Ролевая игра как интерактивный метод обучения.
методическая разработка по теме

Магомедова Вероника Франкельевна

В данной статье рассмотрен метод ролевой игры на уроках иностранного языка.  Рассмотрены плюсы и минусы данного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_kak_interaktivnyy_metod_obucheniya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра как интерактивный метод обучения.

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру тремя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство развития умственных действий и средство развитие мотивационного поведения.[25;21].

Ролевые игры являются одним из основных приемов на интерактивных занятиях. В ролевой игре участникам предлагается примерить на себя роль другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование). Эти методики способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания, сочувствия к другим людям.

Ролевые игры - это эффективный метод обучения учащихся практическим навыкам работы, она используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепление и развитие творческих способностей, а также  для формирования  общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр состоит в том, что  в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения [7;30].

Многие ученики поначалу могут испытывать робость при участии в ролевой игре, однако, в большинстве случаев, в ходе работы на смену ей приходит уверенность в своих силах  и готовность к сотрудничеству.

Для обеспечения эффективности ролевых игр они должны быть узконаправленными и тщательно спланированными.

Преподаватель в данном контексте может играть роль куратора (помогать в случае затруднения в языковом плане), наблюдателя (следить за ходом игры, комментировать происходящее, давать советы) или вместе с учащимися примерить на себя роль участника.

Но для чего вообще используются ролевые игры? Почему этот метод столь популярен в педагогической практике? Ролевая игра это отличный способ:

  • Диагностики
  • Демонстрации навыка
  • Демонстрации типичных ошибок
  • Тренинга отдельного или комплекса навыков
  • Оценки эффективности обучения
  • Вовлечения в работу пассивных студентов за счет повышения уровня мотивации

Для успешной реализации необходима тщательная подготовка, которая включает в себя:

  • определение целей
  • планирование ролевой игры
  • разработку и адаптацию сценария согласно языковому уровню учащихся
  • распределение ролей
  • подготовка раздаточного материала
  • подготовка оборудования и кабинета

Опасности и сложности применения игровых методов.

Как это ни парадоксально, но даже при тщательном планировании ролевой игры могут возникнуть непредвиденные сложности, а именно:

  • недостаток навыка (как у педагога, так и у учащихся)
  • дисбаланс информации
  • ошибка в оценки уровня подготовленности учащихся
  • неудачно составленные упражнения.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку способствует более успешному овладению иностранным языком.

Список использованной литературы.

1.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Ин-т «Открытое общество», 2000.

2. Кларин  М.В. Инновации в мировое педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998.

3. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку.-Минск. ТетраСисмекс.2003.

4. Эльконин Д. Б. Э53. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - интерактивный метод обучения.

В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории....

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Игры на уроках химии как интерактивный метод обучения

Материал содержит методические рекомендации по использованию разных видов игр на уроках химии как одного из основных интерактивных методов обучения в школе....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Ролевая игра как эффективный метод обучения младших школьников

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приор...

Интерактивные методы обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка

В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудниче...

Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...