реальность современного урока!
Можно выделить несколько основных направлений применения ИКТ на уроке
1) Интерактивная доска, которая оживляет учебный процесс. Можно сохранить материал для дальнейшего использования. Предлагать тесты разного уровня и осуществлять мгновенно проверку их на уроке. Хранить в готовом виде изображения геометрических фигур при решении задач по геометрии.
2) Использование интернета для сбора информации, которая была накоплена человечеством, для подготовки рефератов и докладов или в поисках ответов, при возникших вопросах
3) Применение презентаций, созданных в программе Power Point. Оптимизируют объяснение нового материала. Особенно, когда идет работа с графиками функций при их построении и исследовании. Отыскивать закономерности, развивать графическую культуру, формировать логическое мышление, логику. Воспитывать на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов. Способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, стимулировать согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Развивать меж предметные связи. На слайдах можно расположить всю информацию так, чтобы ребёнок следил за ходом рассуждений на протяжении всего рассказа. Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты,
4) Компьютерное тестирование. По математике разработано разноуровневые тесты, позволяющие динамично строить работу преподавателя.
Программные средства учебного назначения. И. В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):
− индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
− осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
− осуществлять самоконтроль и само коррекцию учебной деятельности;
− формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях.
Важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время урока – это необходимое условие успешности обучения.
Преподаватель должен:
− избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
− предоставить возможность успешной работы с и сильным, и средним, и слабым ученикам;
− учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Его можно использовать совершенно самостоятельно как в целях самообразования для студентов. Такой учебник можно предложить любому учащемуся, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации занятий.
Наличие мультимедиа − богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств и воспроизведения информации. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.
Учащиеся испытывают потребность в саморазвитии и наиболее полной реализации своих возможностей и индивидуальных способностей в информационном пространстве. Приобретение учащимися глубокого личностного смысла компьютеризации общества, глубоко осознают перспективы информатизации общества, грамотно реализуют стратегию и тактику применения информационных технологий в учебной деятельности. Учащиеся отлично владеют компьютерной техникой и новыми информационными технологиями, обладают целостной системой баз знаний, комплексным подходом к любой сфере деятельности.
Положительные моменты использования информационных технологий на уроке: сокращение времени при выработке технических навыков учащихся; увеличение количества тренировочных заданий; достижение оптимального темпа работы ученика; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. Итак, нельзя отрицать очевидного: применение ИКТ — реальность современного урока!
Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует развития интереса к учению. Преимуществом информационных технологий является использование различных моделей, знаковых систем, помогающих определённым образом упорядочить и структурировать учебный материал.
Применение информационных технологий при обучении детей, позволяет преподавателю довольно просто распределить время и структуру урока.
Литература
1.Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. − М.: Дашков и К, 2013. − 308 c
2. Максимов Н. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. − М.: Форум, 2010. − 496 c.
3. Гришин В. Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В. Н. Гришин, Е. Е. Панфилова. − М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. − 416 c
4. «Компьютерная поддержка учителя математики». Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. Материалы научно-практической конференции/ под общей редакцией Г.М. Лочина; МРИО. Саранск, 2007. с. 376-379
5. Яхович В.Н. Новые технологии в помощь учителю математики. – Пенза, 2005.-С.126-130
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение и использование учителем информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходим...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе
Использование новых педагогических технологий, которые позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Выбор инн...
Письменный отчет Сусловой Ирины Викторовны, об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто.Поэт...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...