"Быть значит общаться диалогически..."
статья по теме
Доклад на окружном семинаре-практикуме. Позже опубликован в журнале "Этическое воспитание". Посвящён теоретическим аспектам диалога. Перечислены учёные, которые изучали теорию диалога. Инновационная технология "этического диалога" (автор д.п.н.,профессор Шемшурина А.И.) опирается на широкую научную базу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_byt.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть - значит общаться диалогически…» (о психолого-педагогических аспектах диалога в теории и практике этического воспитания)
Отношение к ребёнку как к субъекту предполагает ценностное отношение к каждой детской личности, уважение её самобытности, понимание того, что ребёнок имеет собственную жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир, что ребёнку в любом возрасте свойственны честь и достоинство, что он жаждет справедливости, нуждается в сострадании, общении, диалоге и поддержке, что он способен мыслить и творить, наделён свободой морального выбора, может совершать ошибки, но способен к их осознанию, покаянию и возрождению к лучшему. Из ценностного отношения к ребёнку как человеку, обладающему свойством субъектности, вырастает понимание цели ценностно-ориентированного подхода: не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нём механизмы саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой.
Осваивая программу «Основы этической культуры» мы включаем детей в ситуацию выбора ценностей и их осмысления, нравственно-мотивированных отношений, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков. Общение с ребёнком является основным средством реализации задач воспитания и развития. Как же обеспечить организацию такого психолого-педагогического взаимодействия, которое бы способствовало развитию личности ,формированию её высоких нравственных качеств, раскрытию потенциалов постоянного самосовершенствования?
Психолого-педагогическая практика показывает, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное влияние на школьника. Основные проблемы обучения и воспитания в современной школе как раз связаны с недостатком выраженности или отсутствием у педагогов знаний и навыков эффективной организации процессов межличностного взаимодействия, общения, правильной инструментовки психологического воздействия, они осуществляются без учёта актуальных состояний и отношений Весь спектр вербальных и невербальных средств общения, используемых учителями: авторитарный тон, желание доминировать, поучать, манипулировать учащимися в той или иной степени - приводят к отрицательным психологическим последствиям.
Наиболее эффективным является субъектный подход, утверждающий активность и избирательность субъекта в процессе общения. Основные идеи этого практического направления в психологии были заложены в трудах таких учёных как Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский. Современное научное обоснование субъект - субъектный подход получил в трудах А.А. Бодалёва, Б.Ф.Ломова, Т.А.Флоренской, Г.А.Ковалёва и др.
Психологическим условием реализации стратегии субъектного подхода является Диалог. В состоянии Диалога две личности начинают образовывать некое общее психологическое пространство, создавать единое эмоциональное «со-бытие», в котором творческий процесс взаимораскрытости создаёт условия для саморазвития. Диалог - высший уровень организации общения.
В понимании сущности диалогического общения огромную роль играет творческое наследие М.М. Бахтина, ведь главная идея его гуманитарного метода-идея Диалога. Для Бахтина «быть – значит общаться диалогически». Причём «Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия». Диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания. По Бахтину «диалогические отношения…это почти универсальное явления, пронизывающие всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще всё ,что имеет смысл и значение… Где начинается сознание ,там…начинается и диалог». В работах Бахтина о диалоге встречается понятие «вненаходимость». Что подразумевает Бахтин под этим понятием? Чтобы понять собеседника, его индивидуальность, нужно быть как бы вне его, соблюдать некую дистанцию по отношению к нему. Эту позицию можно сравнить с позицией бесстрастности. Когда мы пристрастны, эмоциональны-мы не объективны.
«В Диалоге, в отношении «вненаходимости», пишет Бахтин,» другой человек предстаёт для меня не как равнодушно-типичный Он и не как подобно-тождественный мне Двойник, но как Иное Я…, как уникальный Субъект, как Собеседник». Бахтин пишет очень хорошие слова о «напряжённой и любящей вненаходимости»: для этого состояния надо быть любящим Другого как Другого в его неповторимой уникальности.
Это трудная установка. Мы должны освободиться от желания навязывать свои взгляды и мнения, должны помнить, что диалогический принцип-«минимум воздействий». Психологический минимум «парадокса воздействия» этического Диалога в том, что чем меньше мы вторгаемся со своими установками во внутренний мир человека, тем больше шансов, что он услышит голос совести, сделает правильный нравственный выбор.
Итак, не поучать, а говорить на уровне понимания собеседника!
«Доминанта на собеседнике» А. Ухтомского и «вненаходимость» М.Бахтина помогают нам поставить собеседника на первое место, понять его уникальность и индивидуальность.
Технология этического Диалога как основного метода проведения этического занятия в программе А.И. Шемшуриной позволяет школьнику быть «ожидаемым собеседником», помогает в осмыслении себя как личности и как гражданина. Общение строится по схеме «вопрос-ответ» в логике таких составляющих сюжета занятия как : »завязка» - «логически выстроенный диалог» -«кульминация(нравственный выбор» - «открытый финал». Это уникальная технология диалогического общения, творчески развивающая идеи М.М. Бахтина и А.А. Ухтомского. На сегодняшний день это один из наиболее эффективных способов реализации ценностно-ориентированного подхода, позволяющий педагогу стать партнёром в общении со школьником, ощутить радость от Со - творчества, Со - участия и Со - бытия…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Здоровым быть - значит...???" по программе ЗОЖ
Беседа о здоровом питании человека, о вредных привычках....
«Быть современным, значит быть толерантным!»
Цели:1. Улучшение психологического климата в группе.2. Создание условий для формирования терпимости к различ...
Быть здоровым – значит быть красивым!
Классный час для учащихся 5-6 классов...
Эссе на тему:«Стремление человека быть центром общего внимания людей – пагубно для него, ибо ничто не умерщвляет душу так быстро, как жажда нравиться людям». М. Горький
Сочинение-рассуждение о стремлении человека быть в центре внимания людей....
Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....
Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"
Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...
Быть здоровым- значит быть мудрым.
Беседа о здоровом образе жизни....