Организация работы школьников в группах
статья по теме
Организация работы школьников в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_shkolnikov_v_gruppah.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы школьников в группах
Сёмышев О.И.
Умение работать в группе является важнейшим навыком, который учащийся может приобрести в школе.
Работы в группе дают возможность приобрести такие качества как: — терпимость к мнениям других; — взаимопомощь; — поиск альтернативы решения; — расширение диалога; — общение с учетом эмоционального состояния; — выработка совместного и единого решения; — аргументация своей точки зрения.
В психологии понятие «группа» — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, уровню развития, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции.
Классификация групп, наиболее распространенные: — по размеру; — по статусу (формальные, неформальные); — по взаимосвязям (условные, реальные); — по развитию.
Для педагогики важным фактором является эффективность работы групп, отношение достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Можно выделить два универсальных критерия: — продуктивность; — удовлетворенность.
Есть еще и другие социально-психологические критерии эффективности деятельности группы: бескорыстное и добросовестное отношение к труду; всесторонне развитие личности; общественно-политическая активность; сплоченность и управляемость коллектива; психологический климат; динамика активности; взаимодействие; интерес; взаимовыбор и др.
Вопросы при создании групп: — Объединять ли «пассивных» учеников с «активными»? — Сколько должен работать ученик в одной группе? — Число учащихся в одной группе? — Должны ли быть равные способности у учеников? — Какое оптимальное количество учащихся в группе? — Какая психологическая совместимость в группе? И многое другое.
Примерные варианты деления класса на группы. — по желанию; — по жребию; — «пазлы», когда учащиеся разбирают разрезанные картинки (количество картинок в зависимости от числа групп). — по партам; — по журналу; — по карточкам с цифрами; — по рядам; и др.
Работа в группах одна из самых распространенных стратегий обучения. Она дает возможность всем учащимся участвовать в работе, практикует навыки сотрудничества и межличностного отношения.
Во время работы в группах учитель или ведущий не должен сидеть за столом. Он должен контролировать и корректировать работу групп. Себе в помощь учитель может из каждой группы выбрать наблюдателя, который будет осуществлять контроль работы группы и диалог с учителем.
При работе в парах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньшим числом разногласий (один из учеников обычно сильнее), но есть возможность возникновения эмоциональной напряженности. И в случае возникновения разногласий ни один из учеников не имеет союзника.
При работе группы из трех — четырех человек отмечается, что более сильные индивидуальности задавливают более слабых. Но такие группы наиболее выбираемы учителем.
При работе групп по рядам разногласия в группах удалить труднее, но в таких группах рождаются самые оптимальные решения поставленных задач.
Интересно делить класс на группы на интегрированных уроках. При подаче материала можно поставить несколько задач, в зависимости от количества групп. Если задача поставлена одна, то решений у этой задачи может быть несколько.
В моей педагогической практике сложилась уже целая система интегрированных уроков чаще всего это предметы гуманитарного цикла: «Сказы Бажова» (5 класс) — задания были следующие: аппликация подноса в стиле тагильской росписи; подмалёвок подноса в стиле тагильской росписи; создание иллюстраций в тёплых и холодных тонах на основе теста сказов; «Особенности народного костюма в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова ( 7класс) — дети выполняли в группах следующие задания: нарисовать костюм в зависимости от социальной принадлежности; «Искусство Японии» (8 класс) — группы были сформированы по интересам: оригами; икебана; сад камней; письменность Японии (иероглифы), создание элементов национального костюма; оформление хокку — эти уроки проводятся как обобщающие по темам; ролевая игра «Снимается кино «Герой нашего времени» — 1 группа: подбор костюма и грима; 2 группа: кастинг актёров; 3 группа — видео и фотосъёмка при изучении нового материала по литературе «Роль портрета в художественном тексте»; ИЗО: «Синтетические виды искусства» — погружение в текст произведения и усвоение специфических терминов. Такие уроки позволяют повысить мотивацию детей к обучению, развивают коммуникативные способности, помогают увидеть ребёнка с разных сторон, повышают желание учащихся к творчеству.
Рекомендации по работе в группах: — обязательная постановка цели; — обсуждение и принятие правил для работы; — совместный анализ и обсуждение внештатных ситуаций; — эмоциональный контроль учащихся; — вопросы для самоанализа; — система оценивания деятельности; — альтернативность решений; — подведение итогов.
Трудность при работе в группах — это оценивание работы каждого ученика, так как не всегда есть возможность оценить каждого по заслугам.
Литература:
1.Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. НИИ школьных технологий, 2005
2. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла М: «Русское слово», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/
В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...
Организация работы специальной медицинской группы
Данный материал раскрывает организацию работы со специальной медицинской группой, а конкретнее работу с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и что для этого необх...
Проектная работа по теме: «Система организации работы обучающихся в группах на уроках физики».
Цель проектной работы: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках физики, на основе собственного опыта и имеющихся методических мате...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...
Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов
Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...