педагогические советы
методическая разработка на тему

Долгополова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Пути развития воспитательной системы лицея

Трудное время перемен в системе образования продолжается. За прошедшие годы проблемы воспитания подрастающего поколения претерпели сложные изменения — то они предавались забвению, то, усилиями педагогов и общества, стали, наконец, возрождаться. И последние пять лет можно назвать неким «ренессансом» воспитания. Уникальные исследования, труды известных учёных-педагогов, психологов, социологов, философов, создание ряда научных школ, разнообразных педагогических практик в образовательных учреждениях всех типов и видов показали безусловную востребованность воспитания.

Ведь сегодня стратегическая задача образования — опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в сегодняшние рыночные отношения, но и активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу.

Особого внимания и одобрения заслуживает работа школ по интеграции учебной и внеучебной деятельности,

Эксперты отметили, что в воспитательную практику школ вернулось конкретное, традиционное содержание деятельности, освоенное раньше. В то же время школы стали более социально ориентированными, по-иному выстраивают свои отношения с социумом, создают и развивают модели единого образовательного пространства своих микрорайонов, где приоритетом становится воспитание.

Тип созданной в лицее воспитательной системы можно охарактеризовать как гуманистический, что соответствует общей направленности образовательной системы лицея. В основе ее положены общечеловеческие ценности, представления о свободе личности, безусловном ее уважении и педагогической ценности саморазвития ребенка. В целом структура управления воспитательной системой представлена следующим образом: ( слайд  )

Командиры 9-х

Директор

Педсовет

Совет лицея

Зам. директора по вопит.

работе

Совет кураторов

лицеисты

Зам. дир. по

Учеб.-восп.

работе

Соц.-психол

служба

Совет

лицеистов

Зам. дир. по

Научно-мет.

работе

Орган. по

Физ. Культ.

МО Кл.

Руководит.

Командиры 10-х

Командиры 11-х

Можно отметить следующие положительные тенденции в развитии воспитательной системы в лицее:

■        воспитательный процесс составляет ядро педагогической деятельности лицея;

■        воспитательная система выступает в качестве специальной и важной цели всего педагогического коллектива;

■        при создании воспитательной системы учитываются профессиональный уровень педагогов и воспитательный потенциал лицея и окружающей среды (микросоциум);

 ■ учитываются индивидуальные и коллективные потребности и их развитие; в воспитательной работе определяется спектр системообразующих видов деятельности;

■        важнейшим условием эффективного развития воспитательной системы лицея является интеграция научных знаний и практического опыта.

Понятие «воспитание» рассматривается нами как социальное целенаправленное воздействие на сознание ребёнка через создание благоприятных условий для его мотивированной самореализации, освоения, усвоения и присвоения им определённых норм и качеств.

Исходя из вышеописанной парадигмы воспитания, можно определить следующую стратегическую цель (цель-идеал) воспитания в лицее

 формирование личности российского технического интеллигента носителя высокого интеллектуального и культурного потенциала, сочетающего в себе национальные идеи, гражданские ценности, способность к творческому отношению к миру и активному созиданию в условиях обновления России.

Из данной стратегической цели вытекает комплекс воспитательных целей, определяющих позитивно-качественный результат воспитания как процесса последовательного влияния на сознание ребёнка с целью формирования:

  1. гармоничной личности, воплощающей в себе единство позитивных духовно-физических, интеллектуально-нравственных и эмоционально-волевых качеств и черт;
  1. самоактуализирующеися личности — творца своей судьбы, мотивированного на самовоспитание;
  2. личности патриота России

с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, в т.ч. к «малой родине», глубоким уважением к историческому и культурному наследию,готовности разделить с Родиной её судьбу, при необходимости встать на её защиту;

—личности гражданина России, сознательно следующего принципам демократического общежития, в основе которых лежит уважение к человеку, его правам и свободам как к основным жизненным ценностям, а также к государственным нормам и законам, обладающего активной гражданской позицией

и личной гражданской ответственностью, являющимися важным критерием личностной зрелости;

  1. интеллектуальной личности, принимающей знание как абсолютную ценность, обладающей фундаментальными теоретическими и прикладными знаниями и устойчивой внутренней мотивацией к непрерывному образованию и самообразованию, сознательно совершающей свой профессиональный выбор;
  2. нравственной личности, обладающей ценностным мировоззрением

и применяющей морально-этические нормы в качестве основного инструмента человеческих отношений, способной к ответственному выбору и принятию нравственного решения;

физически развитой, здоровой личности, сознательно выбирающей активный здоровый образ жизни

креативной личности (от лат,creatio — «созидаю»), обладающей критичностью мышления, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству

свободной личности, принимающей свободу как всеобщую ценность и реализующей личную свободу как право субъективного «Я-выбора» (выстраивание и последовательная реализация собственной позиции) в пределах ценностного пространства современной культуры;

  1. толерантной личности (от лат. tolerantia — «терпение»), обладающей мировоззрением свободного человека, принимающего многообразие идеологий и позиций, проявляющего терпимость к различным взглядам, мнениям, верованиям, поведению, умеющего слушать и слышать, готового к диалогу и компромиссу;

-адаптивной личности, компетентно владеющей «социальным интеллектом» —знаниями социальной психологии, навыками межличностного общения, позволяющими человеку ориентироваться в меняющейся социальной действительности.

Cтановление и функционирование воспитательной системы зависит от специфики личности каждого классного руководителя школы. Напрашивается вопрос: каково место классного руководителя в воспитательной системе школы? Для этого рассмотрим схему воспитательной системы школы и роль классного руководителя в ней:

1-й уровень: основной (определяющий научно-теоретическую основу ВСШ);

2-й уровень: особенное в ВСШ, что отличает школу одну от другой («Каждая школа имеет своё лицо»);

3-й уровень: специфический, своеобразный, отражающий особенности каждого класса и специфику работы классного руководителя в нём.

Каждый класс — это малая воспитательная система школы, которая имеет свою индивидуальность в направлениях воспитательной работы. Участие класса в воспитательных делах школы способствует развитию внешних и внутренних связей с другими классами.

Богатство и насыщенность общешкольной жизни зависит как от активности классных коллективов в целом, так и от каждого ученика в отдельности. Расширяя объём деятельности класса, поле взаимоотношений на межличностном и групповом уровне, тем самым обогащается жизнь детей.

Если в общешкольных делах чаще всего принимают участие наиболее активные, развитые дети, «школьные звёзды», «звёздочки», то в классных воспитательных делах необходимо задействовать неуверенных в себе, «сереньких мышек», «классных изгоев», чтобы их развить, реабилитировать, поднять авторитет и самооценку. Возникает вопрос: кто должен создавать воспитательную систему класса? Кто поможет детям в организации классных воспитательных дел? Кто будет вести индивидуальную воспитательную работу с детьми, нуждающимися в этом? Конечно, классный руководитель.

Таким образом, ВСШ должна в первую очередь способствовать созданию психолого-педагогических условий для удовлетворения каждого воспитанника и педагога. Только такое понимание сущности создаваемой ВСШ делает её здоровьесберегающей, укрепляющей душу и дух всех участников воспитательного процесса.

В таких условиях незаменимы традиции, у нас их уже достаточно много. Это День знаний,  смотр худ. самодеятельности, различные КНВы, новогодние сказки, Зарница, рыцарские турниры, выпускные вечера, тематические  встречи с интересными людьми, классные часы, все перечислять не буду. Они играют роль доминанты, обеспечивающей устойчивость и стабильность во времени и одновременно мобильность функционирующей системы. А о том, что наша система функционирует, говорят следующие показатели:

Критерии и показатели нахождения воспитательной системы на этапе функционирования

Критерии развитости воспитательной системы

Показатели, характеризующие нахождение системы на этапе функционирования

Степень освоения и присвоения цели

Цель сформулирована, конкретизирована в задачах, освоена и присвоена основными субъектами воспитательной системы

Сформированность системообразующей деятельности

Системообразующая деятельность выделена, все виды деятельности носят сложный характер и взамосвязаны между собой. Основные виды деятельности носят коллективный характер: наличие общей цели, разделение функций между участниками деятельности, взаимоконтроль

Широта и степень сплочённости субъектов воспитательной системы

Круг субъектов представлен учащимися, педагогами, родителями, взрослыми-непедагогами (ситуативно). Присутствуют индивидуальные, групповые и коллективные субъекты. Общешкольный коллектив сформирован

Соотношение межличностных и деловых отношений

Деловые функциональные и эмоционально-психологические отношения сориентированы как в детской, так и во взрослой среде

Характер взаимоотношений со средой

Внутренняя среда освоена субъектами (создано внутреннее воспитательное пространство образовательного учреждения); ситуативное активное участие в создании воспитательного пространства следующего уровня

Характер внутреннего управления системой

Управление происходит как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне; является устойчиво адаптивным, ценностным, целенаправленным, про-гностичным интегративным, мотивационным, демократичным, гуманным, креативным, рефлексивным

У нас все это есть, работает, а как работает – хорошо или плохо определить просто. Детям должно быть здесь хорошо, комфортно, они должны в школу бежать, а из школы идти шагом. На каникулах скучать без нее. Вот и давайте посмотрим на результаты опроса наших детей о том, комфортно ли им в нашем лицее. Итак, смотрим на диаграммы

В современном научном знании зафиксированы четыре основных стратегии развития воспитания, и эти стратегии существуют параллельно:

стратегия сохранения, то есть отбор направлений и форм воспитания, которые ценны для отечественного образования и которые вследствие этого необходимо сохранять;

стратегия изменения, то есть отбор устойчивых форм и методов воспитательной работы, которые по инерции существуют в практике, но уже устарели и не дают позитивных результатов;

стратегия развития, без которой нет движения вперед;

стратегия предупреждения, которая позволяет педагогам быть готовыми решать самые трудные проблемы, невнимание к которым может стать причиной опасных последствий для детей.

Идея об основных стратегиях развития современного воспитания принадлежит известному психологу, доктору психологических наук Ирине Алексеевне Зимней, которая впервые высказала ее в 1999 году на научно-практической конференции в Ярославле.

Ценности воспитания остаются непреходящими поэтому:

Надо сохранить

Надо изменить

Надо развивать

Надо предусматривать и предупреждать:

ошибки, от которых никто не застрахован

возможность возникновения сложных проблем в детском сообществе (межнациональной розни, наркомании, снижения уровня культуры детей, возникновения фобий, проявления асоциального поведения, снобизма);

тенденции ухудшения здоровья детей и подростков, связанные с принятием наркотиков; алкоголя, ранними половыми связями;

условий, которые могут стать причиной детских суицидов;

последствия отсутствия организованного детского досуга;

снизить разрыв связи поколений, реагировать на бездуховность детей, на их девиантное поведение, на разрушение национальных традиций, варварское отношение к природе и к себе (проблемы экологии, здоровья);

Надо предупреждать такие явления, как желание взрослых и детей плыть по течению, то есть бездействие, равнодушие взрослых по отношению к детям, детей по отношению к себе и окружающим, неумение сохранять себя, безграмотность взрослых в воспитании детей, насилие и преступность.

Я хочу прочесть вам стихотворение которое очень ярко говорит о том, что без на , учителей школа существовать не должна.

В свободный от уроков день

 Иду по улице без цели.

 И это вроде панацеи

В свободный от уроков день.

Не думать вовсе ни о чём —

Как соблазнительно бездумье!

Но это чистое безумье —

 Не думать вовсе ни о чём.

Иду куда глаза глядят.

Иду, толпою обтекаем.

Мы сами не подозреваем.

Куда глаза у нас глядят.

Мои глаза глядят в меня,

 А видят внешние предметы.

Обозначая их приметы,

Мои глаза глядят в меня.

А что во мне?

Всё тот же класс,

И тот же шум, и те же лица.

И долго ещё будет длиться

Всё та же школа.

Тот же класс.

Звонок.

Примолкли этажи.

Что ж мысль моя по школе бродит?

Что ищет,

Что она находит,

Пока примолкли этажи?

Нет!

Мне себя не уберечь

От детского прикосновенья.

От муки и от озаренья.

Пока живу, — не уберечь.

А говоришь: свободный день.

А говоришь: идёшь без цели.

О наши бедные лицеи.

Когда у нас свободный день...

У нас в лицее как и в ряде других воспитательных систем определены ценностные приоритеты системы дополнительного образования детей, которое рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства в рамках общего образования. Оно обеспечивает накопление детьми опыта гражданского поведения, духовное и творческое развитие, социализацию, создаёт необходимые условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов, помогает сделать осознанный выбор будущей профессии. Поэтому сегодня мне будут помогать именно педагоги дополнительного образования.

Список литературы

  1. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. « Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» под редакцией Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского – М., АПКиПРО, 2005 г.
  2. Нечаев М.П. Теория и практика управлением воспитанием. Краткое учебное пособие. – М. 2005г.
  3. Демакова И.Д., « Стратегия развития воспитания: непреходящие ценности». Научно- методический журнал  «Методист» №6 2005г.
  4. Ложникова Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно –воспитательном процессе. Кемерово , 1994г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Возьми из нового то, к чему ты готов, а из старого то, что эффективно, найди единомышленников, научись слушать и слышать и не пытайся объять необъятное»

Слайд 3

Директор Педсовет Совет лицея Зам. директора по вопит. работе Совет кураторов лицеисты Зам. дир. по Учеб.-восп. работе Соц.-психол служба Совет лицеистов Зам. дир. по Научно-мет. работе Орган. по Физ. Культ. МО Кл. руководителей Командиры 10-х Командиры 11-х Командиры 9-х Структура управления воспитательной системой лицея

Слайд 4

Положительные тенденции в развитии воспитательной системе лицея Воспитательный процесс составляет ядро педагогической деятельности лицея Воспитательная система выступает в качестве специальной и важной цели всего педагогического коллектива При создании воспитательной системы учитываются профессиональный уровень педагогов и воспитательный потенциал лицея и окружающей среды( микросоциум ) Учитываются индивидуальные и коллективные потребности и их развитие Важнейшим условием эффективного развития воспитательной системы лицея является интеграция научных знаний и практического опыта

Слайд 5

Роль классного руководителя в воспитательной системе 1 уровень: основной( определяет научно-теоретическую основу ВСЛ) 2 уровень: особенное в ВСЛ, что отличает лицей от других( каждая школа имеет свое лицо) 3 уровень: специфический, отражающий особенности каждого класса и специфику работы кл . руководителя

Слайд 6

Критерии и показатели нахождения воспитательной системы на этапе функционирования Критерии развития ВС Показатели, характеризующие нахождение ВС на этапе функционирования Степень освоения и присвоения цели Цель сформулирована, конкретизирована в задачах, освоена и присвоена основными субъектами ВС Сформированность системообразующей деятельности Системообразующая деятельность выделена, все виды деятельности носят сложный характер и взаимосвязаны между собой. Основные виды деятельности носят коллективный характер: наличие общей цели, разделение функций между участниками деятельности, взаимоконтроль Широта и степень сплоченности субъектов ВС Круг субъектов представлен учащимися, педагогами, родителями, взрослыми-непедагогами . Присутствуют индивидуальные, групповые и коллективные субъекты. Общешкольный коллектив сформирован. Соотношение взаимоотношений со средой Деловые функциональные и эмоционально-психологические. Ориентированы как в детской, так и во взрослой среде Характер взаимоотношений со средой Внутренняя среда освоена субъектами( создано внутреннее воспитательное пространство). Ситуативное активное участие в создании воспитательного пространства следующего уровня Характер внутреннего управления системой Управление происходит и на организационно-педагогическом, и на психолого-педагогическом уровне; является устойчиво адаптивным, ценностным, целенаправленным, мотивационным, демократичным, гуманным, криативным .

Слайд 7

Я иду в школу с радостью В школе у меня обычно хорошее настроение В нашем классе хороший классный руководитель К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации У меня есть любимый учитель В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение Я считаю, что в нашей школе созданы условия для развития моих способностей У меня есть любимые школьные предметы Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни На летних каникулах я скучаю по школе

Слайд 8

Показатель удовлетворенности

Слайд 9

вопросы 5 классы 6 классы 7 классы 8-9 классы 10 классы 11 классы Я иду в школу с радостью 2.9 2.8 2.4 2.1 2.1 2.1 В нашем классе хороший классный руководитель 3.8 3.6 3.6 3.0 3.9 2.5 К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации 2.7 3.1 3.0 2.5 2.0 1.6 Я считаю, что в нашей школе созданы условия для развития моих способностей 2.7 3.3 3.1 2.7 2.7 2.1 Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни 2.9 3.2 3.0 2.9 2.1 2.0 На летних каникулах я скучаю по школе 2.2 2.2 2.4 1.6 1.3 1.9

Слайд 10

Надо сохранить Лучшие традиции и педагогические технологии, системный подход, право выбора и доступность в освоении воспитательной среды, ориентацию на общечеловеческие ценности Патриотическое воспитание, школьные традиции, интернациональное воспитание, воспитание на национальных традициях Коллективные формы деятельности детей, социальное равенство детей, почтение к учителю Базовую школу, обеспечивающую глубину знаний по всем предметам, системность в освоении знаний Духовность, нравственность, здоровый образ жизни, коллективизм школьных дел Чистоту человеческих отношений, учителя как человека без замены его на электронный вариант Детские общественные организации; систему дополнительного образования детей

Слайд 11

Надо изменить

Слайд 12

Надо развивать Детские и юношеские организации, поднять статус института классного руководителя, развивать гуманистические межличностные отношения в системе « ребенок – учитель – родители» Методы сотрудничества детей и педагогов, усилить воспитывающий компонент урока Пути сближения основного и дополнительного образования Связи между образовательными учреждениями, разнообразные формы этих связей, воспитательные программы для родителей, решение проблем взаимоотношений в педагогическом треугольнике « школа – ребенок – семья Способность детей к самосохранению, педагогическую поддержку взрослых по отношению к детям, гражданственность, чувство ответственности детей за своих родных, близких, за свой дом Школу, как воспитательную среду , где создаются условия для развития каждого ребенка: физического, психического духовного; информационную культуру детей и педагогов, трудовое воспитание

Слайд 13

«Возьми из нового то, к чему ты готов, а из старого то, что эффективно, найди единомышленников, научись слушать и слышать и не пытайся объять необъятное»



Предварительный просмотр:

Педсовет: «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения»

Цель: Выявить, какая работа проводится с детьми девиантного поведения по сохранению их здоровья, и определить дальнейший путь развития в этом направлении.

Задачи:

  1. проанализировать результаты работы классными руководителями по сохранению физического и психического здоровья детей девиантного поведения;
  2. высветить позитивные и негативные моменты в воспитательной работе школы по данному направлению, помочь увидеть идеи для устранения недостатков;
  3. разработать систему мер для качественного повышения уровня проводимой работы в школе по сохранению здоровья детей девиантного поведения.    

Доклад:

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В возрасте 13-17 лет подростки и молодёжь очень подвержены влиянию «своих» групп. Нежелание отставать от компании является одной из причин, побудивших ребёнка попробовать наркотики. То же самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой»

Низкая самооценка детей является одной из основных причин психологического характера девиантного поведения подростков. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежелание посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении. Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой,- вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию. Первые проявления девиантного поведения наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребёнка, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения.

1

Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Важная группа факторов усиления и роста девиантного поведения связана с

распространением различного рода социальных патологий – таких, как рост числа психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.
Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?
Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

  Новой приметой нашего времени стало появление детей, обделенных в самом главном – в духовном общении с матерью, отцом, бабушкой. Сетуя на всеобщую занятость, трагическую нехватку времени, родители заботятся только о материальной стороне – накормить покалорийнее, одеть попрестижнее, обставить комнату ребенка покомфортнее. Это приводит к серьезным, а порой и печальным последствиям. Прагматические, материальные соображения духовно обкрадывают наших детей: семьи малодетные, отчуждение и непонимание со стороны взрослых.

2

Лишая ребенка ласки и душевной теплоты, взрослые формируют в его сознании комплекс неполноценности, что способствует развитию психических заболеваний, повышенной агрессивности и жестокости.

Многие не научены говорить, как люди, больше того, считают, что речь дана для того, чтобы нападать и защищаться. Дети – зеркало души своих родителей.

Чтобы вести работу с  детьми девиантного поведения, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении, знать в какой среде он воспитывается, кто его родители.

Какой тип детей девиантного поведения характерен нашей школе? С этой информацией нас познакомит социальный педагог Сафронова Е. С.

А что сами дети думают о том, какие они, трудные дети. Причисляют ли себя к данной категории, есть ли в трудных детях положительные качества или присутствует только негатив, к каким последствиям может привести девиантное поведение. Обучающимся параллелей 6-8 классов было предложено ответить  всего на 6 вопросов.  Посмотрим на результаты. Показ диаграмм.( диаграммы прилагаются)

Основными причинами отклонений в поведении учащихся являются:

  1. Недостатки в учебно-воспитательной работе в школе.
  2. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на три группы.

Первая группа – недостатки организационного характера. К их числу относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности.

Вторая группа – ошибки, которые связаны с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. Все дети, растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают, обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. Большой вред наносит убежденность некоторых учителей в умственной неполноценности таких учеников, что деморализует детей, формирует у них неверие в свои силы, настраивает против учителей и школы в целом.

3

Не правы и те педагоги, которые утверждают, что таких учеников «нельзя ничем заинтересовать». Исследования показывают, что очень многих подростков с отклонениями в поведении привлекают техника, современная музыка, спорт, они положительно относятся к отдельным учебным предметам. Для того, чтобы положительные интересы воплотились в соответствующие поступки, детям нужны помощь и поддержка учителя.

  Серьезная ошибка – использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования – обсуждений, порицаний, выговоров, различного рода наказаний. Многократно выслушивая угрозы, подросток привыкает к ним и перестает их воспринимать.

  Непростительную ошибку совершают те педагоги, которые проявляют недоброжелательное отношение к трудным детям, вступая с ними в затяжные конфликты. Это приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учеником, к взаимному непониманию и взаимной неприязни, противоречит идеям педагогики, основанной на принципах сотрудничества. Подросток еще более замыкается в себе, еще сильнее сопротивляется любым попыткам учителей воздействовать на него, его поведение ухудшается.

  Третья группа ошибок обусловлена психологической неподготовленностью педагогов к работе с детьми, у них отсутствует дифференцированный подход к слабым, средним и сильным ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе.

  Вред воспитанию наносят педагогическая бестактность, несдержанность, неуважение некоторыми учителями человеческого достоинства учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными особенностями детской психики.

  Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающие их или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает протест, который проявляется иной раз  в виде грубых нарушений дисциплины и порядка.

Какую ведут  работу с трудными детьми классные руководители нашего лицея, какие принципы , приемы, формы, методы, используют при работе с детьми «девиантного поведения по сохранению их физического и психического здоровья мы сейчас послушаем.

Выступления  Упоровой О.Ю., Кирилловой Г.Н., Шматовой Е.А., Коломейчук Т.В.

Что касается Неблагоприятных условий семейного воспитания

4

Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершения взрослых преступлений.

  Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом поведения для своих детей.

У таких ребят отсутствует «радость завтрашнего дня». Они особенно сильно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи,

  Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, нередко толкают их на преступления.

Послушайте высказывания детей о том, что их беспокоит: «Я бы очень хотела, чтобы меня никогда не били за плохие отметки, особенно по голове», «Я хотел бы, чтобы мама и папа никогда не разошлись», «У моих родителей так много дел даже в субботу и воскресенье, а мне так хочется сходить с ними в лес!», «Мне очень хочется, чтобы родители меня любили и поменьше на меня кричали».

Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребенку.

Чтобы во время увидеть это, классный руководитель должен знать обстановку, в которой воспитывается ребенок. Классный руководитель как никто другой несет ответственность за ребенка, которого ему доверили. Позитивный опыт работы в этом направлении имеют следующие классные руководители: Батищева О.М., Кулакова Т.В., Родина А.Г., Малкова Т.В., Ложкина О.А., Адайкина Л.В., Мякота В.А., Игумнова Е.А., Завальная Е.Л., Коломиец Е.М., Насонова Т.В., кл. рук. 9-10 кл., , Антипова Н.И. Большую работу по формированию здорового образа жизни среди подростков и их родителей проводит   Колесниченко О.З., Кириллова Г.Н., Данильченко Н.В., Аксенова Е.А., Коломейчук Т.В., Аникушина Л.И.

Итак, наша задача сейчас сводится к тому, чтобы выяснить принципы, формы, методы работы с детьми «девиантного» поведения по сохранению их здоровья и наметить дальнейшие пути развития.

 Об этом расскажет наш психолог Колесниченко О.З.

5

Мы можем сколько угодно кивать на социум, на правительство, на повсеместную криминализацию, на острую дефицитность нравственности, но ничего не изменится, пока мы не повернемся лицом к личности. Пока не станем холить ее и лелеять, пока не научимся ее выращивать, как диковинный и прекрасный цветок…

И если вы все время поворачиваете ее к солнцу то одной стороной, то другой, то она тоже будет расти прямо…

в ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком на сегодняшний день мы должны сделать акцент на подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа  может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.

Решение:

  1. Одобрить опыт работы по сохранению физического и психического здоровья детей девиантного поведения следующих классных руководителей: Недороды О.Н., Родиной А.Г., Шматовой Е.А., Коломейчук Т.В.
    2. Педагогам дополнительного образования добиваться привлечения всех трудных детей, состоящих на внутришкольном контроле к занятиям в кружках и секциях.
  1. Классным руководителям 1-11 классов вводить новые формы работы по сохранению физического и психического здоровья детей – проекты « за здоровый образ жизни», « говорящие стены» и др.
  2. Классным руководителям и психологам создать « Папку тревоги» для более раннего выявления детей девиантного поведения и проведения с ними групповой работы, более согласованных действий социально-психологической службы и классных руководителей.

Всероссийская олимпиада научных и исследовательских работ в сфере профилактики наркомании и наркоприступности

6

Список литературы

  1. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. « Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» под редакцией Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского – М., АПКиПРО, 2005 г.
  2. Нечаев М.П. Теория и практика управлением воспитанием. Краткое учебное пособие. – М. 2005г.
  3. Демакова И.Д., « Стратегия развития воспитания: непреходящие ценности». Научно- методический журнал  «Методист» №6 2005г.
  4. Ложникова Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно –воспитательном процессе. Кемерово , 1994г.
  5.  Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы”  2001  год  №  3
  6. Нагаев  В.В.,  Толстов  В.Г.,  Толстов  В.В.  статья  “Основные  направления
  7. социально-психологической,  психотерапевтической  и  правовой   реабилитации
  8. подростков-девиантов”.
  9.  “Забота о семье и детях - забота о будущем” (материалы областной  научно
  10. –практической    конференции    21.09.01г.)    /    сост.    В.И.Балыбердин,

Н.М.Драничникова, Н.И.Осокина.

Всероссийская олимпиада научных и исследовательских работ в сфере профилактики наркомании и наркоприступности

7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

« Профилактика наркомании

 как составляющая воспитательной системы лицея»

Воспитательную систему следует отличать от системы воспитательной работы, которая существует в любой нормальной школе наряду системой уроков, методической работой, и которая является одной из подсистем более широкой системы – школы.

Говоря о воспитательной системе нашего лицея, я буду говорить о ней как о целостном социальном организме, важнейшие компоненты которого связаны приоритетной идеей воспитания детей. В профессиональной деятельности наших педагогов главное – воспитание. Не в каждой школе педагоги смогут поставить процесс воспитания на первое место, отдав ему предпочтение перед обучением или социализацией. Мы же стараемся это делать, так как понимаем, что современной России нужны люди, которые ориентировались бы на интеллигентность, креативность, адаптив ность, чувство собственного достоинства, независимость в суж дениях и ответственность в поступках.

Тип созданной в лицее воспитательной системы можно охарактеризовать как гуманистический, что соответствует общей направленности образовательной системы лицея. В основе ее положены общечеловеческие ценности, представления о свободе личности, безусловном ее уважении и педагогической ценности саморазвития ребенка. В целом структура управления воспитательной системой представлена следующим образом: ( слайд1)

Директор

Педсовет

Совет лицея

Зам. директора по вопит.

работе

Совет кураторов

лицеисты

Зам. дир. по

Учеб.-восп.

работе

Соц.-психол

служба

Совет

лицеистов

Зам. дир. по

Научно-мет.

работе

Орган. по

Физ. Культ.

МО Кл.

руководителей

Командиры 10-х

Командиры 11-х

Командиры 9-х

На становление воспитательной системы нашего лицея повлияли следующие особенности и обстоятельства:

Во-первых, принципиально важным был тот факт, что в 1989 году открылась школа – новостройка, а не реорганизовывалась действующая школа;

Во вторых, обращение к исторической модели – лицею, призванному поднять престиж образования, создать условия для обучения, воспитания и развития детей, поддержать одаренных детей было попыткой преодолеть возникший и прогрессирующий общий кризис  народного образования.

В результате все начиналось с нуля: и сама философия лицейского образования 20 века, и попытка создать реальный лицей в конкретной школе, выработка характера взаимоотношений, рождение традиций, поиск приоритетных направлений деятельности и конкретных форм внеклассной работы в окружении определенной социальной среды.(слайд 2,3). Это было третьей особенностью, так, как город, в котором мы живем, в основном, состоит из военнослужащих и их семей.

Позитивные ожидания были не только для учащихся, учителей, родителей, но и для общественности города. Приветствовалась инициатива, творчество, новые идеи. Коллективная копилка опыта работы позволила на первых порах, пока не родились свои специфические формы работы и не устоялись традиции, воспользоваться позитивными элементами, привнесенными педагогами из разных школ. Поэтому наши первые внеклассные мероприятия носили пробный характер, но при этом были яркими, запомнившимися ребятам праздниками. (слайды,4,5,6,7)

Время шло, лицей менялся, появлялись новые идеи, традиции, коллектив пополнял свою копилку все новыми знаниями, программами, методами работы с детьми. У лицея сложились добрые и творческие отношения с городскими учреждениями дополнительного образования

(слайд8),сформировалась своя система дополнительного образования, включающая в себя работу различных кружков и объединений.(слайд 9,10,11,12,13)

Дети в школу приходят разные и из разных семей. Мы не делим их на категории, школьные дела – они для всех. И все-таки есть дети, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении мы считаем профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство воспитательных воздействий.

Поскольку мы сегодня обсуждаем проблему профилактики наркомании, то я хочу остановиться именно на этой части профилактической работы, которую мы ведем активно у себя в лицее более10 лет . Именно с этого времени в городе постоянно ведется  работа в рамках программы «Профилактика наркомании среди подростков и молодежи».

 Правильно проводимая профилактика в школе гораздо ско рее, чем думают многие, приведет к снижению количества по павших в беду, особенно из числа тех, кто попались или могут попасться из-за своего невежества, неосведомленности, просто из любопытства.


Мы, руководствуясь приказом 1226 от 17.12.99 года Министерства образования РФ, принимаем активное участие в выполнении федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту». мы  осуществляем комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей и подростков (семья, лицей, досуг).

Мы убеждены, что эта работа должна быть обращена и к тем детям, которые еще не сталкивались с проблемой наркотизации и к тем, которые начали экспериментировать с наркотиками и к тем, у которых уже сформировалась наркотическая зависимость.

Для эффективности работы по профилактике наркомании мы предоставляем детям и их родителям объективную информацию о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения.

С Родителями регулярно проводятся тематические родительские собрания, на которых выступают классные руководители, психологи, медицинские работники. Они помогают родителям разобраться в возрастных особенностях детей, информируют родителей о различных наркотических средствах, появляющихся в поле зрения, объясняют на какие особенности в поведении и разговорах детей нужно обратить внимание, чтобы сразу заметить изменения и вовремя забить тревогу, обратиться к специалистам за помощью. Тематику этих родительских собраний мы берем из программы для родительских университетов «Родители против наркотиков».

 Социально-психологическая служба лицея следит за тем, чтобы поток информации о наркотиках детям поступал по мере возможности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Педагоги на уроках, на внеклассных мероприятиях формируют у детей устойчиво – негативное отношение к наркотическим веществам. Эффектив ность прямых назиданий, как правило, невысока. А принцип «косвенного обучения» давно известен и используется каждым опытным педагогом-воспитателем. Именно в этой форме педаго гической работы в контексте уроков истории, хи мии, информатики, ОБЖ, как бы между прочим сообщая те или иные факты, учитель уже ведет профилактическую работу. Это очень эффективный способ формирования представлений ребенка о мире и о нем самом, причем информа ция об опасности при контекстной «подаче» попадает непосред ственно в подсознание и начинает непроизвольно управлять по ведением человека и его и сознанием.

Так например,  на уроке истории учитель в контексте общего разговора о какой-либо войне рассказывает об опиумных войнах, о роли наркотиков в порабощении народов и подчине нии их чуждым традициям, а учитель биологии, говорит о роли наркотиков в процессе разрушения организма,  учитель химии подробно освещает, что происходит с живой клеткой при контакте с наркотическими веществами, а учитель информати ки приводит примеры информационной войны с применением наркотиков, даже учителя математики дают задачи на определение процента смертности при употреблении наркотиков и т.д., это  происходит в нормальной, естественной обстановке того или иного урока, ненавязчиво, всего несколько минут в ходе урока, посвященного совсем другим проблемам.

Никто не любит назиданий, а дети особенно. Именно так, будто мимоходом, ненароком поданная информация, позволяет учителю «проникнуть» в подсознание и сформировать правиль ное представление о наркотиках и наркомании, как о неприем лемом явлении, позволяет ненавязчиво включить в миропони мание школьника полное неприятие наркотика как сильнейше го яда, точно так же, как с детства формируется невозможность в любую жару выпить воды из лужи. Или как не помыть руки перед едой. Сколько раз мы садимся за стол? И каждый раз кто-нибудь да спросит: «А вы не забыли помыть руки?».

В лицее постоянно проводятся классные часы, КВНы, брейнринги, конкурсы плакатов, в этом году смотр художественной самодеятельности проходит под девизом «Нет наркотикам»(слайд15,16,17,1819)

. Правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.- задача классного руководителя, психолога, работающего с учащимися.

 Ребята 8-9 классов с интересом приходят на тренинги, которые проводят для них психологи и социальные педагоги. У нас в вестибюле постоянно весит информация «Где искать поддержку?», которая включает в себя номера телефонов и адреса учреждений наркологической помощи. В лицее систематически проводится исследование обучающихся «Проблемы употребления наркотиков


Целью исследования является:

  1. Изучение отношения подростков к употреблению психоактивных веществ;
  2. Исследование проблемы наркозависимости в г. Краснознаменске;
  3. При необходимости оказание помощи учащимся, родителям и учителям при работе с классами.

Анкетирование проводится в анонимном порядке, на классных часах, в знакомой обстановке и в индивидуальном темпе выполнения. Каждый ученик имеет свой бланк вопросов и ответов, что позволяет снизить активное обсуждение вопросов.

При обработке ответов выяснилось, что среди учащихся 9-10 классов лицея нет детей, которые бы пробовали хотя бы раз наркотики. Соответственно 100% детей не употребляют наркотики на момент исследования. Все учащиеся выявили готовность не употреблять наркотики в будущем. Однако, 8% опрошенных утверждают, что при желании в нашем городе можно достать наркотические вещества.

На вопрос о том, что побуждает людей употреблять наркотики дети ответили:(Слайд20)

Стремление испытать новые ощущения – 35%

Чтобы узнать, что это такое – 25%

Желание не отличаться от других – 11%

Не знаю – 29%

Особо следует подчеркнуть, что все учащиеся отметили, что они осведомлены о последствиях употребления психоактивных веществ, и считают, что наркотики наносят вред здоровью и социальному благополучию людей. Дети сами предлагают методы и средства борьбы с наркоманией. Вот некоторые выдержки из детских сочинений: (слайд21)«… изолировать наркоманов от общества, создавать заводы по производству лекарств, которые маскировать под наркотики и давать эти заменители наркоманам таким образом отучать их от зависимости, закрыть границы, проникать в среду наркоманов, или уничтожать наркоманов, торговцев, изготовителей.» Часть подростков реально видят решение проблемы в создании бесплатных клиник для лечения наркозависимых, в усилении контроля над выпиской рецептов.

Для преодоления проблемы наркомании необходимо взаимопонимание и сотрудничество прежде всего родителей, детей и специалистов, работающих с детьми. В лицее стали традиционными встречи с наркологом города, беседы с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками городской детской поликлиники, которые пропагандируют в среде учащихся вместе с педагогами здоровый образ жизни.

Мы очень надеемся, что наша забота о детях, наше неравнодушное отношение к проблеме наркотиков принесут свои плоды. Для нас сейчас самое важное, чтобы дети поняли, что жизнь прекрасна и замечательна, мир вокруг многогранен и интересен, что сердца наших детей должны стучать ровно и правильно, и если ритм этих сердец и будет учащаться, то это будет происходить только от радости.



Предварительный просмотр:

Для того, чтобы воспитание детей было успешным,

надо чтобы воспитывающие люди,

не переставая, воспитывали себя. (Л.Толстой)

Конфронтация семьи и школы достигла своего предела. Семья не всегда  верит школе. Школа отвечает семье тем же, обвиняя родителей за полное отсутствие семейного воспитания и распущенность маленьких детей, наполняющих школу. Ситуация усугубляется еще тем, что на открытый конфликт не идет ни одна из сторон: семья осторожно ведет себя, охраняя ребенка от педагогического гнева, а школа из-за растерянности перед сложившимися обстоятельствами сегодняшней семьи робеет перед ней как перед сильным врагом своим.

        Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

        Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.

Сейчас, когда продолжается реформирование школы,  в центре внимания, как и всегда, остается ребёнок. Но без совместной работы родителей и школы невозможно воспитать личность, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё место в жизни, стать счастливым. Чтобы этого добиться, нужна согласованность в воздействии  взрослых на ребёнка. Роль семьи здесь трудно переоценить. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются  наши задачи. Главные из них: ( слайд 4)

  1. Добиться единства процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
  2. Изучить воспитательные  возможности семей.
  3. Оказывать скорую воспитательную помощь семье.
  4. Повышать  педагогическую культуру родителей.
  5. Добиться общей заинтересованности  учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка.
  6. Уметь  координировать усилия семьи и школы. 

Если мы сделаем родителей своими союзниками, то  станем сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с  родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Это поможет избежать традиционных конфликтов между учителями, детьми и родителями. Более того, родители , чаще  с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах лицея. Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители должны стать ведущим субъектом. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Сейчас  вообще  семью рассматривают наравне с государством как одного из важнейших социальных заказчиков образования. Изменилась роль и место родителей в образовательной политике лицея, так как они, родители, сейчас стали активными участниками педагогического процесса. Представители родительских комитетов классов входят в общешкольный родительский комитет, являются членами управляющего Совета лицея и даже принимают участие в утверждении стимулирующих надбавок оплаты учителям. Родители равноправные участники  учебно - воспитательного процесса в классе. Именно они вместе с классным руководителем решают вопросы планирования, контроля и анализа деятельности классного коллектива.

     Администрация, педагоги лицея, классные руководители, психологи изучают позицию родителей, стили и методы семейного воспитания, проводят социально-педагогические опросы, анкетирование, учитывают мнение родителей при комплектовании и организации классов, выборе направлений учебной и воспитательной работы лицея в целом и своих классов.

Многолетний опыт работы убеждает строить взаимодействие с семьей по следующим направлениям:(слайд 5)

  1. Информирование
  2. Просвещение
  3. Консультирование
  4. Обучение
  5.  совместная деятельность

Родители в большинстве своем для ребенка все: источник эмоционального тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для подражания, друзья и советчики. Часть своей роли семья передает нам, учителям, но ее полноценное исполнение возможно только при условии , что лицейские требования поддержаны родителями и устраивают их. При подготовке к педсовету по моей просьбе классные руководители предложили  родителям ответить на несколько вопросов. Я предлагаю Вашему вниманию результаты этого опроса. ( слайды 6,7.8,9,10)

                 Как видите,  большинство опрошенных родителей удовлетворены нашей с вами образовательной деятельностью. Однако, в разделе « другое»  высказывали свои пожелания о  качестве преподавания предметов, работе некоторых учителей-предметников, классных руководителей, об организации быта и питания своих детей. С начала нового триместра мы учли некоторые пожелания родителей и теперь меняем режим пользования старшей раздевалкой.

Но нельзя учитывать только позицию родителей.  Какова же наша позиция?

Из анкеты, которую мы провели среди классных руководителей начальной школы, мы увидели, что большинство учителей на вопрос: Что вы ждете от родителей вашего класса? ответили: (слайд 11)

  1. взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания и единства требований в вопросах воспитания и обучения детей – 100%
  2. контроль за поведением и учебой детей – 85%
  3. добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) – 50%
  4. оказание помощи в выполнении домашнего задания – 65%

Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя? ( слайд 12)

  1. хорошего отношения к детям – 65%
  1. справедливых оценок – 50%
  2. прочных знаний  – 85%

А вы готовы оказать эту помощь? (слайд13)

да – 95%

не могу – 5%

Как видим в начальной школе самое большое внимание учителя уделяют знаниям детей, и именно в получении и контроле знаний ждут от родителей своего класса помощи. В, принципе, это понятно. Главная задача начальной школы подготовить хорошую базу для дальнейшего обучения ребенка. Но удивляет то, что учителя начальной школы не слова не сказали о роли родителей в воспитании  детей. Они бьются с этим сами?

   Успех в работе с семьей - это когда родители идут в школу и со своими радостями , и с сомнениями, когда они сплотились в единый коллектив. А чтобы такое произошло, учителю надо хорошо знать условия и особенности воспитания в каждой семье. Надо ближе  познакомиться с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, понять стиль жизни семьи, ее уклад ( чем она живет, каковы ее социальные установки, нравственные и духовные ценности, взаимоотношения с окружающими и друг с другом, семейные традиции. Большая роль в формировании сотрудничества  школы и родителей отводится классным  руководителям, которые выполняют большую по объему работу, результаты которой видны зачастую не сразу. Активно работают с семьями классные руководители: Аникушина Л.И., Мякота В.А., Колесниченко О.З., Насонова Т.В., Подолян И.В., Аксенова Е.А.  (выступление Колесниченко О.З.)

Большую работу по взаимодействию с семьей проводят учителя начальных классов Ларина О.В., Бабич Л.П., Родина А.Г., Батищева О.М., Волкова  Е.М., Гордийко С.И. ( выступление Волковой Е.М.)

Классные  руководители активно вовлекают родителей  в классные и общешкольные мероприятия. Большое значение в работе классного руководителя уделяется формированию позитивного отношения родителей к школе –это « сук на котором  мы сидим». Надо помнить, что мы одна команда.  Выступление Коломейчук Т.В.)

Важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика. (Выступление Мякоты В.А.)

Но часть учителей практикует приглашать родителей для беседы в школу или на заседание родительского комитета,  на административный совет, что не всегда способствует откровенному разговору, а иногда ведет и к возникновению конфликтных ситуаций. Этот вопрос требует дальнейшего внимания. Ни для кого не секрет, что на родительские собрания приходят далеко не все родители  ( 30-50%) и как правило в большинстве это родители учащихся, к которым нет вопросов ни по успеваемости, ни по поведению. Я хочу напомнить вам некоторые правила проведения классных собраний , которые часто помогают найти общий язык с родителями. ( слайд 14, 15)

Однако, мы добились многого, когда стали проводить Дни открытых дверей для родителей. Им очень удобно встретиться со всеми учителями в один день, и узнать о своих чадах как можно больше, ведь они сейчас видят своих детей очень мало из-за  своей занятости на работе, да еще многие родители работают вне города и общаются со своими детьми еще реже.

Что же нам с вами еще необходимо предпринять, чтобы активнее привлечь родителей в школу?

    Вовлечь их  в учебно-воспитательный процесс? Разнообразить формы работы с родителями ? Мы уже используем с вами:

  1. Коллективные формы  - собрания, встречи, диспуты, лекции,  может добавить еще и практикумы, круглые столы, конференции?
  2. Групповые - деятельность родительского комитета, может, будут действенны кружки и  клубы по интересам? Правда, наши дети и так загружены , что им некогда просто отдохнуть, подумать, поговорить со своими родителями.
  3. Индивидуальные  - беседы, консультации, посещение на дому
  4. Особое внимание   надо уделять организации и проведению совместных праздников

Ответ  казалось бы, прост: надо сделать  так, чтобы родителям было в школе интересно, а посещение приносило  пользу, не вызывая негативных эмоций.

Но, все-таки, мне кажется, родители  будут уважать классных руководителей, помогать им, сотрудничать с ними, если педагогов будут любить и уважать их дети. Так какими же  должны быть классные руководители?Вот, что показал опрос. Детям и классным руководителям были заданы похожие вопросы. Как же они на них ответили? (слайды 16 -21)

Чему должен уделять классный руководитель  большую часть своего времени?

1м – Внеклассной работе

2м – проблемам своего класса

3м – успеваемости и дисциплине

4м – своей семье

Каким должен быть хороший классный руководитель?

1м – добрый

2м- понимающий

3м – справедливый

4м – строгий

5м – современный

6м - ненавязчивый

- вопрос о школьной форме, на который ответили так: 57,3 % - положительно относятся к школьной форме, 42, 7% - отрицательно.

-  что нужно сделать кл. рук., чтобы ученики его класса приходили на занятия в форме? – убедить, заинтересовать, пойти на уступки, постоянно проверять, отменить.

Итак , сейчас как и раньше, нужно находить точки соприкосновения, общий язык и взаимопонимание. Кому, как не нам это под силу, особенно если будем соблюдать    ( СЛАЙД 22)

Правила педагогической гигиены

  1. Пришел в лицей – сделай умное и благородное лицо.
  2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
  3. Деньги и педагогика малосовместимы.
  4. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
  5. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
  6. Шути до тех пор, пока не научишься.
  7. Помни – плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
  8. Каждый раз, когда тебе хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
  9. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
  10. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  11. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
  12. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
  13. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой. 

Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно. Но мы понимаем что союз семьи и школы – это важнейшее условие совершенствования учебно-воспитательного процесса  в 21 веке

Рефлексия

Дидактический синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Например, ( слайд 25)

  1. Педсовет
  2. Продуктивный, эффективный
  3. Обсуждали, общались, проектировали
  4. Искали эффективные пути взаимодействия
  5. Сотрудничество.

 Проект решения: (слайд 26)1. МО классных руководителей продолжить работу по использованию традиционных и нетрадиционных форм,  приемов, методов взаимодействия с семьей;  

2. Классным руководителям 5-11 классов обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний

3. Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родители и школа: Пути достижения воспитательного взаимодействия .

Слайд 2

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди , не переставая, воспитывали себя. Л.Толстой

Слайд 3

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.

Слайд 4

Задачи: 1. Добиться единства процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка. 2. Изуч ить воспитательны е возможност т сем ей . 3. Оказывать с кор ую воспитательн ую помощь семье . 4. Повыш ать педагогическо ую культур у родителей . 5. Добиться общей заинтересованности учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка. 6. Уметь координировать усилия семьи и школы.

Слайд 5

Многолетний опыт работы убеждает строить взаимодействие с семьей по следующим направлениям: Информирование Просвещение Консультирование Обучение Совместная деятельность

Слайд 11

Что вы ждете от родителей вашего класса? взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания и единства требований в вопросах воспитания и обучения детей контроль за поведением и учебой детей добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) оказание помощи в выполнении домашнего задания

Слайд 12

Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя? хорошего отношения к детям справедливых оценок прочных знаний

Слайд 13

Вы готовы оказать эту помощь?

Слайд 14

Секреты успешного проведения родительского собрания ВАЖНО!!! Говорите о проблеме, а не о персоналиях. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей. Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно. Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).

Слайд 15

Семь правил успешного проведения родительского собрания Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!

Слайд 17

Чему должен уделять классный руководитель большую часть своего времени? 1м – Внеклассной работе 2м – проблемам своего класса 3м – успеваемости и дисциплине 4м – своей семье Каким должен быть хороший классный руководитель? 1м – добрый 2м- понимающий 3м – справедливый 4м – строгий 5м – современный 6м - ненавязчивый

Слайд 19

Какие проблемы вы обсуждаете с классным руководителем

Слайд 20

Какие проблемы обсуждаете с детьми?

Слайд 22

Правила педагогической гигиены Пришел в лицей – сделай умное и благородное лицо. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое. Деньги и педагогика малосовместимы . Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили. Шути до тех пор, пока не научишься. Помни – плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу. Каждый раз, когда тебе хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой.

Слайд 23

Что Вас не устраивает в проблеме взаимодействия семьи и школы?

Слайд 24

Что Вы можете предложить, чтобы изменить ситуацию?

Слайд 25

Педсовет Продуктивный, эффективный Обсуждали, общались, проектировали Искали эффективные пути взаимодействия Сотрудничество.

Слайд 26

МО классных руководителей продолжить работу по использованию традиционных и нетрадиционных форм, приемов, методов взаимодействия с семьей; Классным руководителям 5-11 классов обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов. Проект решения :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...