«Как научить ребенка «любить» математику, если у него «гуманитарный» склад ума?»
статья по теме
Я в статье попыталась показать работу учителя с детьми "гуманитарного" склада ума.На конкретном примере рассмотрела, как можно привить интерес к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 269
город Волгоград
«Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада»
Подготовила:
Спикина Галина Владимировна
инструктор по физкультуре
Волгоград 2011
Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивающий здоровье человека в течение всего последующего развития. Вместе с тем, в средствах массовой информации, всё чаще звучат тревожные сведения о неуклонном росте числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, преобладание статических нагрузок, что ведёт к сокращению объёма двигательной активности и, как следствие снижению мышечного тонуса и общей слабости мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. [1]
В этой связи педагогами ДОУ ведётся активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию, укреплению здоровья дошкольников и поэтому лечебная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а также приобретение воспитанниками таких качеств и умений, которые будут им полезны в дальнейшем для сохранения и укрепления здоровья.
Целью работы по физическому воспитанию в таких группах является отбор и систематизация различных здоровье - сберегающие средств, способствующих формированию мышечного корсета ребёнка и свода стопы, внедрение в коррекционную работу инструктора по физической культуре лечебной гимнастики для своевременного и эффективного устранения (имеющегося патологического и пред патологического состояния) на ранних этапах формирования нарушений осанки и плоскостопия.
В качестве основных задач выдвигаются :
- охрана и укрепление здоровья детей;
- обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья ребёнка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни ребёнка.
После медицинского осмотра , анкетного теста-опроса родителей, оценки физического развития детей по специальной таблице, оценки опорно-двигательного аппарата, составляется план индивидуально-оздоровительной работы и лечебной физкультуры проводимой в режиме дня.
Основной особенностью лечебной физкультуры является выполнение физических упражнений в игровой и танцевальной форме. С давних пор ритмику используют как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов.
В предлагаемой системе коррекционно-оздоровительной работы была разработана модель комплексной оздоровительной работы с детьми; составлены комплексы для вводного, основного и заключительного периода курса ЛФК; апробирована система работы по лечебной физкультуре. В перспективный план работы на год по специально организованному обучению детей помимо традиционных форм проведения физкультурных занятий включены специально организованные занятия по лечебной физкультуре, учитывающие специфику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
С целью повышения интереса детей к занятиям ЛФК, в нашем дошкольном учреждении используются следующие формы оздоровительно-развивающей работы с детьми: утренняя гимнастика с элементами оздоровительных игр, степ-аэробика, музыкально-ритмические оздоровительные игры, фитбол-гимнастика, игровая ритмика, профилактическая гимнастика, ортопедические минутки, коррекционные занятия с детьми по профилактике нарушения осанки и по профилактике плоскостопия, двигательная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Физические упражнения – являются ведущим средством устранения нарушений осанки. Они используются при всех видах нарушений осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, трофические процессы. Общеразвивающие упражнения выполняются из различных исходных положений, используются для развития всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, а также с использованием тренажёров. [2]
Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки. Оздоровительную направленность лечебная физкультура приобретает лишь при обеспечении нагрузки на все группы мышц и физиологические системы организма. Основными критериями дозировки при проведении коррекционно-оздоровительных упражнений являются: исходные положения при выполнении упражнений, подбор физических упражнений, количество повторений каждого упражнения, методы выполнения упражнений, продолжительность занятия, моторная плотность.
Исправление дефектов осанки – процесс длительный. Поэтому в оздоровительной группе занятия физкультурой проводятся ежедневно. Из них два раза в неделю - физкультурные занятия, 2 раза в неделю – лечебная физкультура, 1 раз в неделю – занятие на прогулке, состоящее из оздоровительных подвижных игр.
Занятия лечебной физкультурой проводятся курсами, длительность каждого составляет два месяца. В год ребёнок проходит два курса, который подразделяется на три периода: вводный, основной, заключительный. Первый : третья и четвёртая недели сентября – вводный период первого курса, октябрь - основной период, первая и вторая неделя ноября – заключительный период. Второй курс ЛФК начинается со второй половины января (вводный период), февраль – основной период, первая и вторая недели марта – заключительный период.
Методика проведения лечебной физкультуры следует основным методическим принципам: осознанности, доступности, систематичности, последовательности и наглядности. Она показана всем детям, противопоказания имеют лишь временный характер. [3]
Для повышения интереса детей к занятиям лечебной гимнастикой используются следующие средства: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, игровая ритмика, упражнения с различным физкультурным оборудованием, тренажёры, массажёры.
Нарушения осанки напрямую связаны с образовательным процессом. При проведении воспитательно-образовательного процесса напряжение мышц генерируется, у ребёнка наблюдается моторно-закрепощённая статическая поза и поэтому необходимо чаще снимать у детей напряжение, расслабляться. Хорошим средством для снятия напряжения и расслабления являются музыкально-ритмические оздоровительные игры. Оздоровительные игры с традиционным и нестандартным физкультурным оборудованием, массажи различного вида, игровая гимнастика, игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, игры в сухом бассейне.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей с нарушениями осанки и плоскостопием является грамотная высокоэффективная организация здоровье сберегающей двигательной среды. Для реализации предложенной системы оздоровления дошкольников сформирована модель предметно-развивающей двигательной среды. Центры здоровья в группах мы пополнили нетрадиционным физкультурным оборудованием: массажные коврики; корригирующие дорожки различной формы, длины и конфигурации для проведения работы по профилактике плоскостопия; массажёры для улучшения кровообращения; изготовили игры для проведения дыхательной гимнастики; цветные бутылки для проведения общеразвивающих упражнений, развивающих опорно-двигательный аппарат и используемые для проведения различных видов ходьбы и бега; большие и мелкие лечебные мячи, массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп и верхнего плечевого пояса.
Это разнообразное оборудование используется воспитателями в течение всего дня при проведении индивидуальных занятий, в двигательных паузах, ортопедических минутках, в оздоровительной гимнастике после сна, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении праздников и оздоровительных досугов.
Система оздоровления дошкольников средствами лечебной физкультуры позволила интегрировать в модель комплексной оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие, совместную деятельность инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ, специалистов ГУЗ «Волгоградский областной центр восстановительной медицины и реабилитации № 3», и, что особенно важно родителей. С родителями воспитанников проводятся не только консультации, но и совместные с детьми занятия, тренинги, праздники и досуги, конкурсы семейных стенгазет по теме формирования основ здорового образа жизни.
Для использования в ДОУ предложенной оздоровительной системы не требуется дополнительного оборудования и финансирования. Отражением эффективности оздоровления дошкольников средствами лечебной физкультуры являются тенденции к улучшению состояния опорно-двигательного аппарата, повышение уровня физической подготовленности детей. На этом фоне отмечается повышение интереса детей к занятиям физической культурой, повышение интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения по оздоровлению методами лечебной физкультуры. Кроме того, значимым для улучшения здоровья детей при реализации предложенной системы оздоровления дошкольников с нарушениями осанки и плоскостопием является увеличение недельного объёма их двигательной активности в связи с ежедневным проведением различных занятий по физической культуре.
Список литературы:
1. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2-2.
2.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- Библиотека учителя физической культуры. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002г.
3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
М. Гуманит. Изд-во Центр ВЛАДОС, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка любить книги
книги...

Консультация для родителей "Научите ребенка любить книгу"
Консультация для родителей "Научите ребенка любить книгу"...

Листовка "Как научить ребенка любить читать"
Листовка, практические советы о том как научить ребенка любить читать....

Статья "Как научить ребенка любить книгу?"
В последние десятилетия, к сожалению, мы наблюдаем поколение детей и их родителей, которые не проявляют никакого интереса к чтению. Уроки литературы для учащихся – некое обязательство. Всё сложн...

«Как научить ребенка любить книгу»
Уважаемые родители! В данной консультации для вас подобраны полезные советы как научить ребенка любить книгу....