Проектно - исследовательская деятельность как эффективный инструмент развития одаренных детей.
статья по биологии на тему

Считаете ли вы себя одаренным человеком? Ответить непросто, говоря о себе. Еще сложнее приходится учителю, который должен определить, одарённый перед ним ученик или нет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с одаренными детьми32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный инструмент развития одаренных детей

Считаете ли вы себя одаренным человеком? Ответить непросто, говоря о себе. Еще сложнее приходится учителю, который должен определить, одарённый перед ним ученик или нет.

Если у ребенка наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.

Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Типы одаренности, которые легко увидеть учителю -  предметнику:

- Интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми» , сообразительными, «светлыми головами», и «надеждой школы». Эти школьники обладают весьма глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

-  Академический тип. При этом типе одаренности на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким. Медалисты.

- Художественный тип одаренности. Этот вид одаренности проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности.

-  Креативность. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Более того, сами учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают , а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они практически всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

- Лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

-  Психомоторная или спортивная одаренность. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким , казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта как тяжелая атлетика или футбол. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Познакомившись с рядом статей, посвящённых этому «популярному» сейчас понятию, и выполнив различные тесты с детьми, прихожу к выводу: одарённость есть почти у всех. Но выявить мало. Нужно поддержать, направить, развить… Но как? Вот главный вопрос на пути педагога.

Моим решением становится обращение к проектно-исследовательской деятельности (проблемному обучению). Этот метод способствует эффективному развитию многих компетенций, требуемых современным стандартом образования и формирующих у обучающегося активную мотивацию к учению как в школе, так и за её пределами:

  1. Умение решать поставленную проблему.
  2. Выдвигать гипотезы по решению проблемы.
  3. Изучать мнение других известных людей, или официальные данные по этому вопросу.
  4. Подбирать методы работы по решению данной проблемы.
  5. Анализировать, делать выводы и принимать ответственное решение.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как способ сопровождения одаренных детей

Роль исследовательской деятельности школьников в развитии способностей учащихся....

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей http://nsportal.ru/media-gallery/detail/2750794/12252689...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Одна из форм методической работы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях,...

Проектно-исследовательская деятельность, как форма работы с одаренными детьми по географии в МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара

Одним из главных способов развития творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и общественно ценной самореализации личности – это организация научн...

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...