Добрые советы родителям. Как научить ребенка любить читать книги.
статья на тему

Вайс Ирина Викторовна

Статья к размышлению родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrye_sovety_roditelyam.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Добрые советы родителям.

Как  научить ребенка любить читать книги.

Можно ли убедить ребенка читать?  Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя?

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс.

         Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению.

Дети 8-11 лет — совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%. Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению.

(По материалам статьи Дарьи Рощеня)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы ребенок любил читать

Советы родителям....

Добрые советы родителям

Советы родителям, как воспитывать своих детей. Заповедь: каждый ребёнок заслуживает любви и уважения, научитесь слушать и слышать детей и вы сами будете услышаны.  ...

Консультация для родителей "Научите ребенка любить книгу"

Консультация для родителей "Научите ребенка любить книгу"...

Листовка "Как научить ребенка любить читать"

Листовка, практические советы о том как научить ребенка любить читать....

Тренинг «Семь волшебных ключей ( или несколько добрых советов родителям)».

Данное мероприятие способствует эффективному взаимодействию классного руководителя и родителей, воспитанию ценностного отношения к семье, формированию позитивного опыта семейных отношений....

Рекомендации для родителей «Чтобы дети любили читать»

laquo;Как заинтересовать ребёнка чтением книг?»...

Буклет "10 добрых советов родителям при организации обучения на дому"

Надомное обучение - это учёба дома или в медицинском учреждении. Предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу. Например, с ограниченными возможностями здор...